Здание библиотеки, названное в народе «Комод», построено, когда книг стало столько, что потребовалось отдельное хранилище. А почему «Комод»? Рассказывают, что архитектор спрашивает Короля ,мол, в каком стиле надо построить библиотеку. А тот отвечает, что «как этот комод» в кабинете. На самом деле, когда будете в Вене осматривать «Хофбург», то окажется тот же архитектурный стиль.
Площадь между театром и библиотекой в 1933 году стала местом сожжения неугодных нацистам книг. Этакое средневековое «ауто-де-фе». Теперь в центре площади находится памятник «сожжённым книгам». Выглядит он так: на уровне брусчатки окно из стекла примерно 1х1 метр, а внизу прямоугольная комната ... с пустыми книжными стеллажами. Скромно и ...мощно!
Позади театра Кирха Святой Ядвиги. Кирха католическая (т.е. правильнее говорить - Костёл), что не часто в протестантской Пруссии. Но, когда Фридрих получил во владение Силезию, т.е. часть католической Польши, в Берлине появились католики и для них построили костёл. Костёл такой странной цилиндрической формы и неслучайно. По какой-то прихоти архитектора здание должно было напоминать римский Пантеон.
Дальше по Unter-den-Linden до самых Бранденбургских ворот тянется бульвар с четырьмя рядами деревьев, как и задумывал Великий Курфюрст. Великий Курфюрст Фридрих-Вильгельм отец Фридриха III, затем первого короля Пруссии Фридриха I.
Голова может закружиться от всех этих Фридрихов и Фридрихов-Вильгельмов. Кстати, была такая причуда у некоторых дворянских семей - давать ограниченное количество имён наследникам. Я знал такую семью в Петербурге (Ленинграде). Семья Поленовых. Да, родственники знаменитого художника. Петербургская ветвь Поленовых были , в основном, морские офицеры и врачи. Один их них, нейрохирург Поленов, именем которого назван институт. Так в этой семье использовались два имени для мальчиков: Лев и Андрей. Вот и прусские Гогенцоллерны. То Фридрих, то Фридрих-Вильгельм. Сначала курфюрсты, потом короли, потом кайзеры.
На самом деле Великий Курфюрст приказал высадить в шесть рядов 1000 лип и 1000 ореховых деревьев и с этого времени началось превращение Берлина в столичный город. Вплоть до Бранденбургских ворот от довоенного Берлина не осталось почти ничего.
Остановимся около Российского посольства (бывшего СССР). Здание выстроено в стиле «Сталинского ампира» на участке, который когда-то Император Николай I купил для собственного дома. Императрица Мария Федоровна в девичестве Шарлотта Принцесса Прусская. Т.е. Николай I был зятем Прусского Короля. Король и Император были в прекрасных отношениях и Николай довольно частенько гостил у тестя. Хорошо, конечно, в гостях, однако , что такое Прусский король, и что такое Российский Император? Николай решил иметь собственный дом в Берлине. Для этого надо купить землю. Тут загвоздка. Правила таковы (и Короли не исключение), что землю купить может только берлинец. Что делать? Выход нашли в присвоении Николаю звания «Почётного гражданина города Берлина». Император велел из России привезти 150 подвод с русской землёй. Участок засыпали и таким образом символически участок стал русской землёй. Позднее здесь обосновались дипломаты. Ну, а с приходом Красной Армии и ролью Старшего Брата (Советского Союза), весь квартал стал принадлежать (теперь) России.
Вот и Бранденбургские ворота - граница старого Берлина по дороге в город Бранденбург и один из символов сегодняшнего. Площадь перед воротами со стороны Unter-den-Linden спланировали ещё при «Солдатском короле» (Pariser Platz). За воротами находились охотничьи угодья, позднее ставшими парком Tiergarten (Tier-зверь, животное, Garten -сад).
После последней войны, когда весь Берлин превратился в руины, Бранденбургские ворота стояли в одиночестве без окружающих зданий. За воротами проходила Стена (Mauer). После Объединения и ликвидации Стены Pariser Platz застроили заново, но по старой планировке.
Бранденбургские ворота, хотя и имеют вид Триумфальной арки, созданы только для украшения (архитектор Лангхас). Венчающая их квадрига с фигурой Победы создана скульптором Готфридом Шадовым и считается настоящим произведением искусства, настолько ценным, что Наполеон вывез её в Париж. Вернул Квадригу маршал Блюхер только после поражения Наполеона.
На современном снимке справа и слева от ворот пристроены здания , по виду ничем не примечательные. Здания новые, но истории прежние. Справа до войны стоял дом , принадлежавший семье Либерманов. Здесь жил знаковая фигура Берлина художник Макс Либерман. По своим пристрастиям он был импрессионист , но будучи Президентом Академии художеств был столь толерантен, что не только не препятствовал появлению других течений , но и способствовал поддержанию идейных противников - экспрессионистов (группа Мост). Про Либермана рассказывали множество баек. Например такую. В мастерской у Либермана на стенах висело много картин импрессионистов, но не было картин самого художника. Его поклонница-посетительница спрашивает, почему это в салоне нет картин Либермана. Тот отвечает, что он не так богат, чтобы мог покупать картины Либермана. Другая поклонница восклицает, что в мире есть два великих художника - Веласкес и Либерман (оба любили и умели рисовать лошадей). Либерман отвечает: « А причём тут Веласкес?».
Ещё одна такая байка. Дом, принадлежавший Либерману расположен в таком престижном месте, что привлекал внимание Кайзера , пожелавшего его заполучить. Чиновники Кайзера предлагали Либерману продать дом и, наконец, так ему надоели, что он ответил: « Передайте Кайзеру, что он живёт на том конце Унтер-ден-Линден и , если он продаст свой дом (Королевский дворец), то и я подумаю». А может и не так дело было, но очень отражает обстановку, в которой хоть и была монархия, но и были права человека.
Мы ещё вернёмся на Парижскую площадь, а пока прогуляемся немного в сторону от Унтер-ден-Линден.