С художественным свистом я знаком мало, и в первый раз услышал о нём из песенки Радионяни много лет назад, когда ещё был маленьким. Точные слова я забыл, но пелось в той песенке примерно следующее: « Я и бублик, я и твист, и художественный свист, и вообще я кто угодно потому что я Артист». Я только припев помню дословно: «Кто хочет в артисты пусть помнит пароль - артист, это самая главная роль».
А теперь я позволю себе небольшое «лирическое» отступление.
В последнее время передо мной стоит довольно трудная задача. Дело в том что я не имею права выставлять на интернет, показывать по телевизору, и продавать свой последний фильм «Вернусь в Бразилию», потому как правами на песню по которой сделан мультфильм владеют Warner Brothers, или как их для краткости называют -- WB. Я имею право дарить этот фильм, чем я с удовольствием и занимаюсь. Песня эта из известного кинофильма Терри Гильома «Бразил», и называется так же как и классическая кинолента. Я выбил из WB не без помощи своего хорошего знакомого Джона Эндрюса двухгодичную лицензию на право некоммерческого показа фильма, то есть показа на кинофестивалях и маленьких скринингах. Это заняло у меня больше полугода и кучу нервов. Моя задача сейчас - перезаписать песню, сделать cover version, чтобы иметь право поставить фильм на интернет, на DVD, и вообще распоряжатся своим продуктом так как мне вздумается. Я договорился со своими друзьями из британской группы The Real Tuesday Weld, о том что они перезапишут мне всю инструментальную часть и перепоют песню. Соло на трубе запишет музыкант из Сан Франциско Ник Фэлпс, играющий на всех духовых инструментах кроме тромбона, его саксофон и трубу можно услышать на пяти альбомах Тома Уэйтса. С Ником и его женой Ненси я познакомился на международном анимационном фестивале Крок в 2003 году.
Если кто слышал оригинаьную запись песни в исполнении Джефа Молдора, тот помнит, что в начале песни основную мелодию свистят, и свистят очень хорошо. Вопрос с инструментальной частью, голосом и трубой я решил, оставалось одно - кто-ж насвистит-то мне? Помог Его Величество Случай. (На этом «лирическое» отступление заканчивается).
Когда я был на Флоридском международном кинофестивале, приз за лучший документальный фильм и приз зрительских симпатий получила замечательная работа Нью Йоркского документалиста Дэвида Хэллброннера «Pucker Up», рассказывающая о чемпионате мира по художественному свисту. Дэвид привёз с собой пять человек, в разное время бывших чемпионами мира по художественному свисту, включая и нынешнего чемпиона, свистуна из Голландии Гирта Шатро. Я имел счастье познакомится как с Дэвидом, так и с Гиртом. Вернувшись из Флориды домой, я зашёл к Дэвиду в гости, а Гирт с женой как раз у него останавливался. Дело в том что после Флориды Дэвид устраивал в манхэттенском музее телевидения и радио Нью Йоркскую премьеру «Pucker Up», на которой мне посчастливилось поприсутствовать. До сих пор не могу себе простить что не взял к Дэвиду видеокамеру. Я имел честь быть единственным зрителем потрясающего концерта. Дэвид и его жена - прекрасные гитаристы, а Гирт - бесподобный свистун. И я в течение полутора часов наслаждался импровизациями этого великолепного трио. А потом Гирт уже без гитарного аккомпонемента свистел классику. Что он вытворяет - не описать. Если закрыть глаза, кажется что играет маленькая флейта. По моему «пикколо», так она называется. Какие форшлаги, какие тремоло!
В общем, договорился я с Гиртом что он мне Бразил насвистит. А ещё я стал обладателем замечательного альбома
«Chatroubadour», записанного Гиртом с Нидерланской группой
Ocobar. В альбоме 11 песен, но три из них - безусловные хиты, которые привязываются так, что раз их послушав неделю не можешь выбить эти мелодии из головы. Ну вот вроде и всё что я хотел сегодня рассказать. Вот, разве что покажу вам Чемпиона Мира по свисту Гирта Шатро. Он на фотографии справа. А слева - экс Чемпион, известный как Whistling Tom, (свистящий Том).
Это они в фойе отеля «Orlando North» насвистывают, перед церемоней закрытия Флоридского кинофестиваля.
В настоящий момент The Real Tuesday Weld уже вовсю работают над перезаписью песни. Когда они закончат, я пошлю запись Нику в Сан Франциско, а уже оттуда - в Голландию, Гирту. Надеюсь, получится хорошо.
************************************************
Дописываю пост через четыре года. Получилось всё замечательно, при этом Гирт отличился больше всех. Когда Тьюздей Велды уже записали вокал и музыку, а Ник Фелпс прислал мне партию трубы -- очередь была только за Гиртом, который живя в небольшой голландской деревеньке не имел дома профессионального звукозаписывающего оборудования. У Стивена Коутса и Ника Фелпса звукозаписывающие студии находятся прямо дома - у одного на чердаке, а у другого в подвале. Гирт же вынужден был ждать пока приедет какой-то его приятель из Бельгии, и привезёт портативный агрегат с помощью которого нужный мне свист будет записан. Ждём неделю, две, три... Наконец этот приятель приезжает, привозит аппаратуру, но забывает крохотный проводок без которого всё это не работает. Бедный Гирт с горя пошёл в бар и напился. А потом пьяный сел дома за компьютером, и записал мне свист в микрофон для переговоров по скайпу. Причём записал три варианта - в низкой октаве, в высокой, и посерединке. Обычно запись как происходит? Человек сидит в наушниках, слушает инструментальную подкладку и поёт. Гирт держал музыку в голове и свистел в допотопный микрофон. А потом, бья челом и каясь прислал эти три варианта мне с извинениями за то что так сильно меня подвёл.
Все три варианта легли на мультфильм настолько идеально, что мне даже артикуляцию анимационного персонажа не пришлось менять. Я с трудом выбрал один вариант из трёх, так это в фильм и вошло. Результат же таков:
Click to view