Считается, что
Милан был основан в 600 году до н.э. Римлянами завоёван в 222 году до н.э. За время своей долгой жизни город знал периоды упадка, когда его покидали жители, и возвышения, когда он соперничал с Римом. В настоящее время Милан является финансово-промышленным центром страны. Численность его населения 1 миллион 300 тысяч человек.
Закончив прогулку по Болонье я понял, что просто очарован этим городом (хотя, Венеция, несомненно, более интересна). Пополнил запасы провизии и вернулся в хостел. В моём номере было скучно: китаец уткнулся в ноутбук, какой-то африканец просто лежал с открытыми глазами, а неаполитанец-"мафиози" храпел на верхней койке, причём, лежал он, не снимая обуви. Я отправился на поиски телевизионной комнаты и попал в помещение, занятое группой африканцев с детьми. Хотел было извиниться и закрыть дверь, но на всякий случай спросил, где здесь смотрят телевизор? Оказалось, что я пришёл правильно. Негры оказались жителями Нигерии. В Италию приехали искать лучшей доли. Пока же их жизнь базировалась на трёх китах: спальное место, телевизионка и кухня. Всё находилось недалеко друг от друга. Данный выбор косвенно указывал на их неплохую жизненную сметку. Когда я задал вопрос о работе, то услышал, что с нею здесь очень плохо, достойного занятия пока не найти. Стало ясно, что в дворники ребята не пойдут... Придя завтракать, я обнаружил, что народу в зале много, а один стол пустой. Сел к нему с радостью и некоторым удивлением. Но вскоре туда же плюхнулись мои вчерашние афрознакомые. Видимо, этот столик был закреплён за ними. Я не съел ещё и половины, как мои соседи всё умяли и встали. Но пошли не к выходу, а снова к стойке и взяли добавки. После этого сели уже в другое место, возможно, постеснявшись меня. Уходя я попрощался с ними и отправился в путь. А они остались. Ждать обеда...
Автобус был подан с получасовым опозданием, но никто, кроме меня, не волновался (вспомнилась фраза, услышанная в Триесте: "Итальянцы не спешат..."). Вскоре мы ехали по автостраде Рим - Милан, возможно, главной в Италии. Окружающая действительность была весьма позитивной: вся земля как-то использовалась. Почти все населённые пункты и промышленные предприятия выглядели аккуратно. Встречались брошенные усадьбы и хутора. Но и они не добавляли грусти: их обвалившиеся крыши и обрушившиеся стены лишний раз напоминали о древности этой земли (скорее всего, их обитатели просто переселились в соседние городки, т.к. сама пашня и сады везде были обработаны). Подумалось, что этот пейзаж, наверное, являлся самым гармоничным из тех, что я видел до этого. В автобусе ехала семья мигрантов. Дети бегали по салону, и шофёр сделал замечание родителям. Малышню папа приструнил, но зато сам стал вести себя более раскованно и пару раз показал в окно водителям обгоняемых машин свою руку от локтя. На первой же остановке он вышел и закурил. При этом сел на капот ближайшей легковушки...
Мы прибыли на автовокзал, находящийся на самом юго-востоке Милана. Первым делом я купил билет на поезд до Генуи. Пятничный стоил 9 евро, а субботний уже 20. Мне нужен был субботний...
Выехав в город я обратил внимание на его чистоту и ухоженность. Это состояние начиналось от окраин. Мне предстояло проехать через половину Милана до своего хостела. Данное обстоятельство меня только радовало, так как предоставляло возможность осмотра его окраин, на которые я, в другом случае, мог бы и не поехать.
Похожих зданий практически не было. Каждое имело свой особый облик, пусть и не всегда оригинальный.
Разве лишь в некоторых случаях можно было говорить о каких-то типовых проектах. Но очень небольших серий.
Церковь Сан Луиджи Гонзага возведена в 1938 году.
Церковь Санта Мария ди Караваджо была возведена в 1902 году на окраине Милана. Сначала она была небольшой и деревянной. К 1911 году храм перестроили в камне. Колокольня сооружена в 1930 году. Во время Второй мировой войны была разрушена, восстановлена в 1955 году. В 1979 году, папой Иоанном Павлом II, церкви присвоен статус малой базилики.
В Милане нет чего-либо, что подходило бы под гордое понятие реки. Когда-то была построена сеть каналов, по которым сюда подавалась вода и поддерживалась торговля. Сейчас их осталось только два - Главный и Павийский.
Всю дорогу я передвигался достаточно удобно. Часть пути проехал по велодорожкам, часть по тротуарам, что-то по проезжей части. Обратил внимание, что здесь, на переходах поребрики уложены особым образом. Да, это увеличивает затраты и трудоёмкость, но удобно. И лишний раз указывает на то, что средства на благоустройство в Милане есть.
Значительную часть городской застройки составляют высокие многоэтажные здания. Но часто встречаются и дома в три-четыре этажа, и небольшие особнячки. Во время передвижения по городу был свидетелем, как два раза на дороге останавливались легковушки с включенной аварийной сигнализацией. Следующие сзади водители выражали недовольство сигналя и словесно. В России мне такие вещи не нравятся. Но здесь я был рад, что повеяло чем-то родным. Подумалось: "А ведь, нормальные люди, эти итальянцы!... Могут же вести себя, как надо, по-человечески!...".
Церковь Св. Гервасио и Протасио.
Я прибываю в хостел. Дежурная встречает меня с радостью и сразу же пытается определить на верхнюю кровать.
- Но нижние места свободны!... Я хочу занять одно из них!...
Девушка начинает бормотать, что нужно брать именно это место, но я непреклонен. Она вспыхивает, взмахивает руками и бежит вниз. Я иду за ней. Мне непонятно, что означают эти фокусы.
- Так у меня есть место в вашем хостеле или нет? Я его бронировал через "Букинг ком", думаю, что там будут удивлены возникшим проблемам...
Дежурная выдаёт тайну, объясняющую, почему меня часто пытались разместить наверху:
- Вы уже оплатили проживание, а потому никуда не денетесь!... А если придёт кто-нибудь без брони?... Он посмотрит, что ему предлагают верхнюю кровать и откажется!...
Вот в чём дело!... Но меня не устраивает такой подход:
- Я бывал в хостелах многих стран Европы, и везде имел право выбрать любое свободное место (вру, но что делать)... Потому что должен соблюдаться такой принцип - пришёл раньше, получил лучше...
Девушка мучается, мне её жаль, и я решаю, что ладно, лягу наверх, но тут она встаёт и идёт в номер. И не разговаривает со мной, злится... Я за ней. Она показывает на свободную нижнюю кровать: "Это место!...". Я осматриваю заведение, мне здесь нужно будет провести две ночи. Хостел мне по душе: небольшой, из кухни выход в изолированный двор, где есть возможность посидеть.
Времени на отдых нет, и я отчаливаю в Милан. Взгляд вдоль улицы, на которой находится хостел.
Если Венеция и Болонья были примерно такими, как я их представлял, то Милан оказался совершенно другим (на тот момент). Это был шикарный, чистый и современный город. Я задался вопросом: что витает в воздухе Милана явственней всего. И ответил определённо - достаток...
Эта женщина через мгновение посмотрит по сторонам и, не увидев опасности, перейдёт дорогу. В Италии это встречается часто. Я вскоре привык к таким дорожным манерам, и могу утверждать, что данное обстоятельство значительно облегчает нахождение в чужой стране.
Заскочил на небольшой рынок: мало ли продуктов прикупить. Но цены смутили. Зато рядом оказалась колонка с питьевой водой. Попил...
Композитор Джузеппе Верди умер в Милане.
Первое упоминание о церкви Св. Петра относится к 1028 году. Тогда она находилась в местечке Сала, расположенном рядом с Миланом. В последующее время данная территория стала частью Милана (теперь уже и не окраиной). В последний раз храм перестраивался в XX веке.
Заглянем внутрь.
Здание театра Barclays.
Особняк по-соседству.
Скульптура поблизости. Нужна ли такая в Италии? Наверное, да. Чтобы лишний раз подчёркивать красоту настоящего искусства.
Скульптор Сассу родился в Милане.
Напоминание об Одессе.
Вечерело. Нужно было спешить.
Арка мира начала возводиться в 1807 году по распоряжению Наполеона I. В ней император хотел отразить величие его военных побед на Апеннинском полуострове и в один прекрасный день победоносно въехать через неё в город. Наполеоновская эпоха закончилась, и строительство объекта серьёзно замедлилось. Закончена арка была только в середине XIX века. После объединения Италии через неё въехал в Милан король Виктор-Эммануил II.
Колокольня базилики Тела Христова.
Памятник горным стрелкам, павшим в различных войнах XX века. Есть легенда, что в Эфиопии солдаты этих частей остановили наступление бедуинов, бросая в них камни, после того, как закончились боеприпасы.
Я возвращаюсь по вечернему Милану. Хотя за день намотано немало километров, усталости не чувствуется, т.к. условия передвижения были весьма комфортными.
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам