Современная колесная пара :
Приличная СТАЛЬ для неё в приличном количестве появилась после 1850-х годов.
Что могло быть до неё ?
Допустим допетрили до ЛОКОМОБИЛЯ :
Поиздевались над этим чудом :
Потом решили применить старый добрый метод с "рельсами" :
Какими долны быть ПЕРВЫЕ РЕЛЬСЫ ? Наверное так же деревянными, ЖЕЛЕЗО в дифиците, крестьяне за ночь разберут Ж/Д на вилы-косы-грабли-топоры ?
В Британии нашли деревянную «железную» дорогу
Сохранившиеся деревянные рельсы у поселка Коли
А там где дерево сгнило, эта дорога стала "дгевне римской", типа что бы голозадый легионер по не пробежался с полной выкладкой.
Была эпоха ЧУГУНИЯ и где то баре могли себе позволить такую роскошь :
Но дешевле и сердитее было комбиноровать дерево с железом :
О прорезалась "дгямучая" колея типа этой :
Греческий диолк - далекий прообраз будущих железных дорог
http://mwork.su/markdelo/nomer-2/istoriya-markshejderskogo-dela/99-ot-dorog-antichnykh-k-dorogam-zheleznym По ним и поперли первые паровозики :
Не было еще стали и колеса были без "отбойника", катались по таким рельсам :
И если мы не видим паровозиков на таких колесах на рисунках 19 века, то они были ранее и в эту эпоху загнали бродяг Напика № 1 что бегал то в Испанию, то в Ибипет, то в Московию на своих двоих по бездорожью. Сухопутка в 19 веке окупала всего 1/9 затрат на свое строительство.