Сваямбунатх, Обезьяний храм

Mar 28, 2016 23:35

Одна из основных достопримечательностей Катманду, Непала и - в общем - тибетского буддизма - святилище Сваямбунатх, в просторечии - "Обезьяний храм". Находится примерно в получасе неспешной ходьбы от исторического центра, на западной окраине Катманду.
Это храмовый комплекс, состоящий из классической древней ступы, пристроенных к ней храмов и магазинов. Кроме буддистов, индусы также почитают Сваямбунатх, совершая служения в небольшом храме в самом его центре.
Сваямбунатх был построен в эру торжества буддизма в этих местах, в 5 веке. Однако есть легенда, что ещё легендарный буддистский царь Ашока в III веке до Р.Х. посетил эти места и возвёл первый храм, позднее утраченный.
Итак, по мере моего приближения, из ужасного катмандинского смога начинает выступать гора с храмом.




У подножия. Храмовый комплекс опоясывает гору у подножия, посередине и наверху.




Начало лестницы. Статуя Будды. Ступеней вроде бы 365 - по числу дней года. Сосичтать я не брался, да и никто не брался - столько раз всё перестраивалось. Но символика отличная - преодолеть притяжение времени, чтобы вознестись.




На горе исстари прикормлено множество мартышек, затрудняющих паломническое благочестие, но буддистами воспринимаемых с умилением.




Итак, пошли...




Как я уже сказал, индуизм также имеет здесь свои неясные позиции.







Множество ступ: погребальные, символические, реликварии.




Вот-вот. Минут 15 поднимался...







Пройденный путь и жалкая возможность вида на Катманду:




Вход. Все положенные реликварии. Очень тесно, мимо великих святынь приходится буквально протискиваться.







Молитвенные вертушки "загадай желание". Символ буддистского храма (хотя я встречал такие и у индусов).




Глаза Будды. 13 площадок - уровни земли и неба. На самом верху зонтик - символ воздуха. И ещё много-много символов. Глаза глядят на четыре стороны света с отклонением в 60 градусов. Есть легенда, что со времён постройки расположение полюсов сместилось. Всяким евразийцам понравится.
Внутри ступы - священные драгоценности, реликвии и пустота.




Второй столб, симметричный этому, рухнул при землетрясении год назад.







Будда за решёткой - от чрезмерно ретивых поклонников.




Это фото отображает всё соотношение материального и духовного в Азии. Зачем убирать презренный мусор? Мы его лучше прикроем священными флажками. И он автоматически обеззаразится. Это на бездуховном Западе мусор убирают, а заодно с ним - и всю духовность. Она, как я понял в Азии, неотделима от дерьма.







Буквально за уголок зайти, и - вот...




Запад внимает...







Мама Будды Шакьямуни:




Крохотный индуистский храм в самом центре. По щиколотку в грязи от священнодействий работает жрец - полный улыбчивый мужик в брюках, рубашке и жилетке. Чтобы прикоснуться к святыне, приходилось разуваться и лезти прямо в лужу жижи от нон-стоп идущих священнодействий. Жрец мне понравился: серез слово на санскрите он шутил с охранниками и белозубо заразительно хохотал.
Чей храм - я не разглядел по понятным причинам.













Торжище - как и у нас. Чего тут только нет!




Даже это:




И это:




Отличительная черта непальцев, отмечаемая ещё в древности, - они удивительные мастера прикладного и декоративного искусства. Делают всё прямо на ходу и в высшем качестве. А экономику у себя не могут построить, бедняги.







Даже кафе есть:




В 2015 сильно тряхнуло. Сейчас всё понемногу рушится дальше само.













Даше шагу не ступить - на полу всякие священные символы. В данном случае, мандала - священная карта земли и неба.




Тут же реставратор что-то колупает:







Завершим на этом оптимистическом символе. Непал и индийский штат Карнатака имеют его повсюду. И дело вовсе не в евреях, поверьте.




В обратный путь:




Это святилище дало не музейные впечатления (музей, кстати, неподалёку). Это реально живая духовность - видишь, как у К.С. Льюиса в "Till we have faces", что люди что-то сюда приносят и с чем-то уходят. Это, как минимум, серьёзнейшая психологическая и психотерапевтическая работа. Нищие и голодные мамаши тащили своё больное чадо на такую верхотуру, чтобы влезть в мерзкую жижу ради двух пятнышек краской, которые священник поставил на лбу их ребёнка.
Об этом стоит задуматься. Но не слишком! Во-первых, играми в небесных друзей можно развлекаться, только глубинно осознавая, что это всё же игра, абстракция, психопроекция, сублимация. Иначе можно стать жертвой своего и чужого воображения. Во-вторых... Лично для меня гигиена важнее - так уж приучен.

буддизм в Непале, Традиция, практическая культурология, индуизм в Непале, индуизм, буддизм, непальская духовность, Обезьяний храм, настоящая Азия, Катманду, кросс-культурные исследования, обезьяны, сахалинские культурологи, мусор, грязь и святыня, грязь, путевые заметки, Сваямбунатх, путешествия, непальские храмы, уицраоры, туризм, скептицизм, Непал

Previous post Next post
Up