Лиепая. Часть 1. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2014 г.

Nov 28, 2015 09:16




Лиепая является третьим по величине городом Латвии (74 тысячи жителей). Первое упоминание о ней известно с 1263 года. Издавна это место служило гаванью и было связано с морской торговлей. В состав России город вошёл в 1795 году под именем Либава. К 1914 году здесь проживало около 100 тысяч человек.
 Я выехал из Клайпеды на автобусе, осуществляющем международный рейс, конечной остановкой которого была Лиепая. Достаточно быстро мы пересекли границу между Литвой и Латвией. Последняя сразу показалась более бедной. Дорожное покрытие было похуже, дома попроще, меньше скота на полях. Даже лес, и тот был несравним с произрастающим в западной Литве. Тем не менее, встретились места его вырубки. Водитель оказался добродушным балагуром и часто шутил на весь автобус. Выполнял просьбы пассажиров, а на одной из остановок даже вышел и помог женщине вынести тяжёлую сумку. Сразу мелькнула мысль: "А всё-таки, как плохо я пока ещё знаю прибалтов...". В конце пути с ним разговорились двое подвыпивших парней, затем, когда мы вышли на вокзале, я стал собирать велосипед, а потому через несколько секунд остался в одиночестве. Поднял голову и увидел рядом со своим рюкзаком ещё один, а вдали тех парней, бурно продолжающих разговор, начатый с водителем (только уже без него). В конце концов я докричался до них. Ребята не сразу вспомнили, что оставленная поклажа принадлежит им (больше претендентов не было, т.к. все остальные пассажиры вышли до вокзала). Поблагодарив меня, один из них взвалил рюкзак на свои плечи, и они скрылись из виду. Из окна автобуса Лиепая выглядела подзапущенной, особенно в сравнении с Клайпедой. Я начал движение к хостелу. Честно говоря, появились чувства, близкие к разочарованию, но моё сердце быстро оттаяло. В облике города, даже в воздухе было что-то родное, российское, русское. И чем дольше я ехал, тем все больше понимал, как Лиепая была интересна изначально, и уже предвкушал удовольствие от завтрашней прогулки.
 В хостеле я поселился один в 12-местной комнате. Т.к. вокзал (совмещённый) закрывали уже при мне, то вероятность подселения была низка. Предлагаемые условия были отличными. Не буду всего перечислять, только вспомню огромную террасу, на которую можно было выйти из столовой. (В правой части фотографии на втором этаже).




Утро выдалось солнечным и нежарким. Мой хостел находился в Старом городе, но в северной его части, недалеко от Торгового канала, делящего Лиепаю примерно пополам. Сначала решил осматривать северную часть города. Для этого нужно было попасть на мост. Мельком смотрю в стороны, рассчитывая более внимательно сделать это после обеда.
















Небольшой сквер рядом с городским музеем.













Вид на Торговый канал.с моста.




Вчера я уже проделал этот путь в обратном направлении, когда ехал от вокзала. На правом берегу расположен Новый город. Его вид лишний раз напоминает, что понятие "новый" слишком относительно. Смотря с чем сравнивать.




От моста решаю проехать по набережной, чтобы выбраться к северо-восточной окраине. Вид на противоположный (левый) берег.







Напоминает Флотский бульвар в Николаеве. Только берег пониже, да солнце помягче.




Следующий мост.




Дальше, вдоль берега, тянулось что-то промышленное, а потому, у водонапорки, я решил уйти от реки в городские кварталы.




Практически сразу начался парк Райниса. Место это замечательное: деревья уже разрослись, но много солнечных лужаек. Слышно чириканье птиц, а ощущение прохлады (если оно необходимо в данный момент) создаст журчащий под кронами ручей.







Выезжаю периодически на Рижскую улицу, идущую также на север. Вчера показалось, что она является центральной в Новом городе. Сразу бросилось в глаза, что людей вокруг почти нет. Возможно, это следствие уменьшения численности населения и кризиса в производстве.







Лютеранская кирха построена в первой половине XX века.







Свято-Алексеевская церковь (1907 г).




Далее движусь вдоль железнодорожных путей, бессистемно осматривая соседние улочки. Это промышленный район и застройка лишний раз указывает на это обстоятельство. Пока фотографировал, рядом со мной вертелись два нетрезвых мужика. Повеяло чем-то родным. Правда, говорили данные граждане не по-русски...













Фрагмент предприятия. На фото видны здания разных эпох. Но представлено ли среди них новое время, сказать не берусь.




Вывеска магазина навеяла рассуждения на велосипедную тему. В странах Балтии для велосипедистов условия вполне комфортные. Одним из положительных моментов, кроме всем известных,  я счёл практически постоянный ветер (или ветерок) дующий с запада. Он не только приносит в регион европейские настроения, но и освежает граждан, находящихся на улице. А потому, у меня, во время езды, неоднократно возникало желание прибавить ходу, вместо того, чтобы отдохнуть.




Что касается велоинфраструктуры, то подобные дорожки - штука весьма распространённая. Как видно, велосипедистам предлагается правостороннее движение.




По себе знаю, что иногда можно увлечься приятной ездой по ровной поверхности и забыть об осторожности. Подобные сооружения помогают вспомнить о возможной опасности.




Проехав приличное расстояние по северо-востоку города, я повернул к побережью. Теперь предстоит осмотреть район Военного канала. В 1890 году, по повелению императора Александра III, севернее Лиепаи началось строительство военного порта и крепости. После смерти государя, его сын и преемник, Николай II, назвал получившиеся сооружения портом Александра III. После образования государства Латвия это место обрело имя Кароста (что означает "военный городок").
 Достаю фотоаппарат, и у меня сразу же появляются вопросы. Обращаю их к подошедшей даме:
- Скажите пожалуйста, когда возведены эти здания? По их внешнему виду догадаться об этом  трудно.
 - Наш дом был сооружен в XIX веке одноэтажным, а лет 20 - 30 назад его надстроили.
 - А что это жалобно завывает вдали? Не животное ли взывает о помощи или, хотя бы, жалости?
 - Это что-то пилят на берегу канала. Не переживайте...




А данные здания дошли до нас без изменений.




Углубляюсь в жилые кварталы. Сооружения там находятся в разном состоянии. Обнаруживаю великолепное здание манежа.




Перед Первой Мировой войной, по воскресеньям,  здесь устраивались конные соревнования и выездка лошадей. В будние дни проходили занятия по гимнастике. В настоящее время внутренний двор зарос аппетитной (для животных) травой.




Канал был вырыт для стоянки судов ВМФ, и долгое время не менял специализации. Отсюда уходила на Дальний Восток эскадра под командованием адмирала Рожественского для участия в русско-японской войне. Здесь был сформирован первый учебный отряд подводного плавания. Лишь после очередного обретения независимости Латвией он перешёл к коммерческой деятельности. Похоже, что именно эти брёвна издавали жалобный звук, который привлёк моё внимание ранее. Может быть, данное наблюдение станет первым шагом к открытию того, что у деревьев тоже есть чувства. И они могут плакать...




За этим зданием находится бывшая военная тюрьма строилась как Морской госпиталь, но в этом качестве не использовалась. В настоящее время в ней музей. Побывав в литовских музеях оккупации, я уже понял, что особого интереса подобные заведения не представляют. Из-за однобокости взгляда и зацикленности прибалтийских аборигенов на узком сегменте тем интереснейшего времени, каким была вторая половина XX века.




Водонапорная башня (1905 г) поражает своей гармоничностью. Ещё раз отметил про себя, что красный кирпич, без какой-либо обработки, прекрасно сочетается с балтийской природой: не слишком яркими небом и морем. В сособенности, если рядом присутствуют зелёные кроны деревьев.




Первое богослужение прошло в Морском соборе в 1903 году. Во время Первой Мировой войны он был разграблен, а затем стал лютеранской кирхой (после обретения Латвией независимости). В советское время использовался для нужд военной базы.




Выбираюсь на берег. Несмотря на то, что всё побережье устлано великолепным песком, здесь пустынно. Нежарко, видимо. Но и на скамейке никого нет. А ведь здесь так легко дышится!...




Рядом начинается Северный мол.. Его длина 1800 метров, ширина около восьми.




Лебеди неплохо чувствуют себя в море.




С южной стороны от меня порт.




С северной останки оборонительных сооружений. Ещё дальше ветряк. Их здесь много, что лишний раз подтверждает правильность слов в гимне Лиепаи "...город, где рождается ветер...".




Конечная часть мола не защищена от волн бетонными болванками. Это сказалось на его состоянии. Я пристёгиваю велосипед к какому-то крюку  и двигаюсь дальше пешком. В одном месте на меня стали пикировать чайки. Возможно, где-то поблизости находятся их гнёзда. По возвращении нужно будет проверить, были ли успешными их атаки...




Наконец весь путь пройден.




Я в восторге от этой небольшой крепости, комендантом которой, в данный момент, являюсь.




Под ногами звякнула пустая водочная бутылка, а из трубы, напоминающей печь, пахнуло дымком.




В море видны сооружения, в которых может прятаться небольшой вражеский гарнизон.







Если возьму в плен их командира, то этот камушек может пригодиться...




В Лиепае сложные гидротехнические сооружения сохраняют порт от непогоды. Одни из ворот между волноломами.




В Каросте доля зданий с интересными фасадами и заколоченными окнами, к сожалению, велика. Но есть и вполне благополучные строения. Часть из них принадлежит ВМС Латвии.










В 1907 году, в связи с изменениями в видении предстоящей войны, крепость в Либаве была упразднена. Оборонительные сооружения  предписывалось подготовить к уничтожению во время боевых действий. Которые начались в 1914 году. В апреле 1915 года русские войска оставили Либаву. В соответствии с приказом были взорваны крепостные батареи и радиостанция, у южных ворот аванпорта затопили несколько судов и большую землечерпалку, подорвали северный пролет железнодорожного моста через канал. Что-то сохранилось неплохо, хотя бы внешне.




А какая-то часть бывших укреплений разбросана вдоль берега и ждёт, когда будет окончательно поглощена пучиной.




Из этого фрагмента получится удобный дом для морских обитателей.




Памятник литовцам, отказавшимся служить в вермахте и расстрелянным за это. Ранее стоял в другом месте.




Пора возвращаться в хостел. Нужно пообедать, да и время, которое я заложил на северную часть города, заканчивается. Это снова берег Военного канала. Вдали мост Оскара Калпака. Считается, что он спроектирован знаменитым Густавом Эйфелем. Мост разводной. Его части поворачиваются горизонтально, каждая в свою сторону. На берегу скучает рыбак. Интересуюсь уловом, в ответ грустный ответ, что сегодня пока ничего не поймано, видимо, из-за ветра.
 - А что здесь бывает, что он не дует?
 - Бывает... - рыбак морщит лоб, пытаясь вспомнить, когда это было в последний раз...




Смотрю с моста в море. Справа корабль ВМС Латвии.




Далее следует район, называемый Северным предместьем. Останки военных сооружений.




Католический костел.




Опять попадаю в Новый город, который выглядит старше Северного предместья.













Баптистская церковь.




Костел Св. Доминика (при монастыре).




И площадь Новой Лиепаи.







Здесь я паркую свой велосипед рядом с симпатичной собачкой и иду в магазин за продуктами. Которые собираюсь вскоре приготовить.




Назад                                                                                    Вперёд

Перейти к другим рассказам

города Латвии

Previous post Next post
Up