У Берлина история интересная и сложная. Известен он с XIII века, несколько последних веков является столицей: сначала маркграфства, затем королевства, империи... Планировался даже на роль
столицы мира, но не сложилось: помешали советские войска в 1945-м... В настоящее время город является одним из крупнейших в Европе, с численностью населения 3,5 миллиона человек.
На вокзале в Виттенберге я сел в поезд без билета, т.к. мне сказали, что его можно будет приобрести у кондуктора (касса на перроне не работала, и мне пришлось бы совершать покупку в автомате, а я счёл этот вариант слишком сложным). А так как проверяли билеты не каждый раз, то существовала вероятность бесплатного проезда. В этот раз кондуктор (женщина) в поезде был. Сумма, которую она предложила мне заплатить, показалась чересчур большой, и я стал уточнять причину. Это было непросто, т.к. моя собеседница плохо знала английский, я тоже. Наш словарный запас оказался слишком незначительным, да и слова мы знали не одни и те же. Но время позволяло, и я выяснил, что она пытается продать мне ещё и обратный билет. Когда фрау поняла (возможно, только прикидывалась), что я еду только в одну сторону, скинула 5 евро. Понятно, что это было слишком мало (за такую сумму не проехать по данному маршруту назад), но я уже устал общаться (жестикулировать руками), а потому оплатил всё сполна и стал наслаждаться дорогой. Наполнение вагона было не слишком плотным. Пассажиры, преимущественно, сидели молча, уткнувшись в ноутбуки и газеты. Только одна семья - немец стандартного (для советских фильмов о войне) вида, африканка и их ребёнок, наполняли пространство звуками. Молодой ариец, время от времени, оглядывал соседей с видом человека, обладающего чем-то уникальным. Его спутница шумно возилась с ребёнком, который пытался бегать по проходу. Когда он приблизился к паре дам среднего возраста, те наклонились к нему и улыбнулись. Вспомнилось, что точно так же они приветствовали маленькую собачку на перроне...
Я прильнул к окну: было интересно смотреть на Германию. Например, даже на маленьких станциях я видел лифты для подъёма инвалидов. Всё так же попадались ветряки в поле и солнечные батареи на крышах. Пустующих земель, понятное дело, не встречалось.
Поезд прибыл на главный железнодорожный вокзал Берлина. Сооружение это построено недавно, в 2006 году, и является самым крупным в Европе. Если до этого я поражался ширине германских вокзалов (особенно в Лейпциге), то здесь пришлось перебираться с одного уровня на другой и т.д. В итоге выбрался наружу я не с главного входа и понял, что строительство на территории ещё не закончено.
Думаю, что ещё многие помнят о том, что после Второй мировой войны Берлин был разделён на две части - западную и восточную. Город был занят советскими войсками, но позже для союзников были выделены три зоны оккупации: американская, английская и французская (наличие третьей, учитывая роль Франции в войне не слишком логично). С началом холодной войны Западный Берлин превратился в город-государство с туманным статусом. Вокруг Западного Берлина, в 1961 году, был возведён железобетонный забор, служивший границей. Проходил он где-то в районе данного вокзала. Сначала я решил направиться в западную часть города (мой хостел находился в восточной), то есть, начать издалека. Это бывшие английская и французская зоны. Половину моего рюкзака занимала провизия. Дело в том, что покупал продукты я в супермаркетах, а там, по большей части, они были расфасованы по 1,5 - 2 кг. Поэтому, учитывая наличие термоса с чаем, я был всегда готов к началу завтрака, обеда или ужина. Что и было сделано. После этого отправился в дорогу, наслаждаясь хорошей погодой и возможностью никуда не торопиться (заселение в хостел с 14-00) и проигрывая мысленно мелодию: "Мой паровоз, вперёд лети!..." (в моём случае это был велосипед)...
Через Берлин протекает река Шпрее (сейчас Шпре). В западной части города она впадает в более крупный Хафель. Кроме этого в столице Германии несколько каналов. Так что воды здесь хватает. Кстати, если сравнить карты Берлина и Москвы, то окажется, что в обоих случаях контуры основных водных массивов похожи.
Основная часть застройки, скорее всего, появилась в XX веке. Это связано и с войной, и с нацистской перестройкой города. Здания известной на весь мир компании Bayer.
Рядом с небольшой церковью ребята гоняли мяч.
Выглядело всё слишком позитивно, и я решил проверить свою догадку. Оказалось, что я прав: это были баптисты. Все поздоровались со мной за руку и пригласили остаться на службу.
Традиционная кирха. Скорее всего, лютеранская.
Посмотрим, что волнует нынче жителей Германии.
Я передвигался то по проезжей части, то по тротуарам, то по велодорожкам. На одной из магистралей качусь не торопясь по выделенной для велосипедистов части тротуара, правда, по левой части улицы. Места много, велосипедисты могут разъезжаться и обгонять друг друга совершенно спокойно. Народу мало, навстречу движется какой-то мужчина в годах и уже издалека начинает махать мне руками, чтобы я ушёл с велодорожки на тротуар, видимо, здесь одностороннее движение, а я еду против потока. Но потока-то нет и в помине. Хотел сначала проигнорировать повышенное внимание к своей особе, но потом, учтя возраст оппонента, переместился на тротуар и остановился. Дедушка, проезжая мимо, не забыл сверкнуть глазами в мою сторону, чем ещё раз доказал, что я принял правильное решение. Не знаю, оформлены ли законодательно правила движения по велодорожкам Германии, возможно, граждане уповают только на здравый смысл. Подсказкой которого я воспользовался в этот раз...
Встретилось несколько церквей. Все оказались закрытыми. Видимо, спроса на общение с Богом нет. А ведь время, когда в храме нет службы, больше всего подходит для этого.
Здесь рядом, вообще, вигвам... Мимо меня проходят двое молодых мужчин. Слышу русскую речь. Приглядываюсь - один явно кавказец, другой славянской внешности.
- ...Подхожу к немцу, спрашиваю, куда идёт. Он отвечает, что домой. Не верю, повторяю, чтобы сказал правду, иначе...
Парни уходят, и я больше ничего не слышу, хотя самая интересная часть рассказа только начинается...
Попадаю на берег канала. Карта даёт название Саатвинклер дамм. Место живописное, и я решаю исследовать его подробнее.
Похоже на сады-огороды. Позже узнал, что это "гартен-колонии", участки для отдыха и выращивания растений (в том числе, съедобных). В настоящее время для любителей этого дела продаются даже специальные "бомбы" - земляные шары, наполненные семенами и питательными веществами.
Издалека вижу шпиль церкви. Но, когда подъезжаю ближе, оказывается, что она находится на территории тюрьмы.
Конечно, на берегу водоёма хочется отдохнуть. А какой же отдых без очередного завтрака? Открываю свой рюкзак и достаю термос. Откуда-то появляется утиный выводок и я бросаю им кусочки булки.
Некая семья выбралась на природу. Вид у них, как у покорителей амазонских джунглей. И не подумаешь, что они находятся недалеко от центра Берлина...
После отдыха продолжаю описывать дугу по берлинской глубинке.
Аэропорт Тегель некоторое время был единственным пассажирским терминалом в Западном Берлине. Самолёты летят практически по головам...
Вижу церковь во дворе и подъезжаю поближе. Оказывается, что здесь кладбище. У кого-то открывается необычный вид из окон...
Segenskirche. Сдана в 1892 году.
Продолжаю катиться по Берлину. Постепенно перемещаюсь от западной его части к восточной. Границы зон оккупации уже, вероятно, не видны. Мне город нравится. Без помпезности, но удобный. Часто вдоль улиц высажены деревья.
Ещё одна кирха. Основная часть верующих Берлина - лютеране. Хотя, заявивших о себе, как о религиозно нейтральных больше (60% от общего числа жителей).
Я в Берлине второй раз. До этого я был здесь четверть века назад, когда город только что начал процесс объединения. Думаю, в то время никто не знал, как будет развиваться Берлин в последующие годы. У Бранденбургских ворот находился стихийный рынок, на котором торговали фрагментами разрушенной Берлинской стены. Причём, делали это, в основном, турки. Туристы из СССР, и я, в том числе, выставляли свои товары: утюги, инструмент, советскую символику. У меня, например, был с собою пионерский горн, гитара и ещё что-то. Всё уходило моментально. Последней продавались телега, на которой груз был доставлен к месту продажи и складной стульчик... Мне уже тогда город понравился своим размахом, ритмом жизни, расовой пестротой... Сейчас эти качества бросаются в глаза ещё сильнее... Неожиданно, проехав несколько благополучных улиц (не фотографировал из-за разросшихся деревьев), я попал к афро-азиатскому рынку, какие существовали и у нас в 90-е годы XX столетия. Основная часть продавцов и покупателей говорила что-то на своих наречиях. Вместо прилавков можно было увидеть ящики, а то и вовсе товар располагался на газетках, постеленных на землю. Через некоторое время снова начался обычный, удобный и красивый Берлин.
Википедия сообщает, что в Берлине христианами считают себя меньше трети жителей. Ислам исповедуют 6%. Но, если сравнить то, как веруют нынешние христиане и мусульмане, то можно счесть, что религиозное пространство поделено примерно поровну (или ситуация станет таковой в недалёком будущем). Какая судьба ожидает эти церкви? А храмов мне попалось по пути немало, притом, что я просто катился по городу.
Огромный, массивный фонтан должен был сообщать миру о мощи и силе Германии. В наше время он служит неплохим местом для игры в прятки. Что дети и делали. Причём явных арийцев среди них было меньше половины (не стоит эти слова принимать за выпад против данных детей и мигрантов вообще, просто бросилось в глаза).
Я уже в восточной части города. Здесь сильнее выражена тяга к массовой застройке. Но без каких-то явных перегибов.
Лифт станции метро.
Аллея Карла Маркса ведёт в центр. Но по ней я поеду уже завтра.
Фото для тех, кто захочет последовать моему примеру и поехать в путешествие с велосипедом. Не пристёгивайте его в Берлине (да и в других местах) за колесо. Этим вы провоцируете честных граждан на правонарушения...
Устраиваюсь в хостел и снова выбираюсь на улицу. У меня немного времени, поэтому более детально осматриваю район по-соседству.
Строители и проектировщики кирх явно не рассчитывали, что их детища будут фотографировать. Приходится выкручиваться, чтобы получить приемлемый по качеству снимок (или обращаться за помощью к фотошопу).
Боковая часть тоже хороша.
В Берлине можно встретить работающие колонки с питьевой водой. Нужная штука. Думаю, что местные собаки со мной согласятся...
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам