Соловецкие острова - 2006.
Часть 12: "Анзерский остров". Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 3 "Кеньга"
Долго ли коротко ли, а бросил-таки наш катер "Святой Анзер" якорь у острова в честь которого был назван.
Подойти к самомоу берегу он не мог, так как там было слишком мелко:
В 2002-ом году, наше прибытие к Анзерским берегам выглядело так:
В этот раз, как и во все прошлые разы, до берега мы добрались в шлюпке, которая до этого всё время пути болталась за кормой без дела. Теперь настал черёд ей поработать.
Капитан откинул на корме специальную подножку, а Пётр Леонов всем по очереди помог забраться в лодку:
В несколько приёмов все переехали на Анзерский берег:
где возблагодарили Всевышнего за удачное пересечение
Анзерской Салмы":
Из книги "Соловецкий Монастырь":"Анзерский остров -- второй по величине в Соловецком архипелаге. Сильно вытянутый с запада на восток, он очертаниями своими напомниает фантастическое морское животное. Расположен Анзер в пяти километрах от Большого Соловецкого острова, и, чтобы попасть на него, небходимо пересечь неспокойный морской пролив --
Анзенскую Салму". На ближайших противоположных сторонах пролива издавна располагались два причала: Реболда и Кеньга. К Реболде, где ещё в XVI веке вёлся промысел морского зверя, от монастыря была проложена лесная дорога. У Кеньги стояла изба для приезжих и часовня, а от неё вела дорога вглубь острова, в расположенный в двух километрах Троицкий скит".
В Реболду за все четыре заезда на Соловки я так ни разу и не попал. Один раз попытался, но не доехал, в результате наблюдал её только из Кеньги через фотокамеру, до отказа нажав клавишу увеличения. В старину паломники отправлялись на Анзер не из Долгой Губы, как мы, а на лошадях доезжали от монастыря до Реболды, где сейчас живут заготовители водорослей, а уже оттуда на лодках переправлялись в Кеньгу. От избы в Кеньге и часовни Божей Матери, упомянутых в книге, не осталось и следа -- лишь рядом с тропинкой ведущей в глубь острова стоял неизвестно кем поставленный ещё в советские времена поклонный крест. Тут у креста, нам Пётр Леонов интересную историю "на всякий случай" рассказал, про то как Пришвин на Анзер ездил. Когда писатель добрался до этого острова, то очень стеснялся своего двойного статуса -- он не был паломником, но с другой стороны понимал что он на святом месте. И вот монахи его спрашивают, мол, ты откуда, по какой нужде приехал? Пришвин отвечает: "Я из географичесокого общества". А монахи ему: "Географического? Ну, это ты зря приехал, у нас тут географии нет". Пришвин удивился:"Как это нет? Вот Анзерский скит, там Троицкий" Монахи отвечают:"Да ты знаешь, мы же не общаемся тут между собой, мы молимся. В Троицком скиту своим укладом живут, а мы своим". Пришвин поудивлялся и говорит:
--Ну что, трапезничать пора?
--Да нет, рано ещё.
-- Как же рано, вон полночь скоро!
-- Да какая полночь? Восемь часов. Ты на свои часы не смотри -- тут время другое. У нас службы по часам идут, круглые сутки, мы по ним и живём, на те часы что тикают мы внимания не обращаем. А вот на Большом Соловецком -- там да, там на четыре часа время от нашего отличается.
Тут у Пришвина голова кругом пошла -- и географии тут нет, и времени нет. Попал, короче, русский писатель.
Рассказав эту историю "на всякий случай" Пётр Леонов предложил нам самим всё выяснить и насчёт времени и географии, после чего мы вслед за ним отправились к Троицкому скиту.