Красноярская ГЭС и её судоподъемник

Jul 27, 2009 12:52

А начну я рассказ про поездку на Енсией с... мегадевайса!





Сперва, для оценки всего масштаба - посмотрим на ГЭС с моста через Енисей.



Оттуда, с середины моста, открывается впечатляющая панорама...



Вот такая:



Красноярская ГЭС - вторая после Саяно-Шушенской по мощности в России (6100 Мвт). Она расположена в 40 километрах от города Красноярска вверх по течению Енисея. Высота плотины ГЭС - 124 метра, длина напорного фронта гидроузла - 1175 метров, максимальный напор воды - 101 метр...



8 августа 1959 года на дно реки был сброшен камень с символической надписью «Покорись, Енисей», первый бетон в основание плотины заложил Ю.Гагарин, а в 1971 году завершающий, 12-й агрегат был включен в сеть...



Если смотреть на плотину со стороны нижнего бьефа, то, слева направо будут видны:



На правом берегу - административные и хозяйственные постройки:



Виден небольшой, но интересный объект - перегрузочная эстакада.
Во время строительства ГЭС она использовалась для того, чтобы перегрузить доставленные по воде на баржах детали гидроагрегатов - в первую очередь, рабочие колёса (турбины) - на железнодорожные транспортёры, для дальнейшего перемещения их в машинный зал.



Cобственно, машинный зал, где располагаются гидроагрегаты (генераторы):





Водосброс. При необходимости спуска "лишней" воды из водохранилища в паводок эти затворы поднимают - и огромные потоки летят вниз... К сожалению, в этом году сброса воды не производилось.



Экспериментальный комплекс для проведения опытов с моделями гидросооружений:



Ну а дальше, уже на левом берегу - уникальный по своим масштабом судоподъемник:



Бетонное тело плотины сдерживает 73 кубических километра воды...





Длина этого искусственного моря - 334 км.



Да, это Большая Энергетика!





Ну а теперь... Он!



Уникальное по своим масштабом сооружение - судоподъемник Красноярской ГЭС.
С помощью этого исполинского мегадевайса судно длиной до 90 метров и шириной до 18 метров, с грузом до полутора тысяч тонн может быть "переброшено" из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно.



При этом судно транспортируется на плаву - тоесть вместе с "полезным грузом" судоподъемник "возит" ещё и немалый объем воды...



Башня управления: под стать всему сооружению!



Думаю, нужно чуть-чуть пояснить, "как всё это устроено"...
Вот схематический "поперечный разрез" (взято отсюда):



Камера судоподъемника скатывается по рельсовому пути в нижний бьеф, погружается в воду и принимает судно. После этого, вместе с судном и водой, подъемник (суммарной массой более 8 тысяч тонн!) взбирается на гребень плотины, и там, в самой верхней точке он разворачивается на 140 градусов на поворотном круге, чтобы, спустившись затем к уровню верхнего бьефа, "выпустить" судно в водохраниище...

На этом снимке видна конструкция поворотного круга:



Сама судоподъемная камера сейчас "припаркована" на специальной площадке, также доступной с поворотного круга:



Циклопический агрегат!



Между тем, можно заметить, что кроме собственно судовозной камеры, существует ещё и небольшая технологическая тележка, "припаркованная" напротив:



Да, ширина рельсовой колеи Красноярского судоподъемника - 9 метров. Это самый широкий рельсовый путь в мире!

И, таким образом, существуют две единицы подвижного состава самой широкой в мире колеи! :-)



Посмотрим теперь внимательнее на путь, по которому передвигается этот исполин.

Вот - "станция "Верхний Бьеф"" %)



А вон там, за деревьями - путь к "станции "Нижний Бьеф""



На пути самой широкой в мире колеи есть и мост!



Масштабы - соответствующие...



Между прочем, судоподъемник по сути своей, можно сказать, электровоз!
Вот - опоры контактной сети... столь же впечатляющих габаритов. 8-)





Ну а ещё на самой широкой в мире железной дороге есть автомобильный переезд!

Вот так пересекает трассу подъемника одна из технологических дорог ГЭС:



Правда, это сокрее подъемный мост, чем переезд...



Поэтому - есть некоторое ограничение! ;-)



А вот и рельс, оснащенный зубчатой рейкой.
Судоподъемная камера перемещается на 78 тележках, а движут её 156 электрогидроприводов с зубчатым зацеплением. Скорость движения - около 20 метров в минуту.



Вид от "переезда" вверх, на площадку поворотного круга:



И вниз - в сторону нижнего бьефа:



Ну а в завершение - трасса подъемника и "станция "Нижний Бьеф"" :-)



Вот такой он - настоящий мегадевайс!



Для любопытных - фотографии сего агрегата в действии можно увидеть вот тут:

на сайте Енисейского Речного Пароходства.

Это нужно посмотреть для обретения окончательного впечатления и полного равновесия!




Ну и ещё немного дополнительной технической информации можно подчерпнуть в посте у riverpilgrim:

http://riverpilgrim.livejournal.com/233707.html

флот, Енисей 2009, фото, железо

Previous post Next post
Up