Одна из основных достопримечательностей Катманду, Непала и - в общем - тибетского буддизма - святилище Сваямбунатх, в просторечии - "Обезьяний храм". Находится примерно в получасе неспешной ходьбы от исторического центра, на западной окраине Катманду.
Это храмовый комплекс, состоящий из классической древней ступы, пристроенных к ней храмов и магазинов. Кроме буддистов, индусы также почитают Сваямбунатх, совершая служения в небольшом храме в самом его центре.
Сваямбунатх был построен в эру торжества буддизма в этих местах, в 5 веке. Однако есть легенда, что ещё легендарный буддистский царь Ашока в III веке до Р.Х. посетил эти места и возвёл первый храм, позднее утраченный.
Итак, по мере моего приближения, из ужасного катмандинского смога начинает выступать гора с храмом.
У подножия. Храмовый комплекс опоясывает гору у подножия, посередине и наверху.
Начало лестницы. Статуя Будды. Ступеней вроде бы 365 - по числу дней года. Сосичтать я не брался, да и никто не брался - столько раз всё перестраивалось. Но символика отличная - преодолеть притяжение времени, чтобы вознестись.
На горе исстари прикормлено множество мартышек, затрудняющих паломническое благочестие, но буддистами воспринимаемых с умилением.
Итак, пошли...
Как я уже сказал, индуизм также имеет здесь свои неясные позиции.
Множество ступ: погребальные, символические, реликварии.
Вот-вот. Минут 15 поднимался...
Пройденный путь и жалкая возможность вида на Катманду:
Вход. Все положенные реликварии. Очень тесно, мимо великих святынь приходится буквально протискиваться.
Молитвенные вертушки "загадай желание". Символ буддистского храма (хотя я встречал такие и у индусов).
Глаза Будды. 13 площадок - уровни земли и неба. На самом верху зонтик - символ воздуха. И ещё много-много символов. Глаза глядят на четыре стороны света с отклонением в 60 градусов. Есть легенда, что со времён постройки расположение полюсов сместилось. Всяким евразийцам понравится.
Внутри ступы - священные драгоценности, реликвии и пустота.
Второй столб, симметричный этому, рухнул при землетрясении год назад.
Будда за решёткой - от чрезмерно ретивых поклонников.
Это фото отображает всё соотношение материального и духовного в Азии. Зачем убирать презренный мусор? Мы его лучше прикроем священными флажками. И он автоматически обеззаразится. Это на бездуховном Западе мусор убирают, а заодно с ним - и всю духовность. Она, как я понял в Азии, неотделима от дерьма.
Буквально за уголок зайти, и - вот...
Запад внимает...
Мама Будды Шакьямуни:
Крохотный индуистский храм в самом центре. По щиколотку в грязи от священнодействий работает жрец - полный улыбчивый мужик в брюках, рубашке и жилетке. Чтобы прикоснуться к святыне, приходилось разуваться и лезти прямо в лужу жижи от нон-стоп идущих священнодействий. Жрец мне понравился: серез слово на санскрите он шутил с охранниками и белозубо заразительно хохотал.
Чей храм - я не разглядел по понятным причинам.
Торжище - как и у нас. Чего тут только нет!
Даже это:
И это:
Отличительная черта непальцев, отмечаемая ещё в древности, - они удивительные мастера прикладного и декоративного искусства. Делают всё прямо на ходу и в высшем качестве. А экономику у себя не могут построить, бедняги.
Даже кафе есть:
В 2015 сильно тряхнуло. Сейчас всё понемногу рушится дальше само.
Даше шагу не ступить - на полу всякие священные символы. В данном случае, мандала - священная карта земли и неба.
Тут же реставратор что-то колупает:
Завершим на этом оптимистическом символе. Непал и индийский штат Карнатака имеют его повсюду. И дело вовсе не в евреях, поверьте.
В обратный путь:
Это святилище дало не музейные впечатления (музей, кстати, неподалёку). Это реально живая духовность - видишь, как у К.С. Льюиса в "Till we have faces", что люди что-то сюда приносят и с чем-то уходят. Это, как минимум, серьёзнейшая психологическая и психотерапевтическая работа. Нищие и голодные мамаши тащили своё больное чадо на такую верхотуру, чтобы влезть в мерзкую жижу ради двух пятнышек краской, которые священник поставил на лбу их ребёнка.
Об этом стоит задуматься. Но не слишком! Во-первых, играми в небесных друзей можно развлекаться, только глубинно осознавая, что это всё же игра, абстракция, психопроекция, сублимация. Иначе можно стать жертвой своего и чужого воображения. Во-вторых... Лично для меня гигиена важнее - так уж приучен.