История

Jan 07, 2017 23:15

Давно вызревает мысль. Но не вызрела, поэтому тут ей самое место. Странная вещь эта школьная программа по истории. И даже не только сама программа, но и тот образовательный минимум, который она обозначает. Во-первых, сама по себе она - плохопереваренная смесь глубоко устаревших знаний с марксистской терминологией, шитая белыми нитками пост- ( Read more... )

Leave a comment

Comments 17

fater_go January 8 2017, 10:48:23 UTC
Думается, что в феодальной раздробленности Руси и Европы общим является наличие формы собственности на государство. То есть не просто на предметы, недвижимость и т.д. Король Франции владеет Францией. Вместе со всеми землями жителями и все вообще. Франция - его собственность. А далее король умирает. Родственники делят наследство. Вы видели когда-нибудь родственников, делящих наследство? Вот! Они ненавидят друг друга, они рвут друг у друга куски, заводят интриги и союзы, ведут войны и договариваются о взаимных отношениях. Все отношения вассалитета прекрасно укладываются в систему семейных отношений. Тоже самое мы видим и на Руси. Все князья родственники, и система княжеских доменов лишь раздел общих владений в семействе Рюриковичей.

Reply

brasid January 8 2017, 11:02:01 UTC
Гм... Даже не знаю, как правильно ответить, но суть должна, наверное, сводиться к тому, что это совсем не уникальная черта "феодализма" или "раздробленности". Тут можно хоть державу Ахеменидов взять - всё будет точно то же самое.

Reply

fater_go January 8 2017, 11:33:49 UTC
Разница с Ахеменидами наверное в том, что как всякая восточная деспотия Персия была единым государством и конфликты не вырастали до войн одних сатрапий против других. Семейные проблемы решались кинжалом или ядом в покоях дворца.

Reply

brasid January 8 2017, 11:35:12 UTC
Гм... Как же тогда расценивать, скажем, историю Кира Младшего и "поход десяти тысяч"?

PS: Обещаю больше не начинать ответов с "Гм..." - это мычание-паразит вошло у меня в дурную привычку.

Reply


russhatter January 8 2017, 13:24:20 UTC
А понимают ли сейчас историки правила, по которым "роились" князья на Руси в период раздробленности? Как рой-то образовывался, сепаратно от других. Скажем, были такие Ольговичи - почему Олег образовал отдельный род, а его братья нет? Это, может, поняли?
И ведь как-то этот аспект соотносится с вопросом кто чем владел?

Reply

brasid January 8 2017, 14:26:41 UTC
Я думаю, об этом можно прочесть в монографии Ф.Б. Успенского. Во всяком случае, я бы пошёл искать ответ там.

Reply

russhatter January 8 2017, 14:27:58 UTC
Спасибо.

Reply


thrasymedes January 8 2017, 14:28:35 UTC
Напоминает историю 28 панфиловцев. Теперь они почти не коммунисты, а патриоты и даже где-то православные. Но сам миф трогать нельзя.

Reply


scrucis January 9 2017, 03:13:57 UTC
Мне кажется, причина описанного вами положения дел ясна: во-первых, начальство рассматривает преподавание истории не как преподавание науки, а как способ трансляции мифа. И это бы еще ничего - в конце концов, на какую-то традицию начальство ведь опирается, при всей тупости и налглости? Хуже второе - это делается для галочки, спустя рукава. Поэтому история новейшего "русского мира" так отдает совком. Но, мне кажется - тут опираюсь только на собственный опыт ученика - есть и надежда: тот, кому каким-то образом привилась любовь к истории, должен будет, так или иначе, преодолевать школьную коцепцию; будет ли эта концепция просто схематической, или явно недобросовестной - не так важно. Всем остальным пользы от нее никакой, так или иначе.

Reply

brasid January 9 2017, 07:42:40 UTC
Лично мне она совершенно неясна. В современной школьной программе нет никакого такого мифа, который стоило бы преподавать. Если бы они преподавали какой-нибудь понятный миф - это было бы гораздо лучше. А пока, мне кажется, они просто не выяснили, что можно как-то по-другому.

Reply

scrucis January 10 2017, 00:42:24 UTC
Да, вы правы, "ясна" - это я погорячился. Но мне все равно кажется, что эти нестыковки проще всего объяснить недобросовестностью.

Reply

brasid January 10 2017, 01:12:59 UTC
Ой. Ответил на первый вариант коммента ( ... )

Reply


. ext_1282008 January 9 2017, 19:20:23 UTC
Вывучэньне мінулага патрэбнае, каб убачыць будучыню. Гісторыя РФ, на маю думку, павінна вучыць аб тым як вялікароссы зьявіліся, пабудавалі сваю дзяржаву, ды такую, што сонца над ёю не заходзіла, бо столькі народаў скарылі. А потым страцілі і дзяржаву і навэт імя сваё. Тут складана будзе патлумачыць чаму РФ захавала савецкі нацыянальна-тэрытарыяльны падзел, пры каторым Яўрэйская АО з тысячай яўрэяў ёсьць, а Вялікароссіі с 70 мільёнамі вялікароссаў - няма. І атрымліваецца ў выніку гісторыя без татар, башкір, чаркесаў і вялікароссаў. Гісторыя абстрактных "русскіх". Ад гэтай абстрактнасьці ўсе беды і гісторыі, і Расеі. А будучыня на двух шляхах: новы рацыянальны адміністрацыйны падзел без г.зв. "нацыянальных межаў" альбо стварэньне Велікороссіі ў складзе РФ.

Reply


Leave a comment

Up