Как говорил один персонаж второго плана из фильма "ДМБ": "Армии солдаты нужны, в армии без солдат абсурд и коррупция".
Для кинокомедии такая мудрость вполне приемлема, однако в реальной действительности тренд другой. Армии, наиболее продвинутых в технологическом плане государств как раз стремятся по возможности минимизировать человеческий фактор. Особенно эта тенденция ярко выражена в авиации.
О беспилотниках слышали, пожалуй, все. США и Израиль серийно производят весьма неплохие образцы подобных летательных аппаратов. Россия тоже предпринимает попытки создать свой БПЛА мирового уровня. Насколько успешно? Давайте попробуем это оценить.
Сразу стоит сказать, что пока что ни один из наших беспилотников, по крайней мере боевых, не выпускается серийно. Пожалуй, это главная проблема БПЛА авиастроения в нашей стране. Тем не менее, перспективные разработки, которые при тщательном и вдумчивом дорабатывании напильником, а также при должном финансировании смогут пойти в серию, таки имеются.
Рассмотрим тяжелые ударные беспилотники. За последние годы в России созданы несколько безусловно интересных проектов в этом направлении. Наиболее известен широкой публике, пожалуй, "Скат" корпорации "МиГ". Его премьера состоялась на МАКСе в 2007-м году. На авиасалоне в Жуковском был показан натурный макет будущего беспилотника. Собственно, "Скат" - это первый российский проект в классе тяжелых ударных БПЛА, дошедший до стадии изготовления макета, поэтому-то он и привлек внимание прессы и посетителей салона.
"Скат" имеет неплохие расчетные летные данные при своих габаритах (размах крыла - 11,5 м, длина - 10,25 м, высота - 2,7 м). Максимальная скорость до 800 км/ч, максимальная высота до 12 тысяч метров, дальность полета до 4000 километров.
Предназначен этот беспилотник для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО в условиях сильного противодействия сил противника, так и по подвижным наземным и морским целям.
"Скат" может брать на борт до двух тонн боевой нагрузки, то есть вооружения. В качестве примера возможных средств поражения на МАКС-2007 перед аппаратом были выложены противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также корректируемые авиабомбы калибра 250 и 500 кг.
Увы, после авиасалона в 2007-м году проект закрыли... Сейчас ходят слухи, что наработки корпорации "МиГ" по проекту "Скат" используются фирмой "Сухой" при разработке другого перспективного ударного беспилотника. Вполне возможно, что "Скат" не закрыли, а просто на всякий случай засекретили.
Ну раз уж пошла речь о "засекречивании", то надо в этой связи упомянуть, пожалуй, самый загадочный проект в российском авиастроении БПЛА "Прорыв". Занимается им компания "Яковлев". Все что известно о "Прорыве" - это краткое описание примерных характеристик самолета.
Примерно в конце девяностых годов в ОКБ им. Яковлева начали рассматривать возможность создания многоцелевого беспилотника с широким использованием наработок по проекту легкого штурмовика Як-130. В середине двухтысячных появились первые подробности относительно облика беспилотников семейства "Прорыв". Вот так они примерно должны были выглядеть:
Здесь три модели: "Прорыв-У" (внизу) похож на "Ската" - это ударный вариант самолета; «Прорыв-Р" (первый сверху) - разведчик; "Прорыв-РЛД" (второй сверху) с дополнительным элементом над соплом предназначен для радиолокационного обнаружения.
Известные характеристики у этого аппарата следующие: максимальная скорость - 1050-1100 км/ч, максимальная высота порядка 15-16 километров, взлетный вес около 10 тонн, боевая нагрузка 2-3 тонны. Спектр вооружений вероятно такой же как и у "Ската": управляемые ракеты и бомбы для атаки наземных целей, подходящие по массогабаритным параметрам.
Вот, собственно, и все, что известно о "Прорыве". Закрыт проект или засекречен по самые помидоры информации нет.
Компания "Сухой" в прошлом году
заявляла, что к 2018-му изготовит первый образец ударного БПЛА массой 20 тонн. Вероятно, речь идет о проекте
"Охотник".
Аппарат предположительно будет выполнен по модульной схеме, что позволит менять полезную нагрузку в зависимости от типа боевого задания. Ну если уж анонсируется взлетный вес в 20 тонн, то вооружить этот гипотетический БПЛА можно будет до зубов. Однако, дождемся 2018-го года.
Крупные российские ударные беспилотники, то есть те, чей взлетный вес превышает тонну, на этом заканчиваются. Посмотрим теперь на наши БПЛА поменьше.
"Дозор-600" дошел до стадии испытаний прототипа. Опытный образец поднялся в воздух в 2010-м году. Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. Он вполне способен брать на борт боевую нагрузку общей массой около 120-150 килограмм, это довольно немного, так что вероятнее всего использовать "Дозор" целесообразнее для разведки.
Максимальная скорость самолета - 210-215 км/ч, крейсерская - 120-150 км/ч. Запасов топлива теоретически может хватить на 24 часа полета. Практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.
Осенью 2010-го года компания-разработчик "Транзас" заявила о прекращении работ по проекту. Тут, правда, ни о каком "засекречивании" речи не идет, просто поддержки со стороны потенциальных покупателей производитель не получил, то есть банально на дальнейшую разработку не стало денег.
Еще один наш беспилотник, способный нести на борту оружие -
"Дань-БАРУК" казанского КБ "Сокол". Этот аппарат ещё легче "Дозора", его максимальная взлетная масса составляет 500 кг, из которых 100 кг можно отвести на полезную нагрузку, например, на вооружение.
Размах крыла аппарата составляет 5,63 м, длина фюзеляжа - 4,6 м. БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 15 часов на высотах до 6000 м. Диапазон скоростей аппарата - от 150 до 300 км/час.
По заявлению разработчиков, "БАРУК" способен вести разведку поля боя - решать задачи по поиску, обнаружению и идентификации наземных целей с определением их координат для последующего уничтожения. Впрочем, учитывая скромные возможности для несения боевой нагрузки, это все-таки разведовательный БПЛА.
Что сейчас происходит с этим проектом мне не известно. В последний раз аппарат видели на МАКС-2007...
Пожалуй, из наиболее интересных российских беспилотных проектов это все. Есть ещё с десяток других разработок, вроде БПЛА "Юлия" или вертолета "Ворон", но пора и честь знать.
БПЛА "Юлия"
В общем, если говорить о нашем беспилотном авиапроме, то на первый план выходят две основные проблемы. Первая - это серьезное отставание в развитии двигателестроения. Вторая - это кадровый голод. Конструкторов и инженеров, способных создать конкурентоспособные БПЛА действительно мало. В 90-х годах вообще многим специалистам пришлось переквалифицироваться и очень немногие позже вернулись в профессию.
Есть правда и сильные стороны. Российская авиационная электроника находится на достаточно высоком уровне. В частности, Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) госкорпорации Ростех плотно занимается созданием бортового оборудования для беспилотников. Одна из крайних
новинок КРЭТ - блок вычислительных систем БВС2А, оборудование для формирования команд автоматического и директивного управления полетом БПЛА. Кроме того, недавно Концерн и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)
подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки и производства перспективных комплексов БРЭО для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Ну а в сумме мы имеем... точнее не имеем ни одного серийного беспилотника, массу интересных проектов, которые по тем или иным причинам недореализованы, ну и огромный интерес Минобороны к беспилотной авиации, который сам по себе, конечно, обнадеживает, но пока значимыми успехами не подкреплен. Может быть, разрабатываемый сейчас "Охотник" станет настоящим прорывом, а не тем мистическим "Прорывом", который прорывом, несмотря на свое название, так и не стал.