Ликбез по Сасанидам. Часть вторая.

Sep 25, 2012 02:34

Часть первая - III-IV вв. и список литературы.


Пользуясь тем, что текст сам собою распадается на несколько частей, позволю себе ещё одно небольшое (так я написал поначалу - ой соврааал...) вступление. Мне кажется, не зря в учебниках начинают рассказ о любом государстве с его природно-географического положения. К сожалению, ни в Иране, ни в Ираке, ни в Афганистане, ни в Туркменистане, ни в Армении, ни в Азербайджане, ни в Северной Индии, ни в Саудовской Аравии я не был. Вы не представляете, как мне жаль. Вообще, есть прекрасный и подробный "Историко-географический очерк Ирана" В.В. Бартольда (в том самом томе, что был указан), но о Сасанидах в этом очерке не слишком много - в основном, речь идёт уже о мусульманском Иране. География, правда, меняется не так уж быстро, поэтому частью заимствую описания и мысли у Бартольда, а частью - не помню уж откуда, так что пишу наверняка с жуткими ошибками и пропусками.

Регион, населённый иранцами, значительно больше географического Ирана просто потому, что сам Иран для жизни не слишком пригоден. Иран - это плоскогорье, причём, насколько я понимаю, не слишком плоское, в центре которого находятся довольно серьёзные пустыни, а с крупными реками совсем швах. Реки, которые всё-таки есть, текут с гор, но большим полноводием не отличаются и практически сразу разбираются земледельцами на каналы (земледелие без искуственного орошения в тех районах невозможно), а потому реки эти не сильно отдаляются от гор. Населённые районы, следовательно, - либо предгорья, либо долины тех великих рек, до которых иранцы могли дотянуться. Бартольд, основываясь на каких-то иностранных предшественниках, именно этим фактом объясняет распространение иранцев от Инда до Тигра. Или наоборот.




(Карта - настоятельно кликабельна.)

Через земли Сасанидов проходило два крупных торговых пути. Первый шёл по северной границе государства - из номинально зависимой Согдианы он проходил через оплот Сасанидской власти на северо-востоке - Мерв (один из древнейших городов Востока и крупная крепость), затем через Хорасан - в средневековый город Рей (недалеко от современного Тегерана). Оттуда торговые пути, кажется, разделялись - один шёл через Кавказ к Чёрному морю, другой через древний город Хамадан (Эктабаны) вёл к столице империи - Ктесифону (Селевкия) на Тигре. От Ктесифона основной торговый путь, как следует из двух Нисибисских договоров, шёл к Нисибису - городу на границе с Византией. Эта торговая линия была частью Великого шёлкового пути. Насколько я понимаю, второй крупный торговый путь соединял Ктесифон и города внутреннего Ирана вдоль побережья Персидского залива с крупными портами: Месена, в дельте Тигра и Ефрата (вообще Месена - это область, а город назывался в раное время по-разному и всегда непроизносимо), и Ормуз. Туда приходили товары по морю из Индии.

О городах стоит написать отдельно. Городов в центральной части Ирана было мало, и были они небольшими. На востоке страны крупные города случались, но, как в случае например с Мервом, располагались в крупных же оазисах, а потому не были, мягко скажем, частыми. Основное скопление городов было на западной границе, в бассейне Тигра, и на юге Иранского нагорья, вдоль побережья Персидского залива. Что там было с городами на юго-востоке толком не знаю - надо дочитывать Бартольда. Города эти сильно отличались как по национальному, так и по культурному компонентам. На западе было сильным влияние Рима и Ближнего Востока, а следовательно, много христиан и серьёзный налёт эллинизма. Благодаря Греко-бактрийскому царству, налёт эллинизма был и на востоке, но там он был сильно сдобрен индийским влиянием. Балх (Бактрия), также находившийся порой в номинальной зависимости от Сасанидов, был крупным буддийским центром, хотя именно там вроде бы жил когда-то Заратуштра.

Таким странным распределением по государству городов объясняется и странное расположение столицы: Ктесифон находился недалеко от границы с безусловно самым серьёзным соперником Сасанидов - Римской (Византийской) империей и был неоднократно взят в ходе войн. И тем не менее, шахиншах неизменно возвращался в этот город, поскольку этот перекрёсток всех торговых путей был самым важным пунктом всего государства. Правда, Ктесифон, кажется, никогда не был единственной столицей: в качестве летней столицы использовался Хамадан, расположенный на Иранском нагорье.

Нужно сказать, что Сасаниды и сами были крупными градостроителями и, в частности, основывали города там, где ранее этих городов никто в глаза не видал. Так было основано несколько крупных городов на равнинах Хорасана, в часности современный Нишапур (основан Шапуром I), на юго-восточном направлениии построен Керман - изначально как пограничный город на востоке основан Ардаширом I, хотя впоследствии граница отодвинулась много дальше, и т.д.

Этот географический обзор наверняка содержит ошибки, в нём наверняка нет важных и необходимых пунктов, но он, тем не менее, кажется мне очень важным, поскольку показывает, насколько разнородным было население державы Сасанидов. Дело не только в религиях и влияниях, но и в образе жизни и уровне культуры. В государстве соседствовали не просто крестьяне и горожане, но и оседлые жители с кочевниками, и все они с горцами, которые и между собою сильно различались - более-менее культурные жители крупных долин и дикие горцы труднодоступных районов. Захватывая ромейские города, Сасаниды часто переселяли жителей на свою территорию. В качестве примера сравнительной слабости иранской культуры многие исследователи приводят тот факт, что именно этим греческим переселенцам часто приходилось строить новые персидские города по античным планам, возводить постройки в старых и высекать рельефы напободие ахеменидских.

К сожалению, мне не удалось найти сколько-нибудь удовлетворительного описания границ Сасанидской империи и системы их обороны, поэтому продолжаю работать с картой. Очевидно, с востока путей к сердцу государства было немного, и они были прикрыты крупными крепостями - Мерв, Герат (через который, кстати, тоже проходил крупный торговый путь), Зерендж. Из-за местности пустынной в одних местах и гористой в других, пройти мимо этих городов было, по всей видимости, проблематично. С севера земли Ирана были отчасти прикрыты Каспийским морем, отчасти (северо-запад) охраняемыми проходами через Кавказские горы.Насколько я понимаю, само Иранское нагорье и так неплохо защищено, да и делать там особенно нечего, поэтому важно было защитить города, находившиеся на побережье Каспия. От набегов с северо-востока эти земли защищали хребты Копетдага и реки Горган и Атрек. Основной проблемой Сасанидов были западные границы. Довольно значительную их часть защищает Сирийская пустыня, а вторжение в Месопотамию возможно только по Тигру и Евфрату с северо-востока. Как именно была организована оборона в тех краях - мне непонятно (что там было с дорогами в районе тех же Дары и Нисибиса), но я натыкался на следующее суждение: ключом к Месопотамии была Армения, и именно потому всё время существования империи Сасанидов между Римом и Персией за Армению шла борьба. Армения была не просто провинцией - царём туда часто отправляли наследника. Правитель Армении был фактическим главнокомандующим сасанидской армии, поскольку именно там происходила львиная часть военных действий. Принятие Арменией христианства при Ормизде II было очень сильным ударом не только по влиянию Сасанидов в этой стране, но и по всей системе государственной безопасности.

Вот... Извините, за долгое вступление. Если есть люди знающие, то может исправят ошибки? Самому ведь интересно разобраться.

Армения

20-летие, отделяющее год смерти Шапура II от конца IV века, прошло в непрерывной борьбе за власть между шахами с одной стороны, жречеством с другой, и крупной аристократией с третьей. За эти 20 лет сменилось три правителя - Арташир II (379-383), Шапур III (383-388) и Бахрам IV (388-399) - все они умерли насильственной смертью. Во многих обобщающих работах именно применительно к этому периоду рассказано о социально-политическом строе Сасанидов; мне же кажется, что время тому ещё не пришло, и здесь следует сказать пару слов об Армении, тем более, что я только что бегло упоминал о ней в своей неуклюжей историко-географической заметке.

Как было сказано в первой части, когда Сасаниды подняли восстание и пришли к власти, на престоле в Армении сидела одна из ветвей династии Аршакидов, и тогдашний царь Хосров I долгое время оставался серьёзным соперником Арташиру. По сообщениям армянских историков, ему удалось даже одержать целый ряд крупных побед над первым Сасанидом и на время подчинить себе Ассирию. Справиться с Хосровом удалось только при помощи наёмного убийцы, подстерегшего царя на охоте. Убийца, который происходил, кстати, из другой ветви Аршакидов, был вскоре схвачен и казнён вместе со всею семьёю, спастись удалось лишь одному малолетнему сыну. Этого сына цареубийцы звали Григорий, а в памяти потомков за ним закрепилось ещё и прозвище - Просветитель, поскольку именно он крестил Армению не то в 301, не то в 314 году. Сын Хосрова - Трдат (Тиридат) - бежал в Рим, где получил образование и возмужал, а затем при поддержке римских войск вернулся на Родину. Как раз в его правление и проповедовал Григорий. История порой играет с людьми в странные игры: союз сыновей убитого и убийцы.

Дальнейшая история Армении представляет собою странное зрелище: с одной стороны, внутри государства шла серьёзная борьба между центральной царской властью и властью аристократии - нахараров, причём борьба за власть шла с изумительной жестокостью: целые рода исчезали с лица земли; с другой стороны, как бы незаметно для жителей Армении, шла борьба за влияние над нею Рима и Персии. Думаю, объяснение этого дуализма кроется в том, что как ни грустно это может быть кому-то признавать, значительная часть армянской знати была вовсе не в восторге от христианизации.

Как вполне справедливо отмечают некоторые историки, армянская историография была, естественно, христианской, а потому армяне-зороастрийы в ней могли быть только отрицательными персонажами, даже если упоминались вообще. Вместе с тем, известно, что сам Трдат III Великий (тот самый сын Хосрова) - современник, как мы уже знаем, Ормизда I -до принятия христианства сам был его изрядным гонителем, откуда собственно история про 32 мученицы, и судя по всему не был одинок в своей нелюбви к христианству. Итого, внутри Армении были христиане, которые видели естественным союзником римлян, и зороастрийы, который чувствовали свою органическую связь с Персией.

Последним царём активно отстаивавшим независимость Армении был Аршак II. Он был современником Шапура II, принимал активное участие в войнах с ним как союзник римлян, причём, в отличие от последних, воевал с персами весьма успешно. Шапур II, видимо, хорошо усвоил заветы Арташира, а потому, когда не смог решить дело войной - решил хитростью. Аршак II был приглашён на переговоры в Ктесифон, где был взят под стражу и заключён в тюрьму с характерным названием "Башня забвения". Это было в 363 году. Последовал разорительный поход персов в Армению, многие города были полностью уничтожены. Через некоторое время ненадолго восстановить независимость удалось сыну Аршака - Папаку, но он был убит союзниками-римлянами. В 387 году Армения была разделена на две части, меньшей из которых владели римляне, большей - персы. В персидской части Армении, тем не менее, династия Аршакидов сохраняла власть до 428 года, когда царство было наконец упразднено, а сама Армения превращена в персидское марзпанство. Термин "марзпанство", кажется, принято объяснять так: ну, это как маркграфство.

Царь-грешник, друг римлян

В 399 году на престол взошёл царь Йездигерд I (ум. в 420). Его правление резко выделяется из всех прочих двумя чертами. Первая - Йездигерд никогда не воевал с Римом. Вторая - в его правление царил религиозный мир. Византийские источники пишут о нём с большой похвалой, арабские и персидские дали ему прозвище "Грешник", а сам он подписывался "тот, кто водворил мир в своих владениях". Конечно, есть тут и свои нюансы: в Персии на соборе в Селевкии 410 года была основана независимая христианская Церковь.

Кроме того, именно этот Йездигерд положил начало весьма забавной традиции. Император Аркадий попросил его стать гарантом восшествия на престол наследника - Феодосия II, на что Йездигерд с радостью согласился. Подобная практика впоследствии неоднократно повторялась в обе стороны. Тут надо отметить, что вообще две империи - Византийская и Сасанидская - несмотря на постоянные войны, относились друг ко другу как равный к равному. В какой-то степени Византия сохранила эту традицию даже после арабских завоеваний, относясь к Багдадскому и Египетскому правителям со значительно большим уважением, чем, скажем, к европейским королям. За этими монархиями византийцы признавали преемственность от древних монархий, а потому видели в них партнёров, а не временно отделившихся князьков. Причём если в случае с Багдадом это ещё можно объяснить тем, что Иран никогда Риму не подчинялся, то в случае с Египтом объяснить это гораздо сложнее.

Византия и Персия, помимо всего прочего, были объеденены общей проблемой: обеим империям было выгодно не пропускать через кавказские проходы кочевников. Поэтому в промежутках между войнами, или даже во время небольших перемирий, Персия часто просила у Византии денег, но не просто так, в качестве дани, а на вполне конкретные цели: на содержание охраны северных границ. И, надо отметить, в большинстве случаев Византия соглашалась с законностью этих требований. Противоборство и взаимопомощь причудливо переплетались в отношениях этих держав.

Наследником Йездигерда I после небольшой междуусобицы стал Бахрам V (420-439). Он пришёл к власти при помощи арабов и, судя по всему, при некоторой поддержке жречества. Кажется, поначалу жречество намеревалось поддержать претендента из побочной ветви Сасанидов - очередного Хосрова, но с появлением арабской армии у Ктесифона - передумало. Бахрам V в первые годы своего правления возобновил гонения на христиан, что привело к войне с Римом (буду называть Вост. Римскую империю так до 476 года для кратости и чтобы не путаться), но война продлилась недолго: после нескольких незначительных стычек был заключён мир, по которому христианству даровалась безопасность в Персии, а зороастризму в Римской империи. Насколько я понял, именно в годы правления Бахрама персидская христианская церковь становится официально несторианской и порывает с западным соседом. Кроме того, была упразднена царская власть в Армении (см. выше) и проведён успешный поход против эфталитов.

451: две битвы и собор

Следующим правителем стал Йездигерд II (439-457). Он был современником крупных потрясений в Европе, вызванных вторжением гуннов Атиллы. Напомню: битва на Каталаунских полях, где Атилла был таки разбит совместными римско-варварскими войсками, произошла в 451 году. В это же время восточные границы империи Сасанидов беспокоили какие-то народы, точно описать которые нет возможности. Чаще всего их называют гуннами-эфталитами, но насколько они родственны тем гуннам, что пришли в Европу, - неясно. Несмотря на то, что Бахраму V, казалось бы, удалось усмирить первых пришедших, Йездигерду пришлось на значительное время переносить ставку в Нишапур (см. карту, это в Хорасане). Его действия на востоке направлении были успешными, и после победы он вернулся к проблемам западных областей.

Армения, хоть и лишённая независимости, но христианская, оставалась главной головной болью иранских шахиншахов. В правление Йездигерда роль жречества снова возрастает, сопротивление в Армении - тоже, а потому, чтобы решить проблему раз и навсегда, Йездигерд повелел всем жителям Армении перейти в зороастризм. Этот указ стал началом войны, в которой по обе стороны было много армян, но на одной сражались ещё и персы. Кембриджская история Ирана даже затрудняется определить войну как персидско-армянскую, склоняясь к определению "гражданская". Руководителем восставших был Вардан Мамиконян, ставший впоследствии одним из народных армянских героев. Восстание его долгое время было весьма успешным. В 451 году состоялось решительное сражение, получившее название Аварайрской битвы, в которой восставшие были разбиты, а сам Вардан погиб. Естественно, за поражением восстания последовали репрессии, пополнился список мучеников и разрушенных городов. Однако...

Ряд историков считает, что хотя восстание и было подавлено жестоко, но его размах убедил персидскую администрацию в том, что обращать Армению в зороастризм - себе дороже. Возможно, что и так. Мне же более вероятным представляется другая версия: по совпадению, как раз в 451 году в Халкидоне проходил собор, на котором обсуждался вопрос о природе Христа, и было осуждено монофизитство, разработанное александрийской школой богословов. Армения, как известно, результатов этого собора не признала, а следовательно порвала с Константинополем. Политических причин настаивать на обращении армян в зороастризм более не существовало.

Уфф... Продолжение следует, но не слишком скоро. Отбываю до пятницы. Надеюсь на множество поправок, ибо залез в области, где от моего незнания не спасают даже книги. За ошибки и опечатки прошу прощения - редактировать нет времени.

история

Previous post Next post
Up