Закат последнего Рима: циклические закономерности державной истории США (часть 2)

Nov 20, 2016 00:44

Завершение статьи. Начало здесь.

Второй кризис

Начавшись в 1976 году, первый квази-подъём державы поначалу не сопровождался никакими внешнеполитическими успехами. Скорее наоборот: 1977 г. - подписано соглашение о передаче в 1999 г. Панамского канала властям этой страны, 1979 г. - исламская революция в Иране и захват американского посольства.

Однако качественные изменения уже начались: экономика устойчиво росла (средние темпы роста ВВП в 1976 - 1980 гг. составили 3,7% в год), доля США в мировом ВВП стабилизировалась, военные расходы перестали снижаться и стабильно держались на уровне чуть выше 1975 года, общий коэффициент рождаемости начал расти. С 1977 года обе палаты конгресса перестали быть оппозиционными президенту.

Однако инфляция ещё оставалась высокой (среднегодовые темпы инфляции составили 9,3 %), фондовый рынок немного упал (на 7 % за 5 лет), и в марте 1979 года произошёл худший ядерный инцидент в истории США - ядерная авария на станции «Три-Мэйл Айлэнд».


После избрания в ноябре 1980 года Рейгана держава перешла на стадию умеренного квази-подъёма, а в конце 1983 года квази-подъём стал уже выраженным. Темпы роста ВВП поднялись до 4,6 % в год, стала расти доля США в мировой экономике, инфляция упала до 3,3 % в год, стабилизировался (после небольшого падения) общий коэффициент рождаемости. Военные расходы продолжают расти и превышают в стоимостном выражении (в ценах 2011 г.) пиковое значение 1968 г. (577 против 522 млрд. $). Однако относительно доли в ВВП они не достигают уровня 1972 г.

На выборах 1984 года 73-летний Рейган побеждает в 49 из 50 штатов, получая 58,8 % голосов избирателей и 525 голосов выборщиков - лучший по числу выборщиков результат в истории США.

Всё кончается осенью 1987 года. В «Чёрный понедельник» 19 октября фондовый индекс DJ переживает своё самое большое дневное падение в истории - 22,6 %. Хотя показатель рождаемости ещё растёт, и темы роста ВВП остаются высокими (в среднем 4 % в год), но доля США в мировой экономике уже начинает слегка падать, военные расходы перестают расти, а конгресс становится полностью оппозиционным президенту. Американская держава вступает в фазу стагнации.

Следует заметить, что хотя основные усилия США в ходе квази-подъёма и были сконцентрированы на борьбе с ключевым соперником - СССР, последовавшая затем ликвидация соцлагеря и развал Советского Союза стали результатом скорее внутренних причин (второго кризиса Советской державы), как и вступление Испании в НАТО в 1982 г. Деградирующая с 1963 года Американская держава, вступившая в октябре 1987 года в фазу стагнации, а в 1990 году в фазу кризиса, просто не могла одержать эту победу. Да и последующие десятилетия не свидетельствовали о сокрушительном поражении Советской державы, а российско-американские отношения не напоминали послевоенные взаимоотношения США с Японией и Германией. В 1991 г. президент США, находясь с визитом в Киеве, даже призывал Украинскую ССР не выходить из состава Советского Союза.

Однако именно крах ключевого соперника, видимо, придал Американской державе дополнительную стабильность и привёл к тому, что её второй кризис оказался «смазанным» как по продолжительности, так и по глубине. Начавшись в июне 1990 года, он продолжался меньше 2,5 лет (тогда как первый кризис длился почти 9 лет). Но всё же второй кризис обладал всеми признаками первого.

Темпы роста ВВП упали до 1,8 % в год (ниже, чем в первый кризис, а в 1991 г. были отрицательными), наблюдался небольшой скачок инфляции (в 1990 г. она составила 6,1% - столь высоким этот показатель не был с 1981 г., и никогда после тоже). Доля США в мировой экономике (несмотря на жестокий кризис на постсоветском пространстве) всего за три года сократилась с 22,59 % (по ППС, 1989 г.) до 20,30 % (по ППС, 1992 г.).

Фондовый рынок не падает (падение состоялось чуть раньше, на стадии стагнации), но и почти не растёт - преодолевая последствия «Чёрного понедельника», индекс S&P 500 превзойдёт уровень августа 1987 г. только в декабре 1991 г., а за весь период второго кризиса вырастет лишь на 7 %.

Сокращаются на 11 % военные расходы: с 552 млрд. $ (1989 г., в ценах 2011 г.) до 489 млрд. $ (1992 г., в ценах 2011 г.). С 1991 года начинается продолжительный период падения общего коэффициента рождаемости - продлится он 7 лет и завершится уже за пределами второго кризиса.

Во внешнеполитической сфере операция «Буря в пустыне», несмотря на разгром силами широкой коалиции иракской армии, заканчивается фактическим отступлением американских войск с территории Ирака и сохранением у власти Саддама Хусейна. Никаких собственных успешных кампаний после военной операции в Панаме (декабрь 1989 г.) не происходило.

Внутри США второй кризис навсегда запомнится крупнейшими в истории страны беспорядками - Лос-Анджелесским бунтом. С 29 апреля по 2 мая 1992 года погибли 53 человек, а ущерб составил 1 млрд. $. Было сожжено свыше 5.500 зданий, число арестованных превысило 12.000 чел.

Отставки президента США не произошло, но и остаться на второй срок Джорджу Бушу-ст. не удалось. На всём протяжении второго кризиса (как прежде первого) обе палаты конгресса находились в оппозиции президенту.

Напомню, что дело «Иран-контрас», прогремевшее в конце 1986 года и ставшее крупнейшим политическим скандалом 1980-х, не затронуло президента Рейгана и закончилось осуждением лишь 11 сотрудников его администрации. Держава на тот момент ещё не находилась в состоянии кризиса, и Рейгану удалось избежать повторения судьбы Никсона. Через 12 лет, также на стадии квази-подъёма державы, закончится провалом попытка импичмента другого президента - Клинтона.

С избранием в ноябре 1992 года президентом Билла Клинтона можно говорить об окончании второго кризиса Американской державы (на это указывает целый ряд индикаторов 1993 года). Равных ей по силе глобальных соперников уже не было - наступило время «глобального американизма». До следующего кризиса.

Третий кризис

Казалось бы, для Американской державы настало время процветания и безопасности. В 1993 - 2000 годы средние темпы роста ВВП составили 3,9 % (даже чуть выше, чем в первый квази-подъём), инфляция упала до средних 2,6 % в год, а в 1997 г. достигла 1,7 % (до этого во 2-й половине ХХ века более низкие значения инфляции наблюдались только в 1986 г., в 1960 - 1964 гг. и в 1952 - 1955 гг.). Доля США в мировом ВВП (по ППС) выросла с 20,30 % в 1992 г. до 21,13 % в 1999 г. Впрочем, достичь значения 1986 года в 22,72 % США не смогли - на каждом последующем витке деградации державы её положение оказывается необратимо хуже, чем на предыдущем.

В отсутствии сильного конкурента США даже позволили себе сократить военные расходы на 90 млрд. $: с 489 млрд. $ (1992 г., в ценах 2011 г.) до 379 млрд. $ (1999 г., в ценах 2011 г.). Относительно ВВП они сократились ещё больше: с 5,1 % до 3,0 %. В 1998 г. наконец останавливается падение общего коэффициента рождаемости - но на значениях, ниже минимальных в ходе первого кризиса.

Результаты Клинтона на президентских выборах не слишком впечатляют - показатели Рейгана 1984 года остаются непревзойдёнными до сих пор. Однако на момент завершения своего президентского срока (несмотря на скандал с Моникой Левински) Клинтон имеет рейтинг 68 %, что является одним из высочайших показателей в истории США. Так в ХХ и XXI веке уходили со своего поста только Франклин Рузвельт и Рейган.

Как и в ходе начальной стадии предыдущего квази-подъёма, внешнеполитических успехов поначалу не было, разве что в 1994 году вступило в силу Соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА). Однако уже на фазе выраженного квази-подъёма в 1999 г. происходит «Четвёртое расширение НАТО»: в альянс впервые вступают бывшие соцстраны (Польша, Чехия и Венгрия). В том же году силы НАТО во главе с США проводят успешную бомбардировку Югославии, через год после которой режим Милошевича падёт в ходе «бульдозерной революции».

Военная операция против Югославии примечательна ещё и тем, что стала первым актом в цепи войн, которые можно обозначить как кампанию США по ликвидации нелояльных недодержав. Как я сказал в начале статьи, далеко не всем державным государствам удаётся добиться на пике своего могущества мирового или хотя бы регионального лидерства. Такие государства становятся недодержавами. В конце ХХ века таких недодержав в мире было несколько: Вторая Пиренейская (в лице Испании и Португалии), Вторая Сербская (в лице остатка Югославии), Тайваньская, Ближневосточная (в лице Турции, Ирака, Сирии, Египта, Ливии и, возможно, Пакистана). Испания, Португалия и Тайвань были полностью лояльны США, высокую степень лояльности демонстрировали Турция, Египет и Пакистан. Оставались Югославия, Ирак, Сирия и Ливия.

В 1998 году Клинтон впервые обозначил в качестве цели США свержение в Ираке режима Саддама Хусейна. Как известно, ещё в начале 1991 года такой цели у США не было, и президент Буш-ст. не стал доводить до конца операцию «Буря в пустыне». Что же изменилось за 7 лет? Не стало Советского Союза - главного геополитического противника США. О причинах такого шага сложно судить, но, судя по последовавшим событиям, Американская держава в ходе второго квази-подъёма решила ликвидировать нелояльные недодержавы. Три из четырёх военных кампаний США за последние 16 лет были направлены именно против них - и это при отсутствии угрозы для США с их стороны. Таких совпадений не бывает.

Возможно, осознавая приближающийся новый виток глобального противостояния, Американская держава решила избавиться от «надоедливых мух» - пусть и очень слабых, но потенциально способных создать для США локальные проблемы в ключевых регионах. Избавиться таким же образом от держав (РФ и КНР) было невозможно, и оставалось лишь ждать продолжения их деградации по принципу «кто кого переживёт».

«Смазанность» второго кризиса имела и неприятные для США последствия: укороченным оказался и последовавший за ним период квази-подъёма.

10 марта 2000 года лопается «пузырь доткомов», однако ещё несколько месяцев на фондовом рынке спады сменяются подъёмами, - пока, наконец, в сентябре 2000 года индекс S&P 500 не уходит в долгое пике (своих августовских значений 2000 года этот индикатор достигнет лишь в январе 2015 года - на новом квази-подъёме). Как и в 1987 году, падение фондового рынка символизирует вступление Американской державы в фазу стагнации.

Сущность фазы державной стагнации можно описать как продолжающиеся по инерции военные и внешнеполитические успехи державы при негативной динамике внутренних процессов, которая выражается в начавшемся ухудшении социально-экономических показателей. Для периода с сентября 2000 года по апрель 2004 года характерны все ключевые признаки прежних стагнаций: экономический рост продолжается (но с меньшими темпами), доля США в мировой экономике начинает снижаться, а фондовый рынок падает; США пока сопутствует успех в военных операциях, и военные расходы ещё не снижаются.

Третий кризис Американской державы начался примерно в конце весны 2004 года. Последние внешнеполитические успехи (поимка в декабре 2003 г. Саддама Хусейна и Пятое расширение НАТО в марте 2004 г.) были уже позади. В апреле в Ираке одновременно вспыхивают восстания шиитов и суннитов, результатом чего стала передача полномочий по управлению страной Переходному правительству Ирака. Потери США начали расти (с 2005 г. начнётся рост потерь коалиционных сил и в Афганистане), а рейтинг президента Буша впервые ушёл в красную зону: число одобряющих его действия оказалось ниже, чем число неодобряющих. Показатель рождаемости после паузы 2001 - 2003 гг. продолжил своё падение, стали снижаться темпы роста военных расходов, завершился восстановительный рост фондового рынка, начала расти инфляция, хотя темпы роста ВВП ещё были выше 3 % в год.

В декабре 2007 г. кризис становится выраженным - в США начинается крупнейшая после II мировой войны рецессия, а рейтинги президента Буша в следующем году приблизились к минимальным значениям Картера и Никсона. Перефразируя президента Джеральда Форда, можно сказать, что крах Уолл-Стрит стал своего рода Уотергейтом Буша-мл.: значения S&P 500 в сентябре 2008 г. опускались до уровня 1995 г.

Закончился третий кризис Американской державы только в 2009 году, а его итоги оказались довольно плачевными для США.
По своей продолжительности (5,5 лет) он занял среднее положение между первым (9 лет) и вторым (почти 2,5 года) кризисами. Однако он стал лидером по падению доли США в мировой экономики (по ППС): она сократилась почти на 3 п.п. с 20,18 % в 2003 г. до 17,43 % в 2009 г. (при средних падениях в 2 п.п. прежде). Минимальными оказались и среднегодовые темпы роста ВВП - всего 1,4 % (в первый кризис они составили 2,7 %, а во второй - 1,8 %). Побило рекорды падение фондового рынка: индекс S&P 500 упал на 42 % - в первый кризис его падение составило 33 %, а во время второго («смазанного») он даже подрос на 7 %.

Не столь высокими, как в первый кризис, оказались темпы падения общего коэффициента рождаемости. Военные расходы, в отличие от предыдущих кризисов, выросли и достигли в 2010 г. 720 млрд. $ (в ценах 2011 г.) - своего максимума со времён II мировой войны. Однако их доля в ВВП так и не достигла минимального значения прошлого кризиса, составив в 2009 - 2010 гг. 4,7 % ВВП при 5,0 % ВВП в 1991 г. Впрочем, и эта ноша оказалась слишком тяжела и уже к 2014 г. военные расходы сократились до 577 млрд. $ (в ценах 2011 г.).

Уходящий президент Буш.-мл. по своей антипопулярности мог соперничать только с президентом первого кризиса - Никсоном. Обе палаты конгресса в 2007 - 2008 гг. находились в оппозиции к президенту.

Третий квази-подъём

В таких условиях началось президентство нового Картера - Барака Обамы. И тот, и другой президенты начальной стадии квази-подъёмов вошли в историю США как слабые лидеры. Могло ли быть по-другому? Думаю, что нет.

Однако в условиях державной слабости Обаме удалось продолжить (пусть и во многом чужими руками) начатую Клинтоном кампанию по уничтожению нелояльных недодержав. В 2011 г. США приняли участие в бомбардировках НАТО Ливии и свержении её бессменного с 1969 г. лидера Муаммара Каддафи. В конце августа 2013 года Обама обратился к конгрессу за поддержкой схожей операции в Сирии, но внешние обстоятельства и неготовность конгресса не дали ей состояться. Однако и от планов по свержению Асада США не отказались. Впрочем, возможности сирийских властей уже давно не те, что были до начала гражданской войны. В этом смысле кампанию можно считать почти удавшейся.

Весной 2014 года третий квази-подъём перешёл в умеренную стадию. Остались позади публикации WikiLeaks, разоблачения Сноудена, захват посольства в Бенгази (кровавая реплика на захват в 1979 г. посольства в Тегеране), даже 16-дневная приостановка работы правительства США в октябре 2013 г. (особенно длинными эти приостановки были в президентство Картера - при том, что конгресс был демократическим, как и президент). Падение доли США в мировом ВВП почти прекратилось (составив около -0,1 п.п. в год), как и падение показателя рождаемости. Инфляция два последних года стабильно составляет менее 1 % в год.

В марте были введены, а летом и в сентябре 2014 года значительно расширены экономические санкции против РФ. В совокупности с негласным запретом на кредитование российского бизнеса и правительства они с очевидностью символизировали переход к новой внешней политике США и к новой кампании. Её можно назвать кампанией по изоляции и медленному удушению нелояльных держав.

Параллельно с новой политикой в отношении РФ происходила нормализация отношений со странами, не представляющими опасности для Американской державы. В июле 2015 года была заключена ядерная сделка с Ираном и восстановлены дипломатические отношения с Кубой. Помимо прочего, эти действия решали задачу отдаления этих стран от РФ и недопущения в какой-либо форме их союза.

Почти одновременно с кампанией против РФ на финишную прямую вышли переговоры о создании Транстихоокеанского партнёрства (TPP; соглашение подписано 4 февраля 2016 года) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP) - торгово-экономических союзов, очевидно направленных против КНР. Более решительными стали действия США и в отношении претензий Китая на ряд островов и часть акватории Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. Таким образом, Китайская держава, по всей видимости, является второй мишенью в начатой кампании. Даже список стран-членов партнёрств TPP и TTIP во многом совпадает с перечнем стран, которые ввели антироссийские санкции.

Показательно, что два партнёрства создаются отдельно - так проще сохранить в каждом из них главенствующую роль США. Ведь доля США в мировом ВВП уже упала до 16,1 % (2015 г., по ППС) и даже после ожидаемого роста в фазе выраженного квази-подъёма уже никогда не превысит 21 % (уровень 1999 г.).

Что дальше?

Начальная стадия III-го квази-подъёма оказалась близка по продолжительности аналогичной стадии I квази-подъёма. Поэтому, скорее всего, умеренная стадия нынешнего квази-подъёма продлится не более трёх лет и завершится с выборами нового, 45-го президента США. Им может стать кто угодно. Кроме, разве что, Берни Сандерса - слишком антидержавной и гражданской выглядит его риторика. Гипотетическая возможность победы для таких кандидатов открывается только в момент максимального кризиса державы (в последний раз это были 2008 - 2009 гг.).

Исторически на стыке умеренного и выраженного квази-подъёма происходили лишь одни президентские выборы (в рамках этапа деградации, начавшегося в 1963 г.) - выборы 1996 года. Билл Клинтон победил на них с 49,2 % голосов и отрывом в 8,5 % от республиканского кандидата (благодаря независимому кандидату Россу Перо - миллиардеру и консерватору). Конгресс США тогда полностью контролировался Республиканской партией.

Историческое де-жавю будет полным, если в ноябре 2016 года победит кандидат по фамилии Клинтон, а миллиардер Трамп пойдёт в качестве независимого кандидата, не получив номинацию от Республиканской партии. Впрочем, не стоит забывать и о другом президенте фазы выраженного квази-подъёма - Рональде Рейгане. Так что победить в ноябре могут и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп. (Как сейчас известно, президентом стал Трамп - этакий Рейган-2).

Но, на самом деле, от фамилии следующего президента США мало что зависит. Историческая динамика позволяет уже сейчас спрогнозировать основные вехи его президентства.

Во-первых, скорее всего, оно продлится два срока и захватит как стадию выраженного квази-подъёма, так и фазу стагнации державы.

Первый президентский срок будет характеризоваться высокими темпами роста ВВП (два предыдущих раза они достигали 4,5 % в год), ростом фондового рынка и доли США в мировой экономике, низкой инфляцией и стабилизацией показателя рождаемости (возможен даже его небольшой рост). Рост военных расходов и внешнеполитической активности может привести к проведению очередной военной операции за рубежом ближе к концу первого срока.

К сведению инвесторов, исторически (в ходе I-го и II-го квази-подъёмов Американской державы) максимальный рост индекса S&P 500 происходил на стадии выраженного квази-подъёма. Темпы роста индекса в этот период составляли в среднем 18 - 25 % в год, а суммарно - от 73 % (октябрь 1983 г. - октябрь 1987 г.) до 85 % (апрель 1997 г. - август 2000 г.). Как я уже отметил выше, начаться эта стадия должна примерно в самом конце 2016 года и продлится около 4 лет. Переживаемая же с марта 2014 года стадия умеренного квази-подъёма исторически характеризовалась слабо положительной динамикой индекса S&P 500, когда периоды роста сменялись коррекцией. Что мы наблюдаем и в этот раз.

Второй президентский срок будет, по всей видимости, сопровождаться кризисом фондового рынка. Продолжающиеся внешнеполитические и военные успехи будут соседствовать с начавшимся ухудшением внутренних показателей: темпы роста ВВП начнут замедляться, доля США в мировой экономике начнёт сокращаться. Вероятен рост инфляции и военных расходов.
Наконец, примерно в середине 2020-х годов, Американская держава вступит в свой четвёртый кризис. В это время Советская держава, скорее всего, будет переживать переход от начальной к умеренной стадии квази-подъёма (аналогичный переход происходил ранее в 1968 и 1999 гг.). Напомню один из выводов прошлой статьи - то, что нынешняя РФ, по сути, есть выражение всё той же Советской державы.

Сколько продлятся антироссийские санкции? Пока не наступит одно из двух условий: или когда Вашингтон сочтёт кампанию по удушению РФ выполненной, или когда Американская держава окажется на дне своего очередного кризиса. Второй вариант более вероятен, так что шансов на отмену санкций до 2030 г. мало.

Говоря о Советской державе и её судьбе в XXI веке, нельзя не вспомнить о двух европейских державных аутсайдерах века ХХ-го. Испании и Югославии.

Их судьбы, на самом деле, похожи. В обоих случаях отсутствие внешнеполитических успехов на стадии эскалации молодой державы (при Франко и Тито) компенсировались усилением давления государства на общество. Однако после надрыва две недодержавы пошли разными путями. Испания согласилась на интеграцию в западное сообщество на его условиях и сначала в 1982 г. вступила в НАТО, а затем в 1985 г. и в ЕС.

Другой выбор сделала Сербская держава - попыталась сохранить самостоятельность и «особость» собственного пути. И хотя Рейган в 1984 г. подписал Директиву «Политика США в отношении Югославии», в которой указывалось, что в интересах Запада существование единой, экономически развитой и сильной в военном отношении Югославии, всё изменилось с началом краха советского блока.

Советская держава, оказавшись после 1991 года в числе аутсайдеров, могла пойти как по испанскому, так и по югославскому пути. Однако на испанский путь (демократизация и вступление в западное сообщество на его условиях) она не согласилась, выдвинув собственные условия интеграции. В свою очередь на них не согласился Запад. Так в результате попытки сохранить самостоятельность паровоз под именем «Россия» встал на югославские рельсы. Остаётся надеяться, что ситуация обратима, и впереди будет хотя бы ещё одна развилка. Ибо, как мы видим по истории Балкан, югославский «особый» путь заканчивается тем же, чем испанский - только после войн, потерянных десятилетий и на более худших условиях. Хотелось бы, чтобы РФ не повторила судьбу Югославии.

Итак, практически выполненная кампания США по ликвидации нелояльных недодержав уже сменилась новой кампанией - кампанией по изоляции и медленному удушению нелояльных держав. Замечу, что на данный момент в мире можно выделить 8 глобальных держав: США, РФ, КНР, Индия, Япония, Великобритания, Франция и Германия. Япония, Великобритания и Германия демонстрируют лояльность США уже более 70 лет. С лояльностью Индии и Франции не всё просто, но, безусловно, основные противники американского гегемонизма - это две державы бывшего соцлагеря (Советская и Китайская). Распространится ли новая американская кампания на кого-то ещё, кроме РФ и КНР? Посмотрим. Франция уже деятельно доказала свою лояльность, вернувшись в 2009 году в военные структуры НАТО и сыграв активную роль в свержении Каддафи. Индия, скорее всего, попытается занять в новой глобальной схватке условно стороннюю позицию - как это уже было во второй половине ХХ века. Однако удастся ли ей сохранить нейтралитет - большой вопрос. Скорее всего, она будет вынуждена присоединиться к западному блоку.

Одними из ключевых элементов новой кампании стали экономические санкции и новые экономические союзы (партнёрства). Однако перечень инструментов может быть расширен. Например, по периметру границ РФ и КНР могут быть созданы новые зоны напряжённостей и конфликтов. Другое направление - отстранение от власти дружественных Москве и Пекину режимов в других странах. Нельзя исключить даже приграничные военные конфликты с участием США и КНР. Однако полноценная война между США и Китаем - почти невероятный сценарий. Как и война США с Россией. В идеале, с точки зрения Американской державы, следовало бы максимально ориентировать ЕС на противостояние с Россией, а Японию и Индию - на противостояние с Китаем. В результате удалось бы ослабить и нелояльные державы, и своих союзников.

В любом случае, будущее европейских держав и Японии далеко не безоблачно: деградирующие под чутким присмотром опекуна (США), после удушения или кардинального ослабления Советской и Китайской держав именно они (вместе с Индией) окажутся следующими на очереди. Не будем забывать, кто вместе с СССР в середине ХХ века настойчиво принуждал Английскую и Французскую державы отказаться от их колониальных владений. Победитель, с точки зрения логики державы, должен остаться один. А может, и не понадобится новая кампания. Европейский Союз, болтаясь в арьергарде «первого мира», и так всё больше превращается просто в источник «мозгов» и капиталов для США, теряя собственную субъектность.

Однако проблема Американской державы в том, что она прошла уже полувековой путь деградации и вряд ли способна на мировую гегемонию и даже на уничтожение Советской и Китайской держав. Скорее всего, мир в XXI веке станет свидетелем дальнейшего дряхления восьми глобальных держав, а по мере дряхления Американской державы - свидетелем усиления дефрагментации мирового экономического и политического пространств. И в какой-то момент доживающим свой век реликтам прошлого (державам) и всему Вестфальскому миру национальных государств бросит вызов другая сила - корпорации. Новое Средневековье, о котором так долго говорят футурологи, станет политической реальностью.

В любом случае, человеческая история ещё не знала вечных империй. Любое великое государство - держава, или по-латыни империум, - возникало, достигало своего зенита и погибало. Не станет исключением и Американская держава (равно как и нынешняя Российская). Во что трансформируются государства после ухода держав - решать нам и нашим потомкам.

мир будущего, метаистория, Америка, прогноз, мои тексты, Россия, державные циклы, Амальгама, Ближний Восток

Previous post Next post
Up