Следует признать, что возможности общения у носителя русского языка в Каунасе ограничены. Тем не менее, интересные собеседники есть и здесь. Для меня одним из них оказался хозяин City Hostel, расположенного по адресу Kestucio gatve, 91 (рядом с пешеходной зоной). Днём у него работали девушки, абсолютно не говорящие по-русски, он же заступал дежурить в ночь. Мужчина оказался общительным и эрудированным человеком. Русский язык для него родной. Мы проговорили с ним весь вечер. Думаю, что для русскоязычных туристов, собирающихся посетить Каунас, этот момент может оказаться важным. Кстати, и соотношение цена \ качество было в этом хостеле, одним из лучших. Утром я составил чёткий план на предстоящий день. Сначала будем смотреть Старый город.
Любой путь я начинал по понравившейся мне пешеходной Лаисвес аллее. В этот раз обнаружил рядом с ней небольшую башенку.
Самая древняя часть Каунаса расположена на стрелке, образованной реками Неман и Нярис. Погода была замечательной, а потому я решил выехать на набережную Немана.
Это здание (пожарная часть) позже посмотрим на старой фотографии.
Мост Витовта (советской постройки) ведёт в район Алексотас.
Посмотрим мельком, как выглядит данное побережье. На ту сторону мы перебираться не будем.
В старую часть города можно было бы попасть по набережной.
Но мы свернём в жилые кварталы.
Здание костела Божьего Тела.
Сильно углубляться в старую часть Каунаса пока не станем..
Костел Св. Николая (XV век) и монастырь бенедиктинцев.
Улица рядом называется Бенедиктинской.
Дальше начинается парк Слияния. Тут Нярис впадает в Неман. На его окраине скульптура старичка азиатской внешности. По-моему, без надписи (да и от той не было бы толку).
Строительство замка в этом месте началось в XIII веке. В 1362 году он был разрушен крестоносцами, но затем вновь отстроен. В XVII веке значительную часть замковой стены подмыли воды Няриса и она рухнула. В настоящее время отреставрирован фрагмент замка, в котором располагается музей.
Рядом находится костел Святого Георгия (XV век). Вплотную к нему примыкает монастырь бернардинцев.
Внутри проходит неторопливая реставрация, которая может длиться сколь угодно долго.
Обойдя вокруг костёла мы попадаем на Ратушную площадь. Рядом с костёлом Святого Георгия расположены Троицкая церковь (1634 г) и духовная семинария (1934 г).
У входа памятник литовскому просветителю Мотеюсу Валанчюсу.
Резиденция архиепископа (1930-е годы).
Пройдёмся по её двору. Скорее всего, все эти сооружения относятся ныне к семинарии.
В здании бывшей почтовой станции (XIX век) открыт музей связи.
Небольшой фонтанчик под охраной огромных псов.
Продолжаем гулять по Ратушной площади.
Памятник Майронису, литовскому литератору и теологу.
Костёл и монастырь иезуитов (XVII век). Позднее он был отдан ордену францисканцев, затем православной общине, техническому училищу. В настоящее время возвращён иезуитам.
Иезуитская гимназия во дворе. Орден иезуитов, пожалуй, самый загадочный и противоречивый из всех монашеских орденов. Он познал периоды взлётов и падений. Неоднократно иезуиты подвергались гонениям. Современный Папа Римский Франциск является первым иезуитом на данном посту.
В середине площади находится ратуша (XVI век). Она благополучно пережила несколько реконструкций. С 1824 года не работает по профилю. В настоящее время используется для торжественных мероприятий.
Кафедральный собор Петра и Павла (1413 - 1655 годы). Костел имеет внушительные габариты. Его длина 84 метра, а ширина 34.
Внутреннее убранство также не оставит посетителя равнодушным. У центрального распятия достаточно многолюдно.
Боковой придел.
Орган над входом.
Думаю, что эту даму узнали все. Именно она дала миру Спасителя. Который, в свою очередь, обещал дать людям жизнь вечную (проверить, выполнено ли это обещание, к сожалению, пока нельзя).
Вид уличного кафе напомнил мне, что и я могу неплохо перекусить в хостеле. Т.к. он находится рядом. Что и было сделано.
После обеда мне предстоял очередной дальнобой (я стараюсь распределять их равномерно по дням). В этот раз нужно было проехать в музей оккупации, находящийся на окраине. И конечно, фотографировать всё интересное, что попадётся по дороге (обратно я всегда стараюсь ехать новым путём). Теперь я без остановок выбрался на мост через Нярис, чтобы попасть на его правобережье. Вид на парк Слияния и соседние сооружения.
Возле данного дома находились ворота в еврейское гетто. Но до прихода немцев вооружённые литовцы уже убили несколько тысяч евреев. Постреляв, перед этим по солдатам отступающей Красной Армии. Когда 1 августа 1944 года войска СССР вошли в Каунас, в живых оставалось 2000 евреев. Это 8% от всего довоенного еврейского населения Каунаса.
Одна из улиц, по которым я ехал. И здесь доля частной застройки велика.
Новый костёл.
Далее, толкая велосипед перед собой, преодолеваю протяжённый подъём, в конце которого обнаруживаю смотровую площадку. С которой открывается неплохой вид на округу. Крыши Каунаса с высоты птичьего полёта.
Балкон кафе шагнул в пропасть.
По-моему, на памятнике головы двух коней. В любом случае, он заметно оживляет местность.
Вот и конечная точка моего маршрута. Заведение, оказывается, состоит из двух частей. Сначала иду в музей оккупации. Его здание построено в 1984 году. Перед поездкой я почитал материалы о Литве XX века и понял, что у меня есть вопросы к работникам музея. Поэтому сразу обратился к экскурсоводу с просьбой составить мне компанию. (Подкрепив её недорогим билетом).
- Знаете, я не согласен с тем, как в Литве оценивают советский период в своей истории. Мне кажется, что слово "оккупация" здесь неуместно. Если возможно, то я бы хотел поговорить с Вами на эту тему рядом с выставленными для обозрения материалами.
- Конечно. Прошу Вас...
Сразу хочу сказать, что экскурсовод мне понравился. Он знает историю, хорошо говорит по-русски, умеет выслушать собеседника и не вспыльчив. Основную часть времени мне было интересно его слушать. Но часть моих вопросов остались без внятного ответа.
Итак несколько моментов нашей беседы.
- На этих стендах представлены газеты, в которых выражается радость по поводу вступления Литвы в СССР. Если мы вспомним то время, то все понимали, что скоро будет война. Может быть в Литве было немало граждан, которые видели в СССР меньшее зло, а потому Литва и оказалась в составе Советского Союза? Не забывайте, что тогда в мире было сильно рабочее движение. Рабочие могли купиться на красивые, но трудновыполнимые лозунги, хотя и пожалеть об этом позже.
- Литва была аграрной страной, а потому в ней не могло быть сильного рабочего движения. А выборы были сфальсифицированы.
- Но для того, чтобы радостно встречать советских солдат, фальсифицировать выборы в масштабе всей страны, писать в газетах радостные статьи и делать иные вещи нужно много людей. Почему Вы говорите, что их было мало?
- Мы знаем это.
Стенд, посвящённый нацистской оккупации.
- Знаете, рассматривая этот стенд я могу сделать вывод, что 200 тысяч евреев были убиты немцами.
- Ну и что?
- Но хорошо известно, что львиная доля погибших граждан Литвы еврейской национальности на счету литовских военных формирований. Члены которых и были потом наказаны. Что-то данное обстоятельство не вытекает из представленных материалов.
- Но далеко не все из тех, кто стал после войны "лесным братом", причастны к убийству евреев.
И в заключение.
- Я посмотрел практически всё и моё мнение не изменилось. Мне кажется, что в Литве совершенно напрасно рисуют советский период исключительно чёрной краской. В то время было достаточно хорошего.
- Вас, в России, зомбируют ваши СМИ. Поэтому вы не понимаете, какой это был ужас. (Мой собеседник был тогда ещё ребёнком). Даже в царское время было лучше (хотя был запрещён литовский язык). В советское время не было абсолютно ничего хорошего и полезного для Литвы!
- А такой момент. После Первой Мировой войны Вильнюс входил в состав Польши. А советское руководство взяло и отдало его вам. В противном случае Литве нужно было бы воевать за него с поляками. Положить тысячи солдат на поле боя и... проиграть войну. Потому что Польша сильнее.
- Да, Вильнюс отдали, - было видно, что тут ему добавить нечего.
Следующий музей - форт №9.
Здесь представлены материалы, связанные с ушедшей эпохой, показаны камеры заключения. Т.к. форт всегда можно быстро превратить в удобную тюрьму.
Понравились старинные открытки.
Показан гражданин на допросе. Трудно что-либо конкретное сказать по этому поводу. Но кабинет следователя выглядит вполне обыденно. Если кто бывал в подобных заведениях, то он со мной согласится. Думаю, что в 1950-е годы так выглядели аналогичные помещения и в "цивилизованных странах.
Я ещё больше укрепился в мнении, что тема "узников" в Литве искусственно раздута. И раздута однобоко, т.к. при этом не афишируется крайне негативная роль литовских вооружённых формирований, совершивших страшные и позорные преступления. Я задумался над этим моментом литовской действительности. Как я понял, память о преступлениях советского строя является ныне центральным стержнем воспитания молодого поколения. Может быть, в стране сегодня просто нет ничего другого, подходящего на роль национальной идеи, нет стратегических целей? А вполне естественное стремление к сытой и спокойной жизни, не подкреплённое духовной составляющей, достаточно быстро трансформирует единый народ в сообщество равнодушных индивидуумов. Тут весьма кстати и пришлось советское прошлое?
Монумент на котором сплелись тела ещё живых людей.
Ещё один мост через Нярис. Он расположен выше по течению. Видно, что берега крутые.
Улица быстро спускается к реке.
Вскоре (дорога идёт вниз) мы уже в старом Каунасе. Теперь самое время посмотреть парк Слияния. Т.к. рабочий день у многих уже завершён (или ещё не начинался), то посетителей в нём прибавилось. Кто-то играет в волейбол, группа ребят ходит по натянутому тросу, основная часть граждан не спеша гуляет. Можно посидеть у воды, поговорить о наболевшем...
- У меня компьютер не видит принтер, я уже и монитор на него повернула, а он всё равно пишет, что не видит. Что мне делать?
- Пальцем покажи...
Данный тип скамеек, на которых удобно лежать, поколебал в моих глазах сложившееся представление о трудолюбии литовцев.
Вид на центр города. Слева чуть виден флажок башни замка, правее возвышается костёл Святого Георгия, еще правее сооружения комплекса семинарии.
Рядом со зданиями установлена фигура Иоанна Павла II.
Петропавловский собор освещён сейчас с другой стороны.
Ещё один фрагмент Ратушной площади.
"Дом Перкунаса" (XV век).
Два здания со схожими обводами, но с разной степенью ухоженности.
Каунасский факультет гуманитарных наук Виленского университета включил в себя здание лютеранской кирхи.
Костёл Витовта Великого (XV век). Храм начали возводить ещё во времена язычества, в честь того, что князь выжил, убегая от татар.
Далее следуем по Вильнюсской улице. Она приведёт нас к Лаисвес аллее.
Посмотрим на культурную жизнь города. Вот, фотовыставка, к примеру. Конечно, она об ужасном советском прошлом. "...и узники кровавые в глазах". Интересно, какую фотовыставку могли бы представить убитые литовскими отрядами десятки тысяч евреев? Если бы им дали фотоаппараты перед смертью? И сколько посетителей выдержало бы подобное культурное мероприятие?
Бывший президентский дворец (1860 г). До этого был резиденцией губернатора. В настоящее время здесь работает филиал Художественного музея.
Во дворе установлены фигуры трёх литовских президентов. Мы посмотрим на самого известного - Антанаса Сметону. Пришедшего к власти в результате военного переворота и правившего с 1926 по 1940 годы.
Здесь же представлена выставка фотографий старого Каунаса. Это пожарная часть, которую мы видели утром вживую.
Хоральная синагога (1872 г).
Здание музыкального театра было возведено в 1891 году. В сквере перед ним установлены бюсты деятелей литовской культуры.
В 1972 году, на площади перед театром, сжёг себя 19-летний Ромас Каланта. Как считается, в знак протеста против существовавшего тогда строя. Я долго не мог найти памятник, установленный ему. Но оказалось, что всё время ходил рядом. Наверное, мимо прошли тысячи людей, не понимая, что это такое. Это сооружение удивило меня в Каунасе больше всего...
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам