Раскрепощение и пробуждение творческих способностей

Nov 27, 2015 23:11

В одной из своих передач Сергей Ервандович Кургинян дал следующее определение коммунизма: «Коммунизм - это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших его творческих способностей». Понятно конечно, но не так чтобы до конца. Как же этого добиваться на практике? Что нужно делать? Организовывать огромное количество творческих кружков? Строить дома творчества? (где все что хотят, то творят). Наверняка не совсем так. За этим стоит что-то несоизмеримо большее. Почему марксисты считали, что гениален каждый человек? Как это понимать? Какой нужен катализатор, чтобы пошла реакция?



Для того чтобы утверждать, что ты в чем-то разобрался, нужно это что-то воспроизвести в реальности. Тогда с уверенностью можно говорить, что ты разобрался. Для того чтобы разобраться как построить хороший самолет, нужно построить хороший самолет. Чтобы разобраться в коммунизме, нужно воспроизвести его на практике и убедиться, что творческие способности раскрепощены. Но для перехода к практике нужен метод. Поэтому необходимо разобраться в том, что такое творчество на самом деле.

К сожалению, мне не удалось найти четкого определения творчества. Нет единых и должным образом утвердившихся в обществе критериев оценки личности, процесса и результатов процесса с точки зрения творчества. Если брать совсем уж широко, то понятие творчества в общепринятом смысле - это создание каких-либо новых ценностей, которых раньше не было. И на этом все. Но такого определения абсолютно не достаточно, чтобы понять, что имели в виду марксисты, желающие раскрепостить творческие способности каждого человека. Чем может настоящее творчество коренным образом отличаться от постмодернистской креативности?
Я нашел ответ там, где примерно и ожидал его найти - в философии русского космизма, но не предполагал, что все будет так просто и сложно одновременно.


Н.Ф.Федоров

Основоположником русского космизма является Николай Федорович Федоров - автор философии «Общего дела». Он впервые четко и ясно высказал мысль о необходимости рукотворного преобразования мира, всеобщей борьбы с несовершенством природы и несовершенством самого человека, главной целью которой является победа над смертью и всеобщее Воскресение умерших предков. Философия Федорова в смысле предельных оснований очень глубока и всеобъемлюща, она синтетична. Будучи человеком религиозным, опираясь на собственное убеждение в активном начале, заложенном в христианство, он сумел поставить новые цели философии и науке. Федоров указал на условность апокалиптических предсказаний в священных текстах и провозгласил мысль о том, что человек должен построить рай своими руками и победить смерть, которая не является неотъемлемым свойством Жизни, а есть продукт природного хаоса. В его учении задается вполне религиозная цель - победа над смертью и рукотворное Воскресение. По Федорову философия должна эту цель разрабатывать, а наука должна искать способы ее достижения. Учение Николая Федорова основано на проективности, в нем движение от состояния «было» к состоянию «должно быть» и есть путь человека и человечества в целом. Оно показывает путь к единству человечества и открывает дорогу в большой Космос. Не даром ведь, ученик Н.Ф.Федорова - К.Э.Циолковский в далеком 1929 году в процессе короткой и единственной встречи в Калуге передал жемчужину этой веры С.П.Королеву, что, по словам самого Королева, и определило весь его дальнейший жизненный путь. Венцом этого пути стал полет Юрия Гагарина.

Не смотря на то, что Николай Федоров жил в XIX веке, его «Общее дело» сегодня актуально как никогда. Оно не несет в себе противоречий между религиозностью и светсткостью, так как целиком и полностью базируется на гуманистических началах и объявляет смерть (для которой нет разницы атеист ты или верующий) главным врагом человечества. Важнейшая мысль Николая Федоровича Федорова заключается в том, что смерть можно и должно ненавидеть, с ней можно и нужно бороться, власть ее не безгранична! Каждый, кто хочет познакомиться с «Общим делом» Николая Федорова поближе, может обратиться к материалам сайта.

Возвращаясь к цели данного поста - понять, что такое «раскрепощение творческих способностей», можно констатировать, что учение Николая Федорова дает ключ к пониманию того творчества, которое должно быть раскрепощено в коммунистическом обществе. Раз задача человека бороться с несовершенством мира, предельным воплощением которого является смерть, то значит творчество является основным инструментом в этой борьбе. А продуктом творчества должно быть уменьшение мощи слепых сил природы и придание природе упорядоченного и разумного характера.

На основе учения Федорова можно постараться сформулировать грубую формулу творческой деятельности:

творчество - это продукт синтеза трех составляющих - чувства, мысли и действия.

Грубость формулы заключается в отсутствии в ней сложных психологических механизмов создания творческого продукта. Но в этом и ее преимущество. Из этой простой формулы можно вывести огромное количество важных практических выводов. Во первых, при отсутствии одного из составляющих творчество тоже будет отсутствовать. Попробуйте сами поставить мысленный эксперимент, изъяв из схемы любое из составляющих. Может быть, эту «секретную» формулу знает американский госдеп (или другой враг человечества), умело соединяя чувства и действия патриошизы, изымая из процесса мысль? J. Может быть, он сознательно внушает страх реального действия просоветскому патриотическому большинству, которое только поэтому и является бесформенным аполитичным киселем?

Разве не очевидно, что только гармоничный синтез этих трех составляющих дает человеку цельность и служит базой для объединения с другими людьми? Не об этом ли мечтали марксисты? Не в отсутствии ли этого синтеза состоит суть отчуждения человека?
Что же такое раскрепощенные творческие способности с позиции коммунизма?

Здесь необходимо оговорить опять же довольно очевидные условия подлинного творчества:
- чувство, вызывающее желание что-либо совершать, должно быть благородным и возвышенным. Это может быть либо любовь, либо лютая ненависть к врагу. Только любовь к Жизни и ненависть к смерти может породить чувство любви к ближнему. Не могу объяснить, но чувствую, что это так. Все остальное мертво.
- мысль должна быть качественной. Качественная мысль рождает разумное действие. Необходимо всеобщее образование  максимально достижимого качества с учетом персональных наклонностей, но с единым фундаментом. Язык образования должен быть единым.
- действие должно быть. Более того, действие должно быть энергичным, с большевистскими темпами. Если чувство говорит, что необходимо действовать, а разум знает как действовать, значит действовать необходимо.

В творческом синтезе нужен баланс всех трех составляющих. Очень плохо, когда чувства затуманивают разум. Очень плохо, когда мысль работает с подавленным или простым меркантильным чувством (за зарплату - как у большинства сегодняшних рабочих и служащих). Очень плохо, когда чувство и мысль не рождают действия. Во всех этих вариантах творчество подавляется.

Творческая деятельность на основе человеконенавистнических, эгоистических и любых других подобных чувств тоже вполне возможна, если чувства достаточно сильны, если это настоящая страсть или одержимость. Но продукты этого творчества обязательно станут источником смерти, как явились источником смерти иприт, динамит, атомная бомба и т.д. Разве техническая и научная мощь гитлеровской Германии не являлась продуктом творческой деятельности? Конечно, являлась. Но насчет сильного чувства любви к Жизни и ненависти к смерти - извините, тут все печально. Чувственный движитель был совершенно другой. Поэтому и искусство третьего рейха искусством не является, и оно исчезло без следа. Нет настоящего искусства без любви. Банально, но факт. В нашей сегодняшней жизни страсть к богатству, комфорту, материальному достатку объявлена «де факто» и «де юре» главным чувственным движителем человеческой деятельности. От того и мертво все вокруг, от того и не родит земля настоящих поэтов. А родит она Акуниных и Донцовых в большом количестве.

В завершение, хотелось бы сказать, что приведенная формула творчества, основанная на моем понимании учения Н.Ф.Федорова, обновляет, предельно расширяет и одновременно конкретизирует понятие творчества, делая акцент на деятельной проективности, основанной на чувстве. Кроме того, она имеет важное прикладное значение, позволяющее примерять ее к себе на каждом шагу. Как у Покрышкина «скорость - маневр - огонь», так и здесь: «чувство - мысль - действие» каждый день.

Что я сделал для родителей, если я их так люблю? Как отодвинуть от них смерть? Что для этого всего нужнее? Потом действовать, не откладывая.

Что я сделал для Родины, которую я так люблю? Кто враг? Что нужно Родине? И опять же действие.

Что я могу сделать для усиления и расширения Жизни на Земле, которую я тоже люблю?

Что я могу сделать для уменьшения власти смерти, которую я так ненавижу?

Разве при таком образе мышления для движения человека вперед необходимо чье-то постороннее принуждение? Разве такой образ творческого мышления не коммунизм? Мне кажется - это он, и пора раскрепощать творческие способности и строить коммунизм, начав с себя...

Николай Федоров, Русский космизм, Общее дело, коммунизм

Previous post Next post
Up