Забытый мотопром. Дореволюционные годы.

Jul 11, 2018 03:19


Вспоминая историю нашего мотопрома, люди говорят про советские Ижи, Уралы, Днепры, всякие Мински и Восходы, но это всё 70-е, ну максимум 50-е годы. А если копнуть раньше? Когда зародился наш мотопром? Когда началось серийное производство? О более ранних моделях народ-то и не знает. А началось всё ещё в конце 19 века.

Итак, день рождения российского мотоцикла: 13 марта 1899 года. Основоположник дореволюционного мотостроения Александр Александрович Лейтнер. В 1895г он основал в Риге велосипедную фабрику, а в 1899г изготовил на базе своих велосипедов первые 5 мотоциклов с немецкими моторами "Фафнир": три трёхколёсных и два двухколёсных.

Вот немецкий прототип трицикла "Россия" - "Кудель", 1899г, из гаража Николая Второго.



Немецкий Kudell, 1899г, прототип трёхколёсной "России". Рабочий объем: 239 куб.см. Мощность: 1,75 л.с. Скорость: 35 км/ч.



Двухколёсный мотоцикл пошёл в серию под маркой "Россия" и выпускался с 1903 по 1907 год. Их выпустили около 30 штук. Как минимум два из них сохранились (в Московском Политехническом музее и в Риге).



Мотоцикл "Россия". 1899, 1903-1907гг. 433 см. куб., 1,75 л.с. 35 км/ч.

После 1907г завод выпускал только велосипеды и чуть-чуть автомобилей. Мотоциклы оказались невыгодны: забугорные конкуренты задавили.

Второй дореволюционный мотозавод - Дукс (в переводе с латыни "Вождь") в Москве. Основан Юлием Александровичем Меллером изначально как велозавод году в 1893. За мотоциклы взялся в 1908г. Выпускал несколько моделей мотоциклов с 1908 по 1915г в довольно больших количествах (всего выпущено около 600 штук) на базе своих велосипедов с швейцарскими двигателями "Мото-рев" ("Мото-мечта"). Общая информация с одного из сайтов:

Выпускаемый в Москве мотоцикл называли "Мото-Рев-дукс", а иногда просто "Дукс". На нем стоял двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 256 см, мощностью 2 л.с., позволяющий развивать скорость до 60 км/ч. Этот мотоцикл выпускали серийно в течение 1910-1911гг. и постоянно совершенствовали. В 1912г. его строили с несколько измененным мотором, а в 1913 - с усиленной рамой, обновленным двигателем рабочим объемом 404 см и мощностью 3 л.с. В трансмиссии использована втулка свободного хода английской фирмы БСА. В 1914г. на "Дуксе" освоили изготовление трех новых моделей с двигателями следующего ряда мощностей: 2,5 л.с. - одноцилиндровый; 4 л.с. - V - образный двухцилиндровый; 4,5 л.с.-верхнеклапанный, аналогичный предыдущему. Выпуск мотоциклов на заводе "Дукс" был следующим: 1910 г. - 72; 1911 г. -99; 1912 г. - 133; 1913 г. - 134; 1915 г. - 136. Всего же в течение 1909-1915 гг. там сделали около 600 мотоциклов.

Теперь поподробшее. Самая первая модель Дукса появилась в 1908г. Как минимум два экземпляра сохранились до наших дней (в Московском Политехническом музее, и в Мытищах в музее Евгения Шаманского).



Дукс первой модели образца 1908 года.

Рабочий объем двигателя - 264 см3; мощность - 2,5 л.с. при 2000 об/мин; масса в снаряженном состоянии - 60 кг; наибольшая скорость - 50 (60?) км/ч.

Две новые модели появились в программе «Дукса» в 1914 г. Первой была легкая мотоциклетка, предназначенная для туризма. Конструкция другой модели позволяла оснастить ее коляской. Машина имела двухскоростную коробку передач и сцепление. Эти мотоциклы соответствовали мировому техническому уровню тех лет и имели устойчивый спрос. В частности, они участвовали во многих спортивных гонках. Помимо этого, большие партии машин заказывало Военное ведомство Российской империи.



«Мото-Рев-Дукс» (300 см3) 1914г. - легкая мотоциклетка, которая была предназначена для туризма.



«Мото-Рев-Дукс» (500 см3) 1914 г. имела двухскоростную коробку передач и сцепление.

Ну и зимний вариант Дукса, 1914г:



Зимний вариант Дукса с прицепными лыжами.

Вообще Дукс был многопрофильным предприятием: он выпускал и велосипеды, и мотоциклы, и автомобили, и аэросани, и самолёты. В 1915г в связи с войной он полностью переключился на самолёты. Он и в советские 30-е годы выпускал самолёты, только вместо названия "Дукс" имел номер, уже не помню какой.

Третьим центром дореволюционного мотостроения кроме Риги и Москвы был Перетбург. Здесь находился завод Петра Александровича Фрезе. Именно на заводе Фрезе был выпущен ПЕРВЫЙ РУССКИЙ АВТОМОБИЛЬ в 1896г. Были и попытки выпуска мотоциклов, но про них мало что известно. Судя по всему производство было штучным, а двигатели опять-таки стояли буржуйские. Всё, что я накропал:

Здесь, на экипажной фабрике «Фрезе», известной не только пролетками и каретами, но и выпуском первого отечественного автомобиля, серийных грузовиков и пожарных машин, с 1903-го по 1908 год небольшими партиями из готовых комплектов собирали и мотоциклы. Сначала по образу и подобию бельгийских трициклов марки «Саролея», а потом и двухколесные, собственной конструкции, но с импортными двигателями. Именно изделия со знаком «фрезе» с успехом демонстрировались в 1905 году на Первой международной выставке автомобилей в Москве.

И никаких фотографий. И тем более ни одного сохранившегося агрегата.

П.С. Фото обоих сохранившихся мотоциклов - не из Московского Политеха. В Политехе они вкорячены вот на такие конструкции:



"Россия", 1899, 1903-1907гг:



"Дукс", 1908-1910(?)гг

Надо сказать, что копирование в те годы не было чем-то зазорным. На заре авто/мотомобилизации европейцы копировали друг у друга почём зря. Например, те же «Кудель» и «Фафнир» были лицензионными копиями французского «Де-Дион-Бутона». Этим путём шёл и наш мотопром. Однако, низкие пошлины на импортные мотоциклы (5% стоимости мотоцикла, для сравнения в США 45%) делали наш мотопром сильно невыгодным делом. Мотоциклов выпускалось мало, стоили они дорого, расширить производство до массового мешали конкуренты с Запада. А Первая Мировая война уничтожила наш новорождённый мотопром ПОЛНОСТЬЮ в 1915 году. Вновь наладить серийное производство мы смогли лишь в сентябре 1930 (!!!) года в Ленинграде - это был мотоцикл Л-300, выпускаемый до 1939 года, но это уже совсем другая история.

Источники: раз, двас, трис и свои слова.

техника, мотостарина

Previous post Next post
Up