Что делать мужчине, если идет война? Выбрать свою сторону, собрать войско, поцеловать супругу и вперед, к вечной жизни героя.
А что делать мужчине, если войны нет? Снаряжать экспедицию. За Золотым Руном или сокровищами капитана Флинта, за морским путем в Индию или, на худой конец, за богатой невестой.
Слава, победа, деньги, женщины - это важные составляющие любой экспедиции, но превыше всего - приключения.
Мир меняется. Мужчины - нет.
Кто-то впервые цепляет кошки к горным ботинкам. Кто-то покупает первый лодочный мотор. Кто-то учится летать. Кто-то ставит все на скорость, а кто-то пересаживается на жесткий, малокомфортный и не очень поворотливый внедорожник.
Я вышла на Ленинградском вокзале Москвы в пять утра 7 августа, зная ровно две вещи: я еду на джипах на Алтай, и меня встречает Владимир.
- Ольга, доброе утро! Вы уже вышли из поезда?
- Володя, а почему ты на «Вы?» Мы ж на десятилетии клуба «УАЗ Патриот» уже были на «ты»!
Возникла пауза.
Когда я дошла до белого Land Rover Defender стало очевидно, что список моих вводных сократился до одной: конкретно этого Владимира я видела впервые в жизни, но он действительно ехал на Алтай.
А только это и имело значение.
Однажды я уже ездила с друзьями в Горный Алтай из Петербурга на легковой Subaru Outback. То путешествие закончилось для меня первым в жизни восхождением в горы, первой лавиной, первой спасательной операцией и первой встречей с медведем прямо у палатки. С тех пор каждое лето я проводила в горах разных континентов, но где-то в глубине души тосковала по гималайским видам и монгольской дикости края, открывшего для меня мир снежных вершин.
По случайному повороту судьбы я стала участником приключенческой экспедиции на внедорожниках
«Алтай-Трофи-2015»и вторым водителем «Рыжика», оранжевого LR Defender, на встречу с которым мы отправились с теперь уже знакомым мне Владимиром и его белым «Дефом» по имени «Беляш».
Пока мужчины грузили инструменты и проверяли последние моменты перед стартом, я входила в роль бортпроводницы и знакомилась с имеющимся продовольственным набором: тушенка, сникерсы, семечки, водка. Познакомилась со своим экипажем - Олегом и его 12-летним сыном Ваней, будущим штурманом. Второй экипаж - уже знакомый мне Владимир, основной пилот, и Сергей, автор-конструктор наших автомобилей, штурман и инициатор поездки.
Стартовали. Следующая остановка - Новосибирск. Спать будем в машине, есть - на ходу.
К вечеру приходит моя очередь сесть за руль. Сейчас, спустя три недели и 13 000 километров, я особенно восхищаюсь терпением и сдержанностью моего напарника, хозяина «Рыжика»: первые два дня моего рулевого позора он не проронил ни слова. Просто говорил, что ему не спится.
Свою первую машину, десятилетнюю ВАЗ 2109, я купила раньше, чем мобильный телефон. Я всегда очень гордилась умением поменять колесо или откачать влагу из карбюратора при помощи медицинской клизмы. Освоила правый руль, бывала в горах, ездила на автобусах и грузовиках, научилась подкладывать резиновые коврики под колеса в нужный момент и ни разу не попадала в аварию.
Всеми этими навыками можно было сколько угодно натирать до блеска мою гордыню, но к управлению настоящим внедорожником они не имели никакого отношения. Я не попадала в передачи, жгла сцепление, вылетала на встречную полосу на поворотах, все время боялась опрокинуть эту махину на тридцать пятых колесах и никак не могла научиться фиксировать вырывающийся из моих потных ладоней руль. Со мной легендарный «Рыжик» превращался на обгонах из резвого скакуна в немолодую корову, пропускающую всех юных телочек вперед…
А Олег молчал и не отбирал у меня руль.
Если честно, то порой было страшно. Особенно в 4 утра, когда отец с сыном спали, а под колесами были удмуртские ямы. В такие моменты на помощь приходил голос «Беляша» в рации: «Рыжик в канале? Давай, готовься, прижимайся ближе, выходи, обгоняй, все чисто-чисто!». Страх подвести команду - пусть даже я знала этих людей без году неделю - был так силен, что в какой момент я устала бояться. И что-то стало получаться. Не все и не совсем, но Олег начал понемногу спать в машине.
Но я даже близко не представляла себе, что меня ждет впереди.
- Что??? Зубы почистить? Кофе выпить? Какие к черту кусты? Да вся обочина в твоем распоряжении! Ты в гонке тоже будешь по две минуты на туалет тратить?? Да там счет на секунды!!! По машинам, быстро!
Сергей, самый опытный из нас участник подобных экспедиций и капитан нашей команды, не унимался. Мы слишком медленно ели, крайне долго заправлялись, чересчур часто останавливались. Никаких скидок на женщин и детей в экипаже, никаких послаблений неопытным водителям: взялась - давай! Не нравится - терпи! Не можешь терпеть - уезжай! Впереди - гонка, а мы едем за победой, потому что если победа не нужна, то зачем было из дома выходить?
Старт был назначен на утро. В палаточном лагере где-то под Бийском экипажи участников «Алтай-Трофи 2015» встречал организатор алтайской гонки - Сергей Павлович Начаров, заслуженный строитель России и ветеран российского трофи-движения. Никаких послаблений, никаких подсказок друзьям, «Палыч» только чуть-чуть задержал утренний старт из сострадания к нашей головной боли, вызванной исключительно свежайшим алтайским воздухом.
Впереди - 4 дня, более сотни контрольных точек и непредсказуемое количество километров. Каждая команда вправе сама выбирать маршрут и последовательность прохождения точек; пройти все - невозможно, часть точек доступна только для очень подготовленных автомобилей, но все честно: у легковых есть возможность за счёт скорости обыграть медленных тяжеловесов. Как и в любом командном виде спорта, во внедорожном ориентировании все решают стратегия и слаженность работы команды.
Мне очень хотелось быть полезной в гонке. Оказавшись так себе водителем (Олег ласково называл меня «слабым звеном»), я захотела реабилитироваться в качестве стратега. Поскольку из всех участников нашей команды прежде только Сергей и я бывали в Горном Алтае, я посчитала себя вправе выдавать ценные замечания.
В первый же день я уверенно заявила, что Ороктойский мост через Катунь смыт (в 90-е годы это было бы правдой, но вообще я перепутала тот мост с Оройским, по которому можно пройти только пешком). К счастью, наш капитан мне не поверил, и мы взяли красивую точку.
Мое утверждение, что «на Алтае нет комаров» (а именно так 4 года назад сказал мне местный житель!) мои покусанные товарищи вспоминали до конца поездки. Уступив моим просьбам, ребята согласились свернуть с маршрута и брать точку в элитном комплексе «Altai resort», куда в 2 часа ночи меня пустили только в туалет, а вовсе не в бассейн, как требовалось по заданию.
Поэтому когда после всех моих дневных достижений в 4 утра на спуске с 2000-метрового перевала Чике-Таман у «Рыжика» закончились колодки, у меня не хватило наглости попросить головной экипаж «Беляша» ехать помедленнее: моему пилоту нужны были эти пара часов сна, а мне лучше помолчать и потерпеть. Из-за руля я выпала на ватных от напряжения ногах и вся мокрая, но этого никто не заметил: куда-то запропастился новый мост через Катунь в месте ее слияния с Чуей!
Лучшее, что я могла сделать в той гонке - быстро готовить бутерброды и вести учет взятым контрольным точкам. И делиться с командой полученной информацией от друга, с кем мы когда-то ездили по этим местам: ему удалось найти для нас и описания подъезда к тому самому новому мосту, который открыли ровно за сутки до нашего проезда, и телефон капитана баржи, на которой мы позже пересечем вместе с автомобилями Телецкое озеро …
Все остальное я делала откровенно плохо.
Первый 36-часовой этап гонки мы закончили вовремя, но весьма скромно по очкам. Настроение в команде было сдержанно уставшим. Хотелось расслабиться, но за 12 часов отдыха нужно было не только поменять колодки, помыться и поесть, просчитать маршрут на второй этап, но и сплавиться на рафте по ледяной Катуни. В сплаве мы проиграли 20 секунд...
Всегда спокойный Владимир пошел отогреваться в баню.
Юный Ваня заснул в обнимку с навигатором.
Олег не вылезал из-под «Рыжика».
Сергей делился с «Палычем» воспоминаниями минувших дней.
Я утирала сопли и пыталась что-то понять в картах.
Назавтра начинался второй этап.
Но об этом - в другой раз.
Окончание