Соловецкие острова - 2006.
Часть 12: "Анзерский остров". Глава 15 "История Голгофо-Распятского скита"
К юго-востоку от скита раскинулось самое большое озеро Анзера - Голгофское:
С вершины Голгофы открывается необъятный простор морских вод,
холмы Анзера с зеленеющим лесом и многочисленные озёра.
Фото 2003:
Фото 2002:
Отсюда хорошо видны
Большой Соловецкий и
Муксалминский острова, а в хорошую погоду - остров Жижгин и Летний берег Белого моря. Муксалминский остров, фото 2006:
Большой Соловецкий остров на горизонте, фото 2002:
Известно, что на протяжении нескольких веков у подножия Голгофы селились иноки-отшельники. В начале восемнадцатого века на этом месте построил келлию постриженник Свято-Троицкого скита иеродиакон Паисий, часто удалявшийся сюда для безмолвной молитвы. Однажды, отшельника навестил преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель
Троицкого скита. Как и многие соловецкие подвижники, Иисус был человеком незаурядным. Из его жития известно, что он был иеромонахом и духовником Петра Первого при царской домовой церкви.
В 1701 году за то что он не пожелал нарушить тайну исповеди, он был осуждён и сослан сначала в Холмогоры, а потом на Соловки. Здесь удостоился он видения Пресвятой Богородицы, которая приказала подвижнику основат скит в честь Страстей Сына Её и Господа. 15 июля 1713 года владыка Холмогорский и Важский Варнава благословил схимонаха Иисуса и его учеников поселиться на горе и поставить две каменные церкви: наверху - в честь Распятия Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, внизу - в честь Успения Пресвятой Богородицы, и «зватися ради оной Распятской церкви той горе Голгофой и скитом Распятским»...
....К подвижнику начали собираться люди желавшие учиться пустынножительству. Он принимал приходящих приветливо, указывал место на горе, где можно было ставить келлии, сам, несмотря на старость, помогал в строительстве, постоянно трудился и был образцом для всех. По уставу пустыни сюда принимали всякого приходящего, независимо от того был он богат или нищ, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавший поступить в скит должен был построить келлию своими руками. Масло, молоко и рыбу иноки скита не употребляли даже в праздники. Послушание признавалось первой из всех добродетелей. Сверх соборного и келейного правила скитская братия занималась трудами телесными и непрестанной Иисусовой молитвой. При этих условиях набралось братии до 20-ти человек, не считая пустынножителей. Между тем строительство каменной церкви затягивалось - не хватало кирпича, известь приходилось доставлять из Архангельска, были и другие сложности. Видя это преподобный предложил ставить деревянную церковь вместо каменной. 15 марта 1715 года царевна Мария Алексеевна, сестра Петра Первого, обратилась к соловецкому Архимандриту Фирсу с просьбой о помощи в строительстве на Анзере храма. С помощью соловецких монахов церковь была построена за одно лето. В августе 1715 года она была уже освящена. От щедрот царской семьи в храм присылалась богатая церковная утварь. Между тем строитель Иисус не оставлял забот о сооружении каменного храма и передал в Свято-Троицкий скит 250 рублей на заготовку кирпича. Слух о богатых царских вкладах распространился по окрестностям, и на Голгофо-Распятский скит напали разбойники - братию, избив нещадно, разогнали, а имущество церковное и скитское похитили. Несмотря на эти скорбные обстоятельства блаженный старец в 1719 году передал строителю Свято-Троицкого скита Герману ещё 300 рублей на кирпич. Так и не увидев каменной церкви, старец отошёл к Господу. В июле 1723 года Голгофо-Распятский скит был приписан к к Свято-Троицкому скиту за малолюдностью, всё церковное имущество и дороге вещи были вывезены в Троицкий скит на хранение. Географ П.И. Челищев, посетивший Голгофо-Распятский скит в 1791 году не обнаружил там ни одного монаха. Службы в храме совершались крайне редко. В сентябре 1826 года соловецкий архимандрит Досифей II направил в Святейший Синод прошение о восстановлени Голгофо-Распятского скита. 24 февраля 1827 года, указом Синода за номером 1436 было дозволено строительство на Голгофе нового каменного храма и утверждён его проект. Летом этого же года был сооружён деревянный келейный корпус для братии. Старая деревянная церковь была перенесена к подножью горы. К 1828 году церковь была построена и освящена 13 сентября 1820 года. В скиту снова началась иноческая жизнь.
Устав скита составил сам архимандрит Досифей. Он напомнил братии, что при жизни преподобного Иисуса пища была самая постная, никогда не вкушали иноки рыбы и масла, но питались одним хлебом с квасом или сухарями размоченными в воде. Количестов иноков скита составляло в то время от десяти до пятнадцати человек, а к 1880 году в Голгофо-Распятском скиту насчитывалось восемнадцать человек братии: три иеромонаха, иеродиакон, монахи и послушники.
В 1923 году после закрытия Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения, а
после упразднения СЛОНа скит длительное время был заброшен, и в 1967 году перешёл в ведение Соловецкого музея-заповедника.
В 1999ом году Патриарх Алексий Второй благословил возобновление в скиту иноческого жития. Скитоначальником был назначен иеромонах Евлогий. 11 июня 2000 года были обретены мощи преподобного Иова (Иисуса) Анзерского.
В следующем посте - история скита во времена лагеря.