Биржа II.

Sep 13, 2011 23:53

О.РОДЕН И БИРЖА.
Часть I
"Очень внимательные зрители узнают руку Родена в некоторых работах...."
( Из книги "Брюссель глазами наивных художников")
"Над скульптурным убранством биржи работали известные архитекторы, в том числе О.Роден"
( зеленая табличка с описанием достопримечательностей у Биржи)
"В 1871, к ним (Карье-Белезу и Ван Расбургу) присоединился Огюст Роден. Знаменитый автор Поцелуя и Мыслителя, покинув Францию после Парижской коммуны, жил несколько лет в Брюсселе. Это поэтому многие думают, что он внес вклад в фриз Карье Белеза, но никакие известные нам архивы не подтверждают эту гипотезу "
(Архитектурное описание дворца Биржи,www.euronext.com)
Надо сказать,что первая цитата, хоть и развеселила меня порядком, меньше всего вводит в заблуждение. Во второй уже, из двух совершенно правдивых утверждений: 1)Над скульптурным убранством биржи работали известные архитекторы и 2)Над скульптурным убранством биржи работал Роден, сделали обманчивую фразу, предполагающую, что Роден был известен во время работы на Бирже.
Ну а авторы третьей и вовсе погрязли во лжи, всего лишь неловко напомнив чем известен Роден. Ведь как ее поймет нормальный человек (не держащий в голове даты создания Поцелуя и Мыслителя). Что знаменитый (и благополучный) Роден уехал из Парижа от неудобств Коммуны ( для богатых и знаменитых), почему-то на несколько лет задержался в Брюсселе и теперь нахальные брюссельцы вопреки архивным данным связывают его имя с Биржей. И сильно ошибется.
Роден родился в очень скромной по достатку и социальному положению семье и был близорук ( в буквальном, физическом смысле). Отчасти поэтому, получил очень посредственное в общем плане образование, и несмотря на очевидный многим талант, так и не был принят в Школу Изящных Искусств. На жизнь он зарабатывал ремесленником в мастерских декоративной скульптуры. К 1871 году он не только не был известен, но он не был и скульптором. Был он ремесленником-рабочим или если хотите помощником благополучного французского скульптора Карье-Белеза, которому архитектор Сюйс предоставил мастерскую в Брюсселе для работы над декоративным убранством Биржи. И именно в таком качестве Роден приехал в Брюссель. Ему было уже за 30, он жил с родителями и содержал их, у него была спутница жизни Роз (на которой он только в конце жизни женится), которая к тому времени уже родила от него сына. И он не был скульптором, хотя Роз была его моделью. Со стороны Карье-Белеза, видимо было большим одолжением предоставить работу Родену в Брюсселе, спасая его от нищеты, и контракт был очень жестким. Не только сделанное для Биржи, но вообще все сделанное Роденом в Брюсселе подписывалось именем Карье-Белеза. И речь шла не об амбициях и славе, а о деньгах. Роден контракт подписал, но через 3 месяца его нарушил, отдав в отливку под своим именем ходовые в буржуазных кругах декоративные бюсты. Карье-Белез как только узнал, а узнал он очень быстро, договор с Роденом расторг. Через некоторое время французский мэтр возвращается в Париж, а в своем брюссельском ателье за главного оставляет бельгийского скульптора Ван Расбурга, который подписывает новый контракт с Роденом (на 20 лет!). Теперь все что делает Роден для Бельгии носит имя Ван Расбурга, но Родену разрешается работы для Франции подписывать своим именем. Этот контракт разорвет сам Роден через семь лет, когда уже вернется в Париж и у него появятся заказы. Согласно документам Ван Расбург делал фигуры Азии и Африки с южной стороны здания ( Европу и Америку делали другие) и 4 кариатиды в главном зале внутри. По письмам Родена в Париж, и другим неофициальным документам "точно" известно, что он делал (руками) кариатиды:


Кариатиды в зале торгов, лепнина.

Как Роденовскую туристам называют Азию, Африку и фриз Карье-Белуза, который опоясывает всю Биржу, и над которым работали явно многие, но их имена знают только специалисты.



Фрагмент открытки с аллегорией Азии, видно плохо,но снизу "внимательным зрителям" не лучше.


Фриз Карье-Белуза , путти или гении работы, приносящей плоды, продаваемые на бирже.
фото отсюда:
http://picasaweb.google.com/JeanPaul.Callebaut/BruxellesCathedraleBanqueNationaleGrandPlace



A PROPOS
Не могла не вспомнить про Камиллу Клодель, хотя в 1871 году ей было 7 лет, из-за этого "Знаменитый автор Поцелуя ...". Камилла работала у Родена, тем же рабочим мастерской ( praticien(ne)), что и Роден времен Биржи у Карье-Белуза. Но в Поцелуе она была не только соавтором, но и моделью и музой Родена. То есть тем, чем в бельгийский период была Роз, приехавшая к нему в Брюссель. До ее приезда Роден ей писал и в этих письмах очень хорошо отзывался о Брюсселе и брюссельцах. В отличие от Бодлера, почти в тоже время, в Бельгии и Брюсселе , все и вся обругавшего, чьи "Цветы Зла" Роден будет иллюстрировать в 1887 году в "период Камиллы".
Эпизод из фильма Камилла Клодель,с английскими субтитрами, разговор происходит в мастерской у Камиллы,когда она уже не работала у Родена и не была ни музой,ни любовницей.

image Click to view



image Click to view



Интересно, кем был украден бюст Поля Клоделя , брата Камиллы, бывшего французским послом в Бельгии? Украли его в апреле 1994 года и он так и не был найден. Не поклонниками ли Камиллы?



да и стеллу, поставленную вместо бюста,не жалуют, не успевают ее очищать от надписей

Биржа, Камилла Клодель, Брюссель, П.Клодель, личности, О.Роден

Previous post Next post
Up