Начало
здесь здесь здесь и
здесь «Понимая, что каждая смерть вследствие самоубийства является многогранным событием - в ней всегда имеют место биологические, биохимические, культуральные, социологические, межличностные, интрапсихические, логические, философские, сознательные и бессознательные элементы, - я все же убежден, что при тщательном анализе этого явления главной остается его психологическая природа».
Э. Шнейдман «Душа самоубийцы»
О наиболее распространенных причинах самоубийств я писала здесь
http://budurada.livejournal.com/111183.htmlТеперь расскажу о том, какие факторы повышают риск суицида: в каком возрасте, при каком состоянии здоровья, при какой семейной и личной истории человек с большей вероятностью может совершить суицидальную попытку. Это стоит знать просто для того, чтобы быть более внимательными к окружающим нас людям.
Замечу, что «быть в группе риска» ни в коей мере не приговор и даже не диагноз: вероятность суицидального риска можно снизить, и это в значительной степени может зависеть от самого человека и от тех, кто рядом с ним.
В то же время, к сожалению, никакое непопадание в группу риска, никакое «он такой сильный (жизнелюбивый, волевой, религиозный, любящий близких, ответственный и т.д.)» не «кодирует» от попытки суицида - при определенном стечении невыносимых внешних и внутренних обстоятельств.
Итак, факторы суицидального риска:
Суицидальность
Вероятность самоубийства для любого человека тем выше, чем выше его суицидальность. Суицидальность складывается из ранимости и степени депривации (состояния, когда человек не может удовлетворить важные потребности организма или личности). Хуже всего, когда очень ранимый человек попадает в объективно тяжелые условия - в качестве примера можно вспомнить Марину Цветаеву.
Возраст
Пик суицидальной активности в жизни людей во всем мире приходится на пожилой (особенно после 75 лет) и подростковый возраст.
Пожалуйста, обратите внимание: я не буду говорить в этом тексте о психически больных подростках или подростках-наркоманах.
Нормальные подростки наделены суицидоопасными свойствами личности.
Во-первых, это люди с незрелой психикой, поэтому у них агрессия направленная наружу, на другого человека без труда перерастает в аутоагрессию (агрессию, направленную на самого себя). К тому же подростки хуже, чем взрослые умеют справляться со своим гневом, правильно его направлять, адекватно переживать и выражать.
Во-вторых, из-за гормональных бурь подростки психически и психологически не стабильны. Совершенно нормальный человек в подростковом возрасте порой переживает состояния, похожие на подлинные неврозы или психозы. При такой лабильности психики совершить импульсивный суицид очень легко.
В-третьих, нередко подросток еще не умеет ценить жизнь - свою или чужую. Именно поэтому психологический профиль подростков-убийц и подростков-самоубийц совпадает. Жизнь ощущается как невысокая цена за то, чтобы доказать свою правоту, наказать обидчиков или заставить прекратить какие-то действия в свой адрес. В последнем случае речь может идти как о реальном насилии или травматичных обстоятельствах, из которых хочется выбраться любой ценой, так и о вполне житейских ситуациях.
В-четвертых, подросток ещё меньше, чем взрослый в контакте со своей смертностью, поэтому страх смерти у него может быть просто не сформирован.
Подростки многое пробуют впервые (как в области самореализации, так и в области коммуникации, межличностных отношений) - поэтому, разумеется, совершают ошибки или, по крайней мере, не слишком преуспевают. Далеко не всегда первая песня, первый опыт организации вечеринки или первое свидание бывают удачными. Скорее, наоборот: у множества людей первые опыты в любом деле оставляют желать лучшего: как писала о новичках Джулия Кэмерон «чтобы разбудить в себе художника, мы сначала должны приготовиться к роли плохого художника». Правда, это не каждому взрослому-то очевидно, не говоря уже о подростке. А ведь далеко не всегда рядом с подростком есть кто-то, кто сможет необидно, поддерживающе и убедительно объяснить, почему в этот раз не получилось и обсудить, что нужно для того, чтобы получилось в следующий раз (так, чтобы стало ясно, что ошибка - не полное поражение, а пресловутый следующий раз обязательно будет). К сожалению, в ряде случаев взрослые не только не помогают подростку пережить неудачу, но и «из лучших побуждений» (за которыми обычно обнаруживаются собственные психологические проблемы, проекции и скрытая агрессия на своего ребенка) усиливают его стресс ядовитой критикой, руганью и обличениями.
Если весь опыт человека ограничен первой неудачной попыткой (или парой первых неудачных попыток), то это зачастую заставляет его думать «я - ни на что не гожусь, у меня сразу не получилось и дальше ничего не получится, будет только хуже». Умножив эту мысль на пресловутый юношеский максимализм, мы получим высокую вероятность попытки суицида.
Еще один важный момент: главная ценность большинства (не говорю, разумеется, обо всех) подростков - групповой конформизм. Не быть отвергнутым сверстниками, быть популярным, принятым (всеми или конкретными людьми) для подростка ценнее, чем жизнь. Отвержение или непопулярность воспринимаются как страшная трагедия.
По этой же причине (из желания быть как все или со всеми) подростки часто совершают групповые (расширенные) суициды - «все побежали, и я побежал».
Но дело не только в особой уязвимости подростков: из внешних обстоятельств подростков часто подталкивают к суициду невыносимые условия в семье или в окружении (школе или колледже) или завышенные семейные ожидания (даже если ему, казалось бы, полностью удается им соответствовать), хотя бывают, разумеется, и другие причины.
К сожалению, нельзя дать совет «как гарантированно уберечь ребенка от суицида». Но вот что снижает вероятность суицида у подростка:
- хорошие отношения в семье - чем лучше они изначально, тем легче переживается подростковый возраст. Не надо путать хорошие отношения внутри семьи с благополучным семейным фасадом, направленным наружу. Кажущееся благополучие как раз осложняет ситуацию, потому что труднее заметить, что в семье есть проблемы и труднее обратиться за помощью в их решении;
- когда ребенка любят и говорят ему об этом. У подростков очень часто бывает ощущение, что его не любят (в ряде случаев тщательно поддержанное молчанием и суровостью взрослых), представления о том он не оправдал, возложенных на него надежд и ожиданий (чаще всего транслируемое взрослыми) и даже совершенно нелепые фантазии отчужденности («я не родной в семье», «наверное, меня усыновили»). Поэтому «мы его любим, но не говорим об этом, ведь это и так понятно» или «конечно, я его не хвалю, ведь он зазнается и избалуется, а постоянно ругаю для его же пользы, для стимула», не лучшая среда для душевной безопасности подростка. Слова любви и принятия снижают риск суицида. Сложность в том, что это работает только тогда, когда слова соответствуют действительности. Просто говорить - мало, надо чувствовать;
- внимательное отношение к тому, что говорит ребенок. Это и возможность заметить предвестники суицида, о которых я уже писала, и возможность обратить внимание на то, что подросток подает сигналы об опасности еще до того, как дело стало настолько плохо, что близок суицид;
- умение доверять чувствам ребенка и научить его доверять самому себе. Одна из достаточно распространенных схем подросткового суицида такая: старательный и хорошо успевающий подросток или юноша жалуется на то, что ему тяжело учиться и робко заговаривает о перерыве в учебе. Родители недоумевают и даже спрашивают о причинах, но подросток не отвечает ничего вразумительного («что-то мычал», «ничего толком не объяснил»). Тогда ему строго, но по-доброму говорят, что так нельзя и доучиться всё-таки стоит для его же пользы, зачем терять год и т.д. Через короткий промежуток времени после робкой попытки бегства из ситуации, подросток совершает суицид (убегает из ситуации гораздо более решительно). Дело обычно оказывается либо в том, что подросток не может справиться с ожиданиями взрослых (а если и справляется, то слишком дорогой для себя ценой), либо в невыносимой обстановке в учебном заведении. Или в том и в другом одновременно. Родительское «Но мы же его спрашивали!» - совершенно справедливое замечание. Однако для того, чтобы суметь ответить на вопрос о своей мотивации, например: «почему мне сейчас необходимо прервать учебу?», нужно уметь доверять своим чувствам и не бояться о них рассказывать. Последнее возможно, если подросток действительно верит в то, что он для своей семьи ценнее, чем его достижения. Если родственники гораздо чаще интересуются его успехами, оценками, делами, планами на будущую работу, мнением учителей, чем его настроением, целями, переживаниями, желаниями, увлечениями и т.п., то поверить, что он ценнее учебы, ему будет трудно;
- Если чувствуете, что не справляетесь, то обратитесь к семейному психологу.
К сожалению, даже всё выше перечисленное не гарантирует, что подросток никогда не попытается покончить с собой. Кроме внутрисемейных обстоятельств есть еще много других. Например, девушка, пережившая изнасилование, может совершить суицидальную попытку, даже если она окружена любящими родственниками, от которых получила всемерную поддержку. Не всё на свете зависит от родителей.
Пожалуй, главной причиной суицидов у пожилых людей становится потеря смысла жизни, бессмысленность: «а чего теперь ждать?», «у меня всё позади», «что хорошего может произойти со стариком?».
Пожилые люди (даже те, у кого есть дети и внуки) часто испытывают одиночество, оторванность от своего поколения («те, кого знал(а) всю жизнь, умерли»; «иногда очень хочется обсудить что-то с людьми своего возраста, только им будут понятны какие-то вещи, а вокруг никого из ровесников не осталось»). А так же ощущение ненужности (в наибольшей степени это относится к тем, кто вышел на пенсию, особенно недавно) и неумение приспособиться к новым реалиям («мир слишком изменился», «теперь другие ценности», «люди живут слишком быстро», «теперь приняты другие отношения»). Ощущение оторванности от мира усиливают изменения «антуража» окружающей жизни: другие машины, одежда, вывески, музыка и т.д. На этом фоне может возникать даже ощущение отчужденности от всего живого.
Одиночество может быть не только «поколенческим», но и совершенно явным: супруги умерли, друзья тоже, или друзья живы, но к ним стало трудно добираться, детям не до общения или общение самое поверхностное, сводящееся к обсуждению бытовых вопросов. Одиночество и ощущение ненужности очень часто приводят к депрессии, а депрессия может быть одной из причин суицида.
Могут влиять так же (если они есть) ухудшения физического здоровья, старческая немощь и связанная с ними безнадежность («дальше будет только хуже», «если это - возрастное, то чего ждать от будущего?»). Если со здоровьем всё хорошо, то всё равно порой приходится пересмотреть свои физические возможности: начиная от спортивных нагрузок и сексуальной жизни, заканчивая питанием. Бывают и такие случаи, когда и изменений значительных нет, но есть сильный страх, что они появятся, слово «возраст» ощущается как приговор, появляются навязчивые мысли о том, что «стану инвалидом, буду всем в тягость». Особенно боятся старости и тяжело переживают ее люди, у которых в опыте есть плохие модели старения - кто-то из пожилых знакомых или родственников был беспомощным, потерял рассудок или оказался никому не нужным, одиноким, несчастным. Всё это, конечно, не добавляет оптимизма, а напротив может вызывать нежелание жить.
Депрессия, неуверенность в завтрашнем дне, тревоги и печальные переживания нередко приводят к бессоннице, которая дополнительно ослабляет пожилого человека: кроме ухудшения физического здоровья бессонница дает много времени для мрачных мыслей.
Когда человек выходит на пенсию, то нарушается привычный ритм жизни, рушатся ежедневные привычки, из которых обычно состоит наш повседневный уклад. Жизнь меняется, а перемены (даже перемены к лучшему) требуют адаптации, которая у пожилых людей проходит обычно хуже, чем в молодом и зрелом возрасте. В нашей стране с выходом на пенсию очень часто, к сожалению, ухудшается материальное положение (или, по крайней мере, появляются страхи, связанные с такой возможностью и переживания «теперь я буду сидеть на шее у детей»).
Если работа была основным занятием и местом общения, то обычно появляется чувство пустоты («некуда себя девать», «день огромный, тянется бесконечно»). Особенно плохо, когда это накладывается на общее ощущение бессмысленности жизни, как бы подтверждая его.
Лучше всего, если пожилому человеку удастся найти новые смыслы жизни. Поскольку смысл жизни у каждого из нас свой и каждый из нас идет к нему своим путем, то здесь трудно посоветовать что-то, подходящее "для всех". Разве что то, что искать и найти смысл жизни можно в любом возрасте.
Риск суицида для пожилых людей заметно снижается если:
- у пожилого человека есть занятие по душе - интересная подработка, забота о любимых внуках, «клуб» по интересам. Да, конечно, они не появляются на пустом месте, их нужно искать;
- пожилой человек не одинок - например, есть любящие и внимательные родственники. Любовь и внимание в данном случае не только (и даже не столько) физическая помощь, но и общение, так как многие пожилые люди страдают не от явного, а от скрытого одиночества - иначе говоря, от не понимания и отчуждения. Когда вымотанное за день молодое поколение на вопрос «Как прошел твой день?» или «Что было на работе?» рявкает в ответ «Там тебе не цирк» или устало говорит «Ничего, обычная рутина», это трудно назвать беседой. Для психологического комфорта пожилого родственника нужно находить темы для общих с ним разговоров. Хорошо, когда у пожилого человека сохранилась способность заводить новых друзей, контактировать с теми, кто моложе по возрасту. В любом случае, человек должен общаться с теми, кто ему интересен по крайней мере раз в неделю, а лучше, конечно, чаще. Сейчас некоторым пожилым людям стало легче, потому что появились скайп и Интернет - этим стоит активно пользоваться;
- есть способ сохранить нужность: например, занимаясь благотворительностью или привлекая прежние навыки. Так, одна моя знакомая пожилая женщина, выйдя на пенсию, раз в неделю ездит в одну из центральных московских библиотек, где она проработала всю жизнь, и делает то, до чего никогда не доходят руки у ее работающих коллег - каталогизирует книги. Коллеги от нее просто в восторге, не могут нахвалиться и постоянно дают ей обратную связь о ее нужности (работа, действительно, совершенно необходимая). Кроме того, это позволяет пожилой женщине сохранить круг общения: женщины пьют вместе чай и беседуют.Еще в одной знакомой мне семье было принято всё время загружать уже очень немощную, плохо ходящую (но к счастью хорошо видящую) бабушку ручной работой: вышить, заштопать, разложить счета по папкам, вырезать нужные статьи из журнала и собрать в файлики. Каждый день для нее обязательно набирали существенную порцию дел. Бабушкин труд постоянно подчеркивался, отмечался, ее хвалили, ее работу считали ценной и говорили ей об этом;
- сохранилась способность обучаться новому. Например, я знаю мужчину, которому было шестьдесят пять лет, когда он поступил на факультет журналистики. А еще одна моя пожилая знакомая, предвидя выход на пенсию, начала изучать пользование компьютером. В общем случае лучше настоять на том, чтобы пожилой человек выучился новому, даже преодолевая его страхи перед «непонятным» и «ненужным» и вызванное ими (а так же ригидностью психики) сопротивление. Есть множество примеров того, как старики, освоив такие новшества как аудиокниги (большая отдушина для тех, кто ослеп или плохо видит), компьютер или скайп (когда есть друзья, живущие в другом городе или в другой стране), существенно улучшали качество жизни, хотя до этого бешено сопротивлялись знакомству с «этими финтифлюшками». Новые навыки - не только способ занять бабушку или дедушку: с их приобретением окружающий мир становится гораздо менее враждебным и более понятным, вызывает у пожилого человека ощущение, что он здесь свой, ему есть место среди всего этого «новомодного и современного». Всё это, в свою очередь, уменьшает тревожность. Да и само постижение нового вызывает гордость, ощущение потентности («смог это, смогу и многое другое», «я еще ничего, гожусь на что-то!») и становится одной из тем для разговоров. Последнее особенно важно для тех пожилых людей, в мире которых очень мало событий (например, если человек не может выходить из дома);
- человек занимается спортом. Не обязательно тяжелым и профессионально. Это могут быть простейшие тренажеры: к счастью, многие фитнес-центры и качалки предлагают пенсионерам бесплатные посещения. Например, тренажерный зал, в который я ходила пару лет назад, посещала стайка пенсионеров. Один из них - совсем немощный старичок, от тренажера до тренажера ходивший с палочкой, говорил мне, что только спорт его и «держит», помогает не слечь окончательно. Есть так же йога для пожилых, дыхательная гимнастика и другие щадящие программы;
- настрой на то, чтобы быть здоровым. Если в семье нет других тем для разговора с пожилыми родственниками, кроме как о болячках, а внимание уделяется только тогда, когда надо сводить своих стариков к доктору, дать таблетку или не пропустить укол, то мотивация быть больным очень повышается.
И еще одно: не стоит пренебрегать медицинской помощью!
Знамо дело, в нашей стране лечиться не принято. Даже когда речь идет о физических болезнях, подавляющее большинство либо надеется на то, что «само пройдет», либо самозабвенно придается самолечению. Что уж говорить о депрессии! Потом, правда, почему-то, удивляются: «что же это в России такая высокая смертность от сердечно-сосудистых патологий?» (депрессия, между прочим, «садится» на сердце), «почему столько алкоголизма?» (кроме многого прочего, еще и потому, что «заливают» плохое настроение).
А уж когда речь идет о пожилых людях, то депрессии и бессонницы воспринимаются чуть ли ни как должное - «что поделаешь, возраст!».
В нашей стране, к сожалению, пожилые люди вообще очень настроены на ненужное мученичество и патологический героизм, а их детям порой просто не приходит в голову противостоять этой вредной привычке, сокращающей жизнь старых людей и ухудшающей ее качество.
Между тем, и депрессия, и расстройства сна корректируется лекарствами (причем не только снотворными!) в любом возрасте. Только не стоит забывать, что эти лекарства всегда должен выписать врач (а не посоветовать подруга или симпатичный фармацевт в аптеке), потому что и снотворные, и тем более антидепрессанты всегда нужно подбирать, а их курс необходимо корректировать - это особенно важно, когда речь идет о пожилых людях.
Еще один момент: расстройства сна и настроения у пожилых людей могут быть вызваны проблемами с сердечно-сосудистой или эндокринной системой - их тоже нужно проверить.
(Продолжение следует: Факторы и группы суицидального риска-2)