Кронштадт. Часть 2. Прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности.

Feb 18, 2014 09:13




После того, как мы достигли восточной оконечности острова Котлин, поворачиваем назад. Теперь будем двигаться вдоль южной его стороны в обратном направлении.










Машинная школа Балтийского флота. Возможно, что здания, показанные на предыдущей фотографии, также к ней относятся. В школе были созданы учебные классы, в которых обстановка была близка к реальной. Пылали топки, работали форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть.




У здания находится Пеньковый мост. Покрытие его проезжей части выполнено из чугунных деталей. Идея была заимствована у американцев. Таким же покрытием обладали мостовые в Нью-Йорке и Бостоне. Подобным образом была замощена улица длиной 160 метров с самым интенсивным движением. В отличие от булыжных мостовых, которые требовали частого ремонта, эта простояла 80 лет. Во время Великой Отечественной войны из чугунных плашек мостовой были сделаны несколько тысяч корпусов мин. Её фрагмент сохранился только на мосту.




Перед нашими глазами Обводный канал (он вдаётся в тело Кронштадта буквой П).




Летний сад Кронштадта опоясывает красивая решётка. Она не содержит позолоты, но, тем не менее, хороша собой. Когда-то на месте Летнего сада была улица. На ней стояли дома Петра I и его ближайших помощников. Впоследствии государство выкупило участки у наследников и разбило на месте садов и огородов сад для горожан.




Заглянем внутрь. Среди густой зелени стоит памятник мичману Домашенко. Это самый старый сохранившийся памятник города. Александр Домашенко прыгнул с борта корабля, чтобы спасти упавшего в неспокойное море матроса, и погиб при этом. Было Саше 19 лет, а произошло это событие в 1827 году у берегов далёкой Греции, где наши моряки помогали местному населению в борьбе против турецкого господства. Сослуживцами А. Домашенко были лейтенант П. Нахимов, мичман В. Корнилов и гардемарин В. Истомин, будущие известные российские герои-флотоводцы.




Неподалёку есть ещё памятник клиперу "Опричник", затонувшему в 1861 году в Индийском океане. Но не все задуманные памятники уже установлены. Например, герой американской революции и известный в своё время пират Пол Джонс пока ждёт обещанного. Он был приглашён Екатериной II участвовать в русско-турецкой войне, получил новое имя Павел Джонес и казацкие шаровары. Правда Григорий Потёмкин был им недоволен, т.к. не заметил должной доблести. Вскоре Джонс отбыл из России. Его мемуары послужили материалом для написания нескольких приключенческих романов. Возможно, камень сей появился на волне вспыхнувшей в конце XX века любви к Америке, но в настоящее время у него немного шансов вырасти в полноценный монумент. Т.к., на этой земле слишком много людей, более достойных увековечивания в камне.




Василий Маркович Жильцов во время Великой Отечественной войны командовал звеном торпедных катеров.




Небольшой водоём правильной формы густо зарос зеленью. Внутри не имеющего каких-либо холмов Кронштадта высота его берега сначала удивляет. Т.к. никаких подъёмов на пути не было. Дело вот в чём. Суда заходили на ремонт в док, находящийся в городе. Ворота в который со стороны моря запирались, а вода по вырытому каналу спускалась в этот водоём, находящийся ниже уровня моря. К ремонту можно было приступать немедля, а воду из водоёма, по окончании ремонта, откачать без спешки. Получился огромный Доковый бассейн внутри острова.




Этот комплекс давно не используется. Канал, ведущий к бассейну,  превратился в живописный овраг.




Через который переброшен пешеходный Макаровский мост.




Выходит он к Якорной площади с Морским собором (показан в первой части). Недалеко от моста памятник адмиралу Степану Макарову. На пьедестале можно прочитать его слова  "Помни войну!".  Погиб Степан Осипович в 1904 году, во время русско-японской войны.




Словно следуя завету, найденному в записке участника Кронштадтского десанта, "Живые, пойте о нас!", у моста сидит немолодой уже мужчина и поёт...




Осмотрим здания рядом с Летним садом. (Якорной площадью).













Сейчас самое время посмотреть карту города. Остров Котлин примерно посередине пересекает кольцевая автодорога Петербурга. Старый район Кронштадта расположен в правой части острова, его улицы выделены жёлтым цветом. К кольцевой магистрали прижимаются новые кварталы. А за кольцевой дорогой, в левой части, находится незастроенная территория. Отправимся туда пока день в разгаре. Двигаться будем по Кронштадтскому шоссе, которое растянулось на значительную часть Котлина, да иного варианта и нет...




Сразу за развязкой расположено местное православное кладбище. (Лютеранское, где похоронены многие известные люди, например, Фаддей Беллинсгаузен, находится в другом месте).  История Кронштадта отражена и здесь. Памятник артиллеристам, погибшим при взрыве на форте Константин в 1898 году.




Экипажу подлодки Б-9, не пережившему 22 мая 1931 года. И многие другие...




Это западная часть острова, то есть, сторона, откуда ждали врага (и откуда он приходил). Потому здесь выстроены мощные укрепления.













Сейчас вокруг мирно и безмятежно...  Но так же было и 21 июня 1941 года...







Предложение для потенциальных рекламодателей.




Городок для игры в пейнтбол. Не в армию же идти для того, чтобы пострелять...




Попали под обстрел?




Побережье с обеих сторон изобилует песчаными пляжами.




Есть где позагорать.




Или посидеть в тени...




Близится вечер, жара спадает, возвращаемся в город. Район улицы Ленина.













Памятник Иоанну Кронштадтскому. У входа в его музей-квартиру.




В гимназии, которая располагалась в этом здании учился уроженец Кронштадта, будущий академик, Пётр Капица.




Больница 1953 года постройки.




Собор Владимирской иконы Божией Матери. Освящён в 1880 году.







Во дворе походная кухня. Правильно. Одной только духовной пищей сыт не будешь...




Районная библиотека. Строительство здания было начато ещё до революции, завершено в 1927 году.




Чугунное дерево желаний подарили городу местные кузнецы. Монетки завёрнутые в листок с пожеланиями, забрасываются в гнездо сидящей на ветке совы. Можно прошептать что-либо заветное в ухо дерева (видно в середине ствола). Если висящие на дереве колокольчики ответят вам звоном, то желание сбудется.




Фонтан у Гостиного двора.




Нынешний Гостиный двор появился в первой половине XIX века на месте неказистого старого строения повелением Николая I, который посетил город. Здание было немного перестроено после пожара в 70-х годах XIX века. Его размер говорит о том, что в то время Кронштадт занимал более весомое место в жизни страны.




Часовня Тихвинской иконы Божьей Матери была построена в самом конце XIX века. Разрушена в 1931 году. Восстановлена уже в начале XXI века.




Ещё несколько кронштадтских зданий.













Никуда не деться от Обводного канала. Он пронизывает значительную часть старого города. Гранитом, кстати, выложены не только берега, но и его дно. Изначально канал назывался Адмиралтейским, в связи с планами перевести сюда Адмиралтейство из Петербурга (идея принадлежала Екатерине II), имя Обводный получил уже после отказа от этих намерений.  Вдоль его берега, с внутренней стороны,  успели построить здание Адмиралтейства (на фото) и различные мастерские, которые работали на флот. Канал проходит сквозь Морской завод. Понятие Адмиралтейства включало в себя, в то время, не только место пребывания командования, но также ремонт, строительство кораблей и подготовку к плаванию.







Футшток, расположенный у Синего моста Обводного канала, показывает нулевую отметку поверхности земли. От него отсчитываются глубины и высоты, а также орбиты космических кораблей.




Итальянский дворец князя Александра Меншикова. После ареста которого здание было передано в казну и в нём стали готовить специалистов для флота. Рядом со зданием памятник Петру Пахтусову, известному полярному мореплавателю, уроженцу Кронштадта. На постаменте выбиты слова "Польза, отвага, труд". Прожил Пётр Кузьмич всего 34 года.
 Хотелось бы дать один совет будущим туристам, собирающимся посетить Кронштадт. Было бы хорошо почитать о нём перед поездкой. Чтобы осматривать город более осмысленно, иначе можно многого не понять ( и не принять). Я, например, не представляю выражения "Кронштадт - жемчужина России". Здесь нет роскоши, а основные сооружения строго фунцкциональны.  Город скроен, как военный корабль, где всё переплетено из-за экономии места, каюта капитана, камбуз и машинное отделение... Именно отсюда, с этих берегов, стапелей, учебных классов начинались многие великие дела, сделавшие Россию полноценной морской державой.




Петровский Док. Сюда заходили корабли для ремонта, и отсюда спускали воду в Доковый бассейн, показанный ранее. Если посмотреть внимательно карту города, то видно, что канал Петровского Дока вместе с Доковым бассейном и каналом к нему напоминает букву Г, находящуюся внутри буквы П Обводного канала. В городе есть ещё канал Амазонка и Кронверкский канал.




Мост через Доковый канал имеет явно просматривающееся корабельное происхождение. Раньше почти все мосты в Кронштадте были разводными, но после увеличения интенсивности автомобильного движения были переделаны в обычные. Только этот числится разводным. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности...




Берега канала Петровского Дока продлены в залив двумя молами. Один является причалом для военных кораблей Кронштадтской базы.




А по другому можно прогуляться до городского маяка.




По правую руку будет Итальянский пруд. (Из него начинается Обводный канал). Здание Голландской кухни, построенной для прибывших моряков. Они могли там готовить еду для команды. Могли и не готовить, но платить кухонный сбор всё равно было нужно... После строительства в 1885 году Морского канала, позволившего крупным судам заходить непосредственно в Петербург, значение Кронштадтского порта стало падать. А до этого он был главным коммерческим портом России на Балтике, здесь находилась таможня, и кухонные сборы давали значительные суммы в городскую казну.




Рыбные ряды 1828 года постройки. В них торговали рыбой и питьевой водой.




Девушка, стараясь остаться незамеченной (разве это возможно, когда у всех фотоаппараты?), высматривает кого-то среди личного состава.
 Проверяет, точно ли не появляющийся давно моряк отправился в длительное плавание?...




Туристы рассматривают шведскую пушку около Арсенала. При Петре I на этом месте работал Пушечный двор, в котором приводили в порядок артиллерийские стволы. Нынешнее здание построено в 1836 году, в нём хранилось вооружение и проводились нучно-исследовательские работы.




Памятник Петру I в Петровском парке. Когда-то здесь было болото, потом его засыпали и образовалась площадь, названная Арсенальной. На ней проводились парады и смотры, устраивались наказания нижних чинов.  Фаддей Беллинсгаузен, став губернатором Кронштадта, принял решение о разбивке здесь парка. Т.к. казна не спешила выделить на это средства, Фаддей Фаддеевич многое сделал на свои деньги. Памятник императору установлен в 1841 году. Пётр I изображён более плотным, чем на самом деле. Т.к. он первым встречал на российской земле прибывших иностранных гостей.




Памятник морякам - героям Цусимского сражения. Открыт в 2006 году. Он установлен на осколке гранитной скалы, большая часть которой стала постаментом для памятника адмиралу Степану Макарову.




Здесь есть, где сфотографироваться на память.







По крайней мере, пушек хватит на всех.




Вечером хорошо гулять вдоль Петровской гавани, подставляя лицо лучам уходящего солнца. Недалеко от берега форты южной стороны.




И напоследок фрагмент нового Кронштадта.




Конечно, из многих окон домов здесь видно море. А на улице стоит напоминание о героической истории города.




Перейти к другим рассказам

Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up