В прошлую пятницу на речном колёсном пароходе "Станюкович",
за возрождением которого я имею счастливую возможность довольно давно наблюдать, спустя два года после
первой пробы, вновь "раскочегарили" паровую машину.
Конечно, я не мог пропустить такое интересное событие!
В этот раз машина работала уже на полном ходу, и, скажу вам, это эпическое зрелище! В скором времени склею и покажу видеоролик, где вся машинерия запечатлена в своём великолепном действии.
Ну а пока - несколько фотографий...
Сперва, правда, скажу ещё пару слов.
Процесс реконструкции и "оживления" парохода, к сожалению, несколько замедлился, но отнюдь не остановился! Машинное и котельное отделение обрастают все новыми смонтированными системами, и становятся все более фотогеничными :-)
Совсем недавно была завершена очень важная работа - монтаж нового главного паропровода (при первой пробе машины выяснилось, что исходный проект реконструкции паропровода был неудачен, и его пришлось переделывать).
Вот, как раз и взглянем сначала на котельное отделение.
Вид на верхнюю часть котла и коллекторы перегретого и "мокрого" пара.
Цилиндрический бак справа - деаэратор.
А вот вид с противоположной стороны:
Вот тут как раз по диагнали кадра проходит, плавно изгибаясь, главный паропровод.
По нему перегретый пар из котла (от задвижки справа) поступает в ходовую паровую машину.
Слева же - более тонкий паровпровод "мокрого" пара, который идет на вспомогательные механизмы - паровая рулевая машина, паровые шпиль и брашпиь, а так же гудок.
Коллектор перегретого пара с установленными на нем различными контрольно-измерительными приборами и датчиками.
Ещё вид на котёл и паропроводы.
Кстати, здесь хорошо видны две шахты котельного отделения, которые, пронзая вторую палубу, выходят на крышу настройки - оттуда льется дневной свет (и создает жуткую проблему с балансом белого :-D )
Вот - шахта правого борта, и уходящая по ней вверх дымовая труба от котла (на заднем плане, большого диаметра):
Ну а наверху, на крыше надстройки, шахта закрыта вот таким фонарём с люками:
А вот что увидим, если посмотрим в шахту сверху. А ведь мы только что были вон там, внизу! :-)
Раз уж мы пока на крыше надстройки - заглянем и в рулевую рубку!
Вот отсюда и будут управлять пароходом!
Пока ещё не поставлен на своё место механический машинный телеграф.
Он тихонько ждёт в углу :-)
Теперь - айда обратно вниз, в машинное отделение!
Вот - "пароусилитель руля", рулевая паровая машинка.
Зубастые передачи! :-D
Спускаемся ещё ниже - и вот она, Машина!
Точнее, два её цилиндра.
А вот здесь - рабочее место вахтенного механика.
По сути - "пульт управления паровой машиной" %)
Блестящая ручка рычага вверху справа - привод главного стопорного клапана, который регулирует давление пара на входе в машину (осуществляется "качественное регулирование"). Им пользуются для кратковременного изменения режима работы машины (при манёврах, смене хода).
Слева виден большой вертикальный рычаг с фиксационным зубчатым сектором. Это - регулятор отсечки, с помощью которого производится регулировка количества пара, попадающего в цилиндр при каждом ходе поршня ("количесвтенное регулирование"). По сути, им выставляется долговременный режим работы машины. Кроме того, это рычаг "реверса" - с его помощью парораспределительный механизм переключается на ход "вперёд" или "назад".
Ну и ещё важные рычаги, которые заметны в правом нижнем углу кадра - это привод клапанов продувки цилиндров. С их помошью периодически удаляется накапливающийся в цилиндрах конденсат.
Ну а сверху надо всем этим великолепием видим приёмник механического машинного телеграфа, который, собственно, передаёт механику приказы из рубки на изменение хода.
Вот такая механика! ;-)
А вот это - автоматические лубрикаторы.
Они, как ясно из названия, занимаются подачей масла ко всем трущимся частям машины.
При вращении коленчатого вала рычаги привода "покачиваются" туда-обратно, и лубрикаторы нагнетают масло в систему медных маслопроводов, опутывающих всю машину.
Ну а теперь, в заключение, пара видов с палубы парохода:
...
А так же - паровой гудок!
...и гребное колесо в действии! :-)
Фотографировать же паровую машину в работе - не очень интересное занятие.
Поэтому, собственно, всё самое "вкусное" - "скоро на видео"! ;-)
И, кстати, пароход "Станюкович" обзавёлся своим собственным сайтом, где можно прочитать увлекательное повествование о том, как он был найден, и сколько работы было проделано, чтобы "оживить" его...
Читаем и смотрим тут:
www.colesnic.ru