Карл Шинкель, Кони Клодта, Каслинский завод
В Берлине сегодня можно встретить некоторые штрихи взаимного обмена с Петербургом в эти наиболее дружественные годы.
Вы вступаете на Дворцовый мост в Берлине и вдруг видите, что решётки моста чем-то вам мучительно знакомы. Да-да , да конечно, такие же решётки на Аничковом мосту в Петербурге. История такова. Этот Дворцовый мост (Schloßbrücke) первоначально назывался Собачьим. Собачий потому, что на мосту собирались господа для охоты с собаками в охотничьих угодьях сразу за Бранденбургскими воротами,т.е. в Тиргартене (Tier-зверь, Garten-сад). С течением времени , с созданием парадного бульвара Unter-den-Linden появилась потребность в новом соответствующем оформлении моста.
В Берлине в то время работал знаменитый архитектор и скульптор Карл Шинкель. Для Берлина этот человек значил примерно тоже, что Карл Росси для Петербурга. Т.е. он был законодателем архитектурной моды. Как раз в этот период в архитектуре властвовал классический стиль и начинался некий переход к неоготике, необарокко, и т.д..
Шинкель много строил в Берлине и не только. Сумел он построить и Готическую часовню в парке Александрия в Петергофе.И парк назван по имени Императрицы («Собственная дача Александрия её Императорского Величества»). А в Берлине, из сохранившихся построек, он был автором Старого музея (Alte Museum), Neue Wache, Schauspielhaus, Friedrichwerdekirche, Шарлотенхоф в парке Сан-Суси и много ещё в разных местах. Влияние Шинкеля в Берлине, а Росси в Петербурге было столь велико, что и по сию пору оно определяет особый стиль исторических их частей. В Петербурге советского периода, например, здание станции метро «Кировский завод» будто точно срисован с Neue Wache в Берлине.
Шинкель создал проект нового моста и украсил его группами аллегорических сюжетов на древнегреческие темы, изготовленные из каррерского мрамора. Если рассматривать скульптуры, то каждая из них несёт определённый смысл. Вот Богиня войны обещает воину славу и победу, а вот Богиня мира призывает к миру и поддерживает уже раненного или погибшего воина. Сюжеты, наверно, определялись тем, что рядом находится здание Арсенала (Zeughaus).
Решётки моста выполнены по рисункам того же Шинкеля. На решётках то морские коньки с трезубцем, то сирены. В промежутках тритоны.
Примерно, через 20 лет в Петербурге приступили к перестройке Аничкова моста. Для украшения использовали уже частично готовые скульптурные группы под общим названием «Укрощение коня» работы барона Клодта.
По первоначальному проекту скульптуры хотели установить на набережной Невы у Академии художеств.Дело затянулось, на набережной поставили сфинксов, а Кони Клодта получили место по четырём углам нового Аничкова моста. Дальше история изготовления и установки растянулась на целых десять лет. В промежутке две группы подарили в Берлин и там установили их на почётное место перед порталом №4 Королевского дворца ( копию этого портала теперь можно видеть, встроенную в фасад здания бывшего Госсовета ГДР). Подарок русского царя своему тестю сохранился и теперь стоит в довольно непрезентабельном виде перед зданием бывшего суда, затем контрольной комиссии союзных войск в Кляйст-парке(Прим. смотри дополнительный пост).
Другие две группы дарились Неаполитанскому королю.
А решётки для Аничкова моста изготовили по рисункам Шинкеля, тем же, что и для Берлина, на Каслинском заводе( рисунки были те же, а размеры чуть отличались). Шинкель очень много занимался чугунным литьём и на Каслинском заводе с той поры производили множество художественных изделий из чугуна: стулья, скамейки, столы, посуду, фигурки и т.д. Заслуги Шинкеля в деле обучения каслинцев художественному литью особо отмечены в описании истории завода. Каслинцы оказались способными учениками и производят превосходные тонкие , изящные изделия. Особенно, славятся малые скульптуры.(Прим. в 2020 году просмотрел заново в русском интернете историю каслинского художественного литья. Увы, имя Карла Шинкеля как учителя технологии тонкого художественного литья отсутствует, а теперь пишется так:" В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.")
Во время второй мировой войны скульптуры и в Берлине, и в Петербурге закопали и таким образом сохранили.
Решёткам досталось. На Аничковом мосту разорвалась 350-килограммовая бомба. Большая часть решётки погибла. Берлинской решётке тоже досталось. Один пострадавший элемент («тритон») выставлен чуть в стороне на краю Lustgarten.
...........................
Карл Шинкель..............................................Карло Росси
Готическая часовня Скульптуры Клодта в Берлине
в Петергофе............................................................................................
Решётка Schloßbrücke в Берлине
.....................
................................Изделия Каслинского завода
Дополнительно об "Укротителях коней" барона Клодта:
Скульптуры барона Клодта в Берлине