Эльтон и Баскунчак. Итоги. Часть 1

Jun 08, 2010 11:31

Экспедиция «К самому соленому озеру России-2010»
Пройдено: около 3000 км
Маршрут: Москва - Саратов - Палласовка - оз. Булухта - оз. Эльтон - Знаменск - Ахтубинск - Нижний Баскунчак - Волгоград - Москва
Задачи экспедиции:
Проехать от пос. Палласовка до оз. Эльтон, используя исключительно степные дороги
Проехать через военный полигон Капустин Яр от оз. Эльтон до оз. Баскунчак (самого соленого озера России)
Автомобили: Land Rover Defender 110 и UAZ Patriot

Поездку на озеро Баскунчак мы планировали давно. Так как концепция путешествия «мы с друзьями собрались на машинах покататься, ну там еще всякая природа красивая, степь» мало кого заинтересовала, пришлось придумывать завлекательное название «К самому соленому озеру России» и наклеивать на машины наклейки экспедиции. Несколько неожиданно для нас самих поездка получила статус фотоэкспедиции: на два экипажа пришлось пять фотографов.
Мы планировали проехать через степь от озера Эльтон до озера Баскунчак. Такой маршрут позволял сократить дорогу на 250-300 км и побывать на территории военного полигона Капустин Яр, где до сих проводятся стрельбы - что добавляло поездке адреналина.


День первый. 1300 км до самого соленого озера
Из Москвы стартовали двумя экипажами: Land Rover Defender и UAZ Patriot (хозяин ласково зовет его Патриком). Обе машины - подготовленные, лифтованные экспедиционники. Но был один пункт, по которому Патрик не только не уступал, а с огромным отрывом опережал Дэф: в нем был устроен «спальник», позволяющий двум водителям идти практически без остановок, меняясь за рулем. Патриковский «спальник» - положенный на лист фанеры матрас, занимал все пространство от спинки водительского кресла до двери багажника. Чтобы проникнуться красотой идеи, надо ехать за рулем хотя бы часов пять кряду. А потом смениться и, вместо того, чтобы обвисать на ремнях безопасности на штурманском месте или скукоживаться на заднем сидении, пойти нормально спать.

Не доезжая 20 км до Пензы, мы свернули направо, в сторону Саратова. Трасса М5, по которой идет изрядная часть маршрута, после ремонта находится в отличном состоянии, качество асфальта тянет на твердую четверку. Зато сама дорога достаточно однообразна. Просто едешь, едешь, останавливаешься размяться, смотришь на белоствольные березы по обочинам, снова едешь. Начинает светать, а ты все едешь. И GPS показывается, что ехать так тебе еще долго. Где находишься - совершенно непонятно, трасса М6 идет в обход населенных пунктов. Единственно, что скрашивает однообразие пути - малое предпринимательство по обочинам дорог. Сначала целый район торгует рыбой. На каждом доме табличка «Рыба», «Рыба», «Рыба»... Потом - все, рыба закончилась. Начался край пасечников. Все продают мед. Потом - мед кончился, начался хрусталь: люстры, посуда. Потом - внезапно - валенки. Так и вижу, как они зимними вечерами коллективно, всей деревней, валяют эти самые валенки. И только однажды попалась нам среди леса загадочная табличка «Шахматы-нарды» и отвороток дороги, уходящий куда-то направо.

До Саратова добрались за 12 часов, пересекли по трехкилометровому мосту Волгу и оказались в городе Энгельс. Здесь качество асфальта стало постепенно ухудшаться, некоторые выбоины пугали даже наши боевые машины. Появилось нехорошее ощущение, что дороги у нас - как разбомбили 65 лет назад, так с тех пор и не ремонтировали. Или, может быть, совсем наоборот. Никто не бомбил, а просто жители сами минировали их. Чтобы никто не прорвался к нашей столице! Но воронки на асфальте - определенно, имелись. Так что всем организмом мы ощущали каждый ухаб Родины.


В какой-то момент, отказавшись от езды по подобию асфальта, мы свернули прямо в степь и взяли курс на Палласовку - последнюю точку, где можно заправиться. Все вокруг было просто и прекрасно: степь, облака, дорога. Расстраивало только то, что шел второй день экспедиции, а хоть до какого-нибудь озера мы так и не добрались. Более того, вечерело. Хотелось ночлега, тепла и, возможно, чая с коньяком. Вместо этого вокруг были моросящий дождь, грязь, залепившая окна, темнота, неизвестность, и, как следствие этого, опасность. Нужно было где-нибудь спрятать машины. В укромном месте, в закутке, чтобы никто, ни-ни! А теперь представьте, сколько укромных мест можно найти в степи. Особенно, если спрятать нужно два немаленьких лифтованных внедорожника. Решили ехать по дороге, пока не увидим что-нибудь вроде рощи. Проблема в том, что ближайшая роща осталась позади, километрах в 1000, там, где степь переходит в лесостепь, а потом и в среднюю полосу. Наконец, фары впереди бегущего Патрика высветили ряд деревьев недалеко от обочины дороги. Конечно, это по местным меркам они были отличными деревьями в расцвете лет. Там, в степи, растительность не особенно высокая. Но я-то выросла на просторах среднерусской возвышенности. Я-то знаю, как выглядят настоящие деревья. У меня на дачно-подмосковном участке кусты смородины примерно такой высоты.
А теперь представьте: большой и черный Патриот на пару с большим и черным Дефендером, позвякивая хайджеками и поскрипывая расширителями дуг, забираются в самую кущу этих самых кустов. Все! Мы спряталась! Нас не видно! Более сильного эффекта, пожалуй, можно было добиться, только попытавшись скрыться в зарослях ковыля. Надеясь, что мышки-полеви будут прикрывать нас своими мощными телами, а кроты возведут вокруг стоянки оборонительные окопы высотой от 5 до 10 см.
Так прошла ночь: два внедорожника, высовывающиеся чуть больше, чем на две трети из придорожных кустов. К счастью, наш чуткий сон никто не потревожил. Кругом была тишина и степь.





Продолжение следует...

Эльтон, путешествия

Previous post Next post
Up