Я хотела начать со слов «человек всегда ищет своих», но это было бы нечестно. Я могу говорить только за себя. Я всегда искала своих. Сначала этот круг создала моя родная гимназия 610; потом - весьма малонаселенное отделение классической филологии СПбГУ. Были круги по работе, по интересам, но основным оказывался мой географический круг: живу я на Васильевском острове, где есть и одноклассники, и однокурсники, и наши учителя, и просто все те, кого я так ценю.
Тот самый узкий слой, тонкая прослойка и прочее.
Недавно появился новый круг - круг тех, кто два раза в год отправляется на
Фестиваль медленного чтения. В этом году Эшколот впервые проводил фестиваль в Иерусалиме, что позволило мне пригласить на одну из лекций мою любимую подругу. Я называю ее « моей израильской тетушкой», хотя она - близкая подруга моей матери. После лекции израильского профессора Авигдора Шинана об упоминании
Небесного Иерусалима в аггаде тетушка оглядела забитый конференц-зал и спросила меня: « У меня только один вопрос. А кто и откуда все эти люди?»
Она смотрела в корень.
Это - странные люди. Они берут отпуск и покупают билеты (в Москву, Петербург, Одессу, Иерусалим - пока что фестиваль проходил именно в этих городах), чтобы по много часов в день читать тексты, так или иначе связанные с еврейским культурным наследием. Среди них - студенты, преподаватели, художники, ученые, поэты, фотографы, музыканты, переводчики, журналисты и даже менеджеры. Пол, возраст, опыт, научные регалии и религиозные воззрения могут быть любыми. Некоторые из них в субботу не будут писать, соблюдая заповеди,а некоторые даже не будут знать, почему евреи в субботу не пишут, но никто никого не будет судить.
Я и сегодня не знаю критериев организаторов, но что-то мне подсказывает, что большинство участников нашего фестиваля не смотрят телевизор, знают более одного иностранного языка, каждый день читают хотя бы несколько страниц текста, имеют свою точку зрения по поводу политической ситуации в мире и в России, а еще умеют и любят читать между строк.
Об этом - весь принцип медленного чтения. Можно называть его методом «ПаРДеС», можно говорить о различных уровнях структурного анализа текста - это неважно.
На моем потоке мы изучали понятия «Небесный» и «Земной» Иерусалим в мистических еврейских и христианских текстах. Свою первую лекцию профессор Михаил Шнейдер начал со слов «Давайте определим, что такое мистика. Мистика - это общение человека с божественным источником, а также все побочные результаты этого процесса».
Мы брали шумерские, египетские, греческие, римские, еврейские, арабские, византийские источники и сравнивали, слушали, читали, комментировали. Анализировали упоминания о Небесном граде, восстанавливали первые мифологические образы человека, воссоздавали историю создания мира через текст. Наверное, со стороны наши штудии могли бы показаться чересчур эзотерическими, но я была счастлива, что можно при обсуждении сна Иакова упомянуть о тибетской традиции рисовать на скалах лестницу и не быть принятой за сумасшедшую!
Наш второй преподаватель, Илья Динес, подошел к вопросу «мистического» Иерусалима в другой плоскости: мы воссоздавали земной град через средневековые карты и рассказы о путешествиях в Палестину. На каком еще академическом курсе вам предложат нарисовать карту города на основе дневника европейской паломницы 14 века?
Два подхода, два преподавателя, двадцать пять студентов . Уважительная атмосфера. Профессора, готовые услышать любую точку зрения - без снобизма, без категоричности. Все преподаватели, с которыми я сталкивались на проектах Эшколота, - именно таковы. Они видят ценность во взгляде со стороны, они не зашорены советской высшей школой, они любят свое дело и разрешают прикасаться к граниту своей науки даже немытыми руками.
Я закончила СПбГУ весьма давно и никогда не занималась наукой. Все моя детская влюбленность в загадочность библейских текстов в пересказе Косидовского, подростковая любовь к античности, девичье увлечение арабской поэзией, зрелый наркоманский восторг от одного только вида манускриптов в музеях, постоянное зудящее желание с кем-то говорить о собственных скромных находках, пересечениях, открытиях … все эти страсти оставались бы нереализованными.
Но благодаря Фестивалям медленного чтения открылся и все ширится новый круг.
Каждую ночь на улицах Иерусалима собирались разные компании участников фестиваля. Кто-то просто гулял, кто-то спешил с путеводителем в руках прочитать те страницы Города, которые остались за рамками программы, кто-то не особо размышлял о Небесном Иерусалиме, но закладывал фундамент для будущей совместной жизни в других земных городах - и это прекрасно.
Лично я в Иерусалиме я всегда получаю неожиданные дары - вполне материальные! Когда-то я даже написала об этом
статью и думала, что больше подарков от Города не будет.
Но как же я ошибалась! Ив эту поездку были дары - бесплатный проезд в автобусе, роза от случайного прохожего, но самое главное - мои близкие люди (не сговариваясь, неожиданно для меня!) подарили мне такие две книги.
Но главным даром Города было другое: я была среди тех сумасшедших, что все ночи проводили на крышах Старого города - спорили о прочитанных текстах, делились опытом познания мира, поддерживали друг друга в поиске ответов и вопросов и каждую ночь возвращались к Западной стене.
Я даже не знаю, какие занятия были важнее - дневные или ночные.
Но ведь в этом и вся мистика Небесного и Земного Иерусалима.