Надо сказать, что почти всё увиденное мною в Италии было ожидаемо. Я знал, что полюблю эту страну, так и произошло. Но один момент меня удивил: сложилось впечатление, что итальянцы считают древних римлян другим народом, жившим до них на этой территории. Причём весьма неохотно претендуют на то, чтобы в них видели наследников великой империи. Видимо, не одного меня одолевали подобные мысли, потому рядом экскурсовод стал отвечать на схожий вопрос кому-то из группы русскоязычных туристов. Примерно также рассуждал к этому времени и я:
- После объявления христианства государственной религией в Риме стало искореняться язычество. Рушились храмы, старая вера, под страхом сурового наказания, изымалась из обихода, соблюдать прежние обряды стало невыгодно и даже опасно (например, последние Олимпийские игры датируются концом IV века н.э.). Такое отношение к прошлому продолжалось почти целое тысячелетие. Период язычества и его достижения воспринимались, как нечто нечистое и не содержащее поводов для гордости им. И только наступившая эпоха Возрождения снова вернула интерес к древнему миру, в частности к его искусству, литературе и истории. Некоторые утраченные объекты были восстановлены или отстроены заново.
От себя добавлю, что язычество "не прощено" до сих пор, а потому, несмотря на некоторую его реабилитацию, в принципе восхищаться людьми, которые думали и поступали неправильно, не по-христиански, наверное, сложно...
Знаменитая статуя Капитолийской волчицы, вскормившей младенцев Ромула и Рема, основавших позднее сам Рим.
Строительство театра Марцелла было задумано Юлием Цезарем, а осуществлено Октавианом Августом, который в 12 г до н. э. посвятил его памяти своего покойного племянника Марка Клавдия Марцелла.
В Средние века здание было перестроено в крепость, над которой был надстроен дворец знатного семейства Орсини.
За театром видна Большая синагога. На переднем плане развалины храма Аполлона Сосиана, возведённого в 430 году до н.э.
Церковь Св. Николая в Темнице была возведена в X веке на месте другой, существовавшей с VI века. Строительство велось на руинах храма Юноны Спасительницы (197 год до н.э.). Его колонны и сейчас включены в южную стену церкви.
Церковь Святой Марии-Утешительницы (1470) принадлежит ордену Капуцинов.
Храм Портуна (около 100 г до н.э.) посвящён богу портов Портуну. Он находится на Бычьем, самом древнем, форуме Рима. Здесь велась торговля скотом. В IX веке был превращён в христианскую церковь. За ним можно разглядеть фрагмент здания храма Геркулеса Победителя (II век).
Базилика Санта-Мария-ин-Космедин была сооружена на месте разрушенного большого алтаря Геркулеса в VI веке. Внутри церкви находится интересная реликвия -
"уста истины". Копия данной колокольни воспроизведена в потсдамском парке Сан-Суси.
Это застройка поблизости.
Вот и берег Тибра. Палатинский мост был сдан в 1890 году.
Перебираюсь на правый берег реки. Теперь направление - Ватикан. Но до него далеко. Мост Эмилия - самый старый каменный мост в Риме. Он был наведён в III - II веках до н.э. С течением Времени и Тибра он разрушился, и именно его был призван заменить новый Палатинский мост. Современное название сооружения - Понте Ротто (Сломанный мост). От него остался один пролёт.
Мост Честио соединяет Тиберину, остров на Тибре, с городским районом Трастевере. Сооружение было возведено около 60 - 40 годов до н. э. В 1888 - 1892 гг. в связи со строительством набережной мост был перестроен, его длина увеличилась с 48 до 76 метров, вместо двух арок стало три.
Посмотрим на Тиберину внимательней.
В правой части фотографии базилика Св. Варфоломея, построенная в 1000 году на месте античного храма Эскулапа. В ней хранятся мощи одного из двенадцати апостолов Христа - Варфоломея. Нынешний облик храм приобрёл в 1624 году.
С Тиберины на левый берег Тибра можно попасть по мосту Фабричио, сооружённому в 62 году до н.э. взамен деревянного, уничтоженного пожаром. Над берегом возвышается купол синагоги.
Посмотрим правобережье.
Памятник поэту XIX века Джузеппе Белли.
Пешеходный мост Сикста был построен в XV веке взамен разрушенного моста Аврелия. Из-за деревьев выглядывает купол собора Св. Петра.
Левый берег.
Фонтан.
Церковь Сан-Джакомо в Лунгаро впервые упоминается в документах на рубеже XII и XIII веков.
Тюрьма Реджина Коэли.
Мост принца Амедео возведён в 1942 году на месте Флорентийского моста. В правой части фото виден купол церкви Сан-Джованни-деи-Фиоретини, построенной для общины флорентийцев. Её строительство продолжалось с 1509 по 1620 годы.
Изредка встречались прогулочные катера.
Рим - город, строившийся долго. Сетка его улиц непроста, что осложняет катание на велосипедах. Но вдоль набережной проложена отличная дорожка.
Пора сворачивать к Ватикану. Комплекс Санто Спирито состоит из двух частей, больницы и Национального музея здравоохранения. Больница является одной из старейших в Европе (VIII век) и работает до сих пор.
Церковь Санта-Мария-ин-Транспонтина построена на месте древней пирамиды, которую в Средние века считали могилой Ромула и снесли по распоряжению папы Александра Борджиа. Нынешний вид сооружение приобрело в 1566 году.
Вот и Ватикан. Площадь перед собором Св. Петра огорожена. Вход по билетам, за которыми огромная очередь. Тут же шустрые молодые люди предлагают свою помощь в преодолении возникших осложнений. Я оцениваю перспективы и понимаю, что в любом случае мне не успеть осмотреть папское государство. Фотографирую собор и разворачиваюсь. Буду знакомиться с менее известными объектами Рима.
Колоннада Св. Петра.
Концертный зал 1950 года постройки удачно вписался в архитектурный ансамбль.
Пешеходный мост Св. Ангела построен в 134 - 139 годах императором Адрианом и получил тогда его имя.
В 1450 г. перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; много людей погибло. Папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI века установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи св. Петра и Павла, к которым, с подачи Бернини, добавилось ещё десять статуй ангелов.
Ведёт мост к Замку Святого Ангела (или мавзолею Адриана). Который построен по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла. Позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. В настоящее время является музеем. Когда-то считался самым высоким зданием в Риме.
Вокруг сооружения разбит парк Адриана.
Дворец правосудия вступил в строй в 1911 году.
С его противоположной стороны расположена площадь Кавура.
Первый премьер-министр Италии Камилло Бенсо ди Кавур.
У его ног люди.
Кинотеатр.
Протестантская Вальденсовская церковь является первым зданием в Риме, построенным из железобетона.
Собор Святого Петра остаётся позади.
Подобные готические храмы мне в Италии встречались нечасто.
Характер застройки говорит о том, что исторический центр заканчивается. Решаю сворачивать с набережной. Которая, хоть и была очень интересной, для Рима явно не является достопримечательностью первой величины, как, например, в Петербурге.
Прочитав табличку около какого-то заброшенного, огороженного забором, холма, с удивлением узнал, что стою около мавзолея самого Октавиана Августа. К сожалению, фотографировать нечего. Обидно за императора, если честно...
Рядом две церкви.
Хорватская Сан Джироламо деи Кроати.
И Сан-Рокко. Обе в отличном состоянии. Но безобразный вид кургана, принявшего в себя великого Августа портит настроение.
Конечно, здесь есть подходящие места для фотографирования.
Порта-дель-Пополо - ворота стены Аврелиана в Риме, получившие название от церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Первоначальное название - Фламиниевы ворота, названные по Фламиниевой дороге, которая проходила через эти ворота.
За ними начинается площадь дель Пополо (Народная). Фонтан Нептуна находится с западной её стороны.
В центре площади египетский обелиск.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо возведена в 1472 - 1477 годах на месте романской часовни 1099 года постройки. К оформлению её внутреннего убранства приложил свои руки Рафаэль Санти.
Две похожие церкви были открыты в 1679 году. Они оформляют выход на улицу Виа дель Корсо. Санта-Мария-ин-Монтесанто (справа) и Санта-Мария-деи-Мираколи.
Отсюда можно подняться на холм Пинчо. Фонтан возведен в 1814-1823 годах. Изображает стоящую Богиню Рому (олицетворение Рима) меж двух сидящих фигур - аллегорий рек Тибр и Аньене. У ног богини - римская волчица с Ромулом и Ремом.
Кругом масса интересной скульптуры.
Здесь так хорошо, что можно просто лежать и дышать историческим воздухом Рима.
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам