Это текст о культурном контексте, который в значительной степени определяет отношение к платным услугам в нашей стране. О том, как в норме должен составляться устный контракт на оплату психотерапии, и о том, какие ошибки может сделать психолог в этот момент и почему. О том, почему за психотерапию порой так не хочется платить. О том, за что, собственно, платит клиент и получает деньги психолог. О том, почему психотерапия платный процесс и кому нужно, чтобы она таковым была. О том, какие возможности есть у людей с небольшим доходом, когда они нуждаются в качественной и безопасной психотерапии. О тех непростых ситуациях, когда за психотерапию платит один человек, а клиентом является другой. И о некоторых других вещах.
Я НЕ ЗАТРАГИВАЮ юридические аспекты оплаты психотерапии: например, возможность внести эти суммы в налоговую декларацию, чтобы уменьшить налоговые отчисления и т.п.
Во-первых, есть люди, которые разбираются в этом лучшем, чем я, и могут дать гораздо более качественную консультацию по этому вопросу. Во-вторых, им, в отличие от меня, возможно, интересно это сделать.
Не пытаясь объять необъятное, я буду говорить только о работе психолога-консультанта и психотерапевта, не касаясь других областей психологии (тренингов, коучинга и т.д.).
Я совершенно точно НЕ ПИШУ здесь о психоаналитиках: у них свои правила.
Этот текст заведомо ничего не даст людям, у которых есть сформированные убеждения (а не страхи, вопросы, обычное любопытство, желание понять и т.д.).
Например, убеждение, что психотерапия - это в принципе не работа, а выслушивание или «просто разговор». Или людям, которые «точно знают», сколько психолог или психотерапевт должен брать за свои услуги. Или адептам бесплатной психотерапии.
Я никого не стремлюсь переубедить: не стоит воспринимать информацию как призыв.
Огромное спасибо Елене Лопухиной за помощь в работе над этим текстом.
Психотерапия - это с одной стороны, достаточно глубокие человеческие отношения, с другой, сфера деятельности, услуг. Это работа, за которую платят деньги, причем деньги включены в процесс помощи клиенту и играют роль психотерапевтического фактора: даже для малообеспеченного человека важно вносить посильную сумму ради своих изменений.
Для эффективных психотерапевтических отношений вопрос денег - как и другие вопросы психотерапевтического контракта - должен быть четко обсужден с самого начала: это ставит границы (а для того, чтобы психотерапия была успешной необходима оптимальная дистанция между клиентом и психологом, которую как раз и создает тот факт, что клиент платит за психотерапию); это настраивает на работу (именно на работу, а не на чудо, «усыновление» или «что-то, что со мной будут делать») и приносит немало другой пользы клиенту, о которой я расскажу ниже.
К сожалению, немало психологов (особенно начинающих или не прошедших подготовку в тех вузах, где готовят именно специалистов-практиков - а разница в подготовке практиков и теоретиков в этой профессии обычно очень велика) не рискует обсуждать с клиентами вопросы оплаты. Иногда, опасаясь, что клиент почувствует себя уязвленным («человек принес мне свои чувства, а я ему «наша работа будет стоить столько-то рублей в час») или подумает, что неинтересен психологу ни в каком качестве, кроме способа получения прибыли. Иногда из страха плохо выглядеть в глазах клиента: в глубине души он верит в установку «помогать людям за деньги - это безнравственно!».
Чаще всего такое происходит, если сам психолог не понимает, или не до конца понимает, зачем и для чего нужна оплата в психотерапии; не понимает, за что ему платят. [Повторюсь, для того чтобы этого не происходило, в вузах, где готовят практических психологов, обычно учат обсуждать психотерапевтический контракт, в который входит, в том числе, и оплата].
Ответ на вопрос «за что психолог берет деньги?» прост: за свою профессиональную работу.
Психолог это не тот, кто «любит людей за деньги»; он получает оплату не за «помощь» или «сострадание» (это могут дать друзья или близкие), а за свою профессиональную работу, в которой он применяет навыки, техники, умения; за то, что он знает, что надо делать и умеет это делать. О том, почему это именно работа, причем довольно трудная, и в чем она заключается, я частично (не претендуя, разумеется, на полное раскрытие темы) расскажу ниже.
Если психолог сам не обладает четким пониманием вопроса, то он не даст клиенту исчерпывающей информации и не сможет помочь клиенту в обсуждении этой важной темы.
Такая непроясненность (как и почти всякая непроясненность в отношениях) вредит процессу психотерапии.
Помимо прочего, психотерапевтическое пространство - это место, где можно обсуждать любые темы, тревожащие клиента. А поскольку тема денег (какой бы низменной или, напротив, сверхважной она не ощущалась) играет немалую роль в нашей жизни (причем, независимо от того, зациклиены мы на деньгах или выбрали путь абсолютного нестяжательства), то о ней в рамках психотерапии не только можно, но и нужно говорить.
Причем, важнее всего обсуждать денежную тему в рамках психотерапии тем людям, для которых деньги это по той или иной причине «больное место». Например, человек вообще скуповат. Или - напротив - он, хорошо зарабатывая, компульсивно растрачивает деньги и потому живет гораздо хуже, чем мог бы. Или клиент постоянно боится быть обманутым; а может быть, его, действительно, регулярно обманывают. Или его любимый сценарий - это попытки «купить отношения». Или человек с высокой квалификацией и большим опытом работы постоянно зарабатывает меньше, чем стоит на самом деле, а то и работает за минимальные суммы или и вовсе бесплатно. Или клиент считает, что не может тратить деньги на себя. Или тратить на себя он может, но исключительно на «необходимое» (например, здоровье или образование, но не на отдых, или улучшение качества жизни, или психотерапию).
Всё это (и многое другое) - «денежные темы».
И при обсуждении с клиентом оплаты психотерапии они обычно всплывают, хороший терапевт их вытаскивает. Так что первый разговор об оплате - это уже та ниточка, за которую можно разматывать клубок внутренних проблем клиента, это уже шаг к его - клиента - пользе.
А вот если тема денег не понята самим психологом, то клиент не только не получает пользы, но и чувствует себя дискомфортно: он боится «показаться жадным» или «бедным», «произвести плохое впечатление», «обидеть психолога». И, не зная, как корректно задать вопросы, касающиеся оплаты (да и можно ли, уместно ли их вообще задавать!), не решается обсуждать тему денег со специалистом, с которым работает. И это очень печально.
Не смотря на то, что инициатива клиента в психотерапии очень важна, это как раз тот случай, когда психолог должен с самого начала предельно ясно рассказать о своем профессиональном предложении и убедиться, что клиенту всё понятно.
Ответственность клиента заключается в том, что он должен решить: подходят ему эти денежные условия или нет.
Разумеется, клиент может рассказывать о своем виденье ситуации, уточнять и спрашивать. Так же он может и должен сообщать об изменении в материальном положении; он имеет право просить о скидках или о том, чтобы ему порекомендовали другого специалиста, услуги которого стоят меньше. О таких возможностях я тоже скажу ниже.
Если случилось так, что в силу определенных обстоятельств (например, клиент в глубоком горе на первой встрече и т.д.) начинающий психолог не смог обсудить с клиентом вопросы оплаты на первой сессии, тогда ему обязательно следует вернуться к этой теме в следующий раз. Причем с полным пониманием ответственности за свою профессиональную ошибку и желанием её исправить.
Продолжение здесь:
budurada.livejournal.com/90923.html