Гибнет дом, где находился тайный православный скит

Jul 22, 2008 12:02

Краевед Александр Можаев выступил с обращением о судьбе Печатникова переулка: 
"Мы ещё раз просим всех неравнодушных принять участие в судьбе одного из лучших московских переулков, который погибает на наших глазах, а значит с нашего ведома. Просьба атаковать Москомнаследие факсами, требовать срочного приостановления работ и рассмотрения заявки о принятия на охрану домов №№ 3, 5, 6, 7 (заявка подана 26.06.08). Кажется, сейчас может помочь только личное вмешательство председателя Москомнаследия Валерия Андреевича Шевчука. Номер факса - 9510603, телефон секретаря 9532079.
По этой ссылке находится трейлер фильма Евгения Васкевича и Наталии Беляускене "Печатников, 3" - ещё раз напомнить, что, собственно, теряем.

Под катом - фотографии сегодняшнего состояния бывшего скита, авторство народное.

Read more... )"

Я также обращаюсь, в частности, ко всем православным, всем, кто имеет отношение к церковным организациям, кому небезразлична память о духовном сопротивлении церкви в годы атеизма. Сегодня, сейчас в двух шагах от возрождающихся монастырей Бульварного кольца - Сретенского, Рождественского, в угоду кучке застройщиков разрушают дом, где можно создать уникальный музей памяти о новомученниках, о тех, кто хранил веру в годы гонений. 
Если на обычные обращения рядовых граждан сегодня плюют, то голос церковных организаций может быть услышан! 
Позвоните Шевчуку! 
Можаев также предлагает передавать в Москомнаследие от имени церковных общин и организаций письмо следующего содержания: 
"Просим Вас поддержать предложение, сформулированное в последней строке прилагаемой справки (ТЕКСТ СМОТРИ НИЖЕ): сделать дом 3, выдающийся памятник церковной истории ХХ века, музейной и просветительской площадкой. Способствовать скорейшему рассмотрению вопроса о придании дому 3 и прилегающих к нему строений статуса охраняемого государством ансамбля исторической застройки (сохранения отдельного дома в центре строительной площадки маловероятно, кроме того, в доме 5 проживал видный церковный историк начала прошлого века, дьякон церкви Успения в Печатниках, Н.П.Виноградов). Помочь остановить уже начатый снос здания!
Просим отправить эти пожелания на имя председателя Москомнаследия Валерия Андреевича Шевчука (факс 9510603, телефон секретаря 9532079).
подпись"

Справка по истории скита: 
"Москва, Печатников переулок, дом 3. Историческая справка

В доме № 3 по Печатникову переулку с 1924 по конец 1960-х гг. находился «скит» тайного православного монастыря. Начало «скиту» было положено монахиней московского Рождественского монастыря Евфросинией, которая в 1923 г. после закрытия своей обители переселилась в комнату на чердаке этого дома.
Эта комната находится справа от верхней площадки основной (широкой) лестницы. Она представляет собой выгороженное чердачное пространство, перекрытое потолком. До 1960-х гг. в западной стене комнаты находилось большое окно, шириной более 2 м. Позднее оно было заложено кирпичом и сейчас очертания этого окна просматриваются из двора дома № 3. В комнате (слева от входа) находились умывальник и туалет, далее у окна - кухня, на которой готовили на примусах; справа от входа за ширмами стояли кровати насельниц «скита». На противоположной от входа стене и сейчас видны следы от большого киота, в котором находились иконы. В 1920-1960-е гг. это помещение имело официальный адрес: квартира № 26. В довоенный период в распоряжении монахинь также была небольшая комната выше «скита», которая использовалась как кладовая.
В 1925-1926 гг. к м. Евфросинье присоединились две молодых монахини, которые были членами тайного монастыря, возникшего в эти годы при храмах московского Высоко-Петровского монастыря. Здесь с 1923 г. служило несколько духовников Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, известного в те годы центра старчества. Они и стали инициаторами создания сети тайных монастырей в столице. К середине 1930-х гг. число их тайных постриженников достигало 170-200 человек. Это был самый крупный из известных нам сейчас подпольных монастырей Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Новые насельницы «скита», монахини Евпраксия и Ксения были певчими левого хора Высоко-Петровского монастыря. Основателем и руководителем их подпольной общины был наместник Петровского монастыря схиархимандрит Игнатий (Лебедев; 1884-1938) - один из самых известных духовников этой обители. Он и был инициатором превращения комнаты м. Евфросинии в «скит» в честь иконы Божией Матери Знамение - тайного прибежища своей монашеской общины, где бы могли совершаться тайные постриги и богослужения, где монахини могли бы собираться для обсуждения вопросов внутренней жизни общины. Сам он неоднократно посещал «скит» и руководил его жизнью.
В 1930 г. м. Евфросинья была арестована и выслана из Москвы. С этого момента главными хранительницами «скита» стали м. Евпраксия и Ксения. В 1935 г. был арестован и заключен в лагерь архим. Игнатий (Лебедев). В 1938 г. он умер в одном из Мордовских лагерей, а в 2000 г. он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых преподобномучеников. В период его заключения скит стал главным средоточием жизни его тайной монашеской общины. Здесь читались письма архим. Игнатия из лагеря, писались ответы, собирались для него посылки и т.д. После его гибели в заключении община не распалась и значение «скита» сохранялось по крайней мере в течение 1940-х гг. Окончательно «скит» прекратил существование в конце 1960-х гг., когда м. Евпраксия и Ксения получили комнату в коммунальной квартире в том же доме, после чего окно в их бывшей комнате на чердаке было заложено, и помещение стало нежилым.
Комната на чердаке дома № 3 по Печатникову переулку - единственное из сохранившихся и известных нам помещений тайного православного монастыря 1920-1940-х гг. Она и сейчас несет на себе следы той непростой и героической жизни и могла бы стать замечательной музейной или просветительской площадкой.

Упоминается в литературных произведениях:
·              Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008.
·              Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма из заключения // Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214-315.
·              Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма монахине Ксении // Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 290-314.
·              Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001.
·              Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., 1999.
·              Монашество последних времен. Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева). М., 1998.

Фигурирует в фильмах:
·              Документальный фильм о монахине Игнатии (Пузик) «Восхождение». Реж. Е.Шаталина. Студия «Отчий Дом». 2003.
·              Телеканал «Столица». Документальная передача из цикла «Москва. Мифы и легенды». Автор и ведущий священник Валерий Степанов. Эфир: февраль 2007 г.
             Справку подготовил научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории Российской академии наук, кандидат исторических наук  А.Л. Беглов
Previous post Next post
Up