О книгах

Jul 28, 2015 02:07

"Гарри Поттер и методы рационального мышления". Элиезер Юдковский (Less Wrong)

Это не бумажная книга, и я сильно сомневаюсь, что она когда-либо выйдет в бумаге. Это, будете смеяться, фанфик по Гарри Поттеру. Автор его пишет на английском, а группа почитателей, тут у нас, переводит его на русский и выкладывает на отдельном сайте.
Это огромный текст, который ещё продолжает дописываться. Люди, естественно, делятся на тех, кто его терпеть не может (отплёвываясь, бросают на 3-4 главе) и на тех, кто, слегка фигея, вцепляются в него до упора. Я из вторых.
Это совершенно другой Гарри Поттер, альтернативный. И история, в общем, совершенно другая, хотя основное противостояние сохранено. Персонажи все те же (почти), но движут ими совершенно другие мотивы - так, что они вообще местами неузнаваемы.
Фишка идеи, что Гарри Поттер - сцуко, логический гений. Научник до мозга костей, эйнштейн в кубе. Ничему не верит и всё проверяет экспериментально. Магия же в системе Роулинг - трансцедентна, измерениям не поддаётся и, скорее, вопрос веры. Автор схлёстывает логическое мышление и дремучие чудеса - и происходит роскошный цирк на льду под куполом: как можно логически объяснить принципиально необъяснимое, если оно тобой же самим неотменимо.
В обычной жизни так рождается наука. Семена фактов прорастают стеблями теорий, листьями предположений - и если всё складывается хорошо (что редко бывает) - в итоге распускается дивный цветок удачного эксперимента. А там и новые семена из него можно собрать.
Гарри Поттеру так и приходится делать на протяжении всей книги, хотя бы просто, чтобы не сойти с ума. И это получается у него (у автора, точнее) блестяще и остроумно. Но это только перый смысловой слой текста. Назовём его антуражный.
Второй слой - сюжетный. Из милого жизнеописания школьного быта прорастает жёсткий сильно закрученный логический детектив. Местами туманный. И совершенно не детский. Любимые герои изначальной сказки там погибают по-настоящему, да и вообще, всё на несколько порядков серьёзнее.
Третий слой, который туда заделан, я могу только почувствовать. В нём автор с кем-то полемизирует и хохмит - но с кем и о чём, мне неведомо.
Что совершенно точно известно про эту книгу - то, что после её прочтения вернуться обратно, в исходный уютный мирок Роулинг категорически невозможно. Слишком много там детской "счастливой дури", а ты уже знаешь, как было "на самом деле". Но и читать этот фанфик с нуля, вообще без ознакомления с исходником - тоже неумно, жалко пропускать блестящую пародийную составляющую.
В общем, людям с первой и второй логикой - честно рекомендую.
http://hpmor.ru/



Да, но что это такое - "первая" и "вторая" логика?
А вот в следующей книге это и объясняется.


"Синтаксис любви". Александр Афанасьев

Это не совсем книга. Это теория.
Называется она психософия и тема её - психологическая совместимость людей. Разработана она с нуля, но материала в ней достаточно на километры дополнительных исследований.
Она внешне похожа на соционику (тоже определяет людей по психотипам), но вот, например, сколько я ни копался в соционике - она как-то остаётся абстрактной игрой для разума, не более. А тут немного другое.
Если кратко: характер людей складывается из 4 частей. Логика, Воля, Эмоция, Физика. От того, как тасуются эти части в человеке (место имеет значение), и зависят его базовые психологические свойства. Некоторые сочетания совмещаются друг с другом, некоторые - так себе, а бывают и полностью несовместимые люди. И чётко объясняется, почему.
Мои взаимоотношения с этой теорией прошли все классические этапы:
1. Боже, какая ересь!
2. Блин! Оно работает!
3. Больше экспериментов!
4. Пассатижи.
Метафора последнего этапа означает, что я этой теорией благополучно переболел. Ну да, работает. А в некоторых случаях - нет. Но больше, всё-таки, работает. Пригодится. Как складные пассатижи с набором инструментов, которые я вечно ношу в кармане рюкзака. Достаю редко, но иногда без них никак не обойдёшься. Впрочем, эту метафору сам же автор и описал в тексте, прекрасно понимая инструментальный в целом смысл своей книги.
После изучения её, кстати, я с лёгкостью развеял в пыль несколько своих застарелых комплексов, которые мне давно досаждали. А заодно и навсегда перестал париться из-за того, что кому-то не нравятся вещи, которые приводят меня в восторг. Все люди разные, и я примерно представляю, почему.

Изучать можно тут:
http://www.aleafan.org/books/sintaksislubvi/sintaksislubvi1.html
Или тут, где попроще и короче: http://www.psychotype.info/



"Малая Глуша" Мария Галина

Городское фэнтези-хоррор с хорошим языком. Но очень неравномерная по динамике. Книга состоит из двух частей, которые связаны между собой крохотным сюжетным крючочком. Первая часть - очень медленная и тягучая. Можно сказать, атмосферная. В этом плане она чем-то напоминает Владимира Орлова, с его любимым приёмом мимосказанностей. Когда герои - в целях нагнетания - пытаются что-то объяснять про главный ужас, но делают это крайне нелепо, невпопад и мимо. Довольно своеобразные ощущения от этого.
Антураж - безымянный портовый городок, брежневский застой. Таможня, санитарный контроль, карантин. Скука, пыль и чайки. И отдельная скрытая служба, следящая, чтобы какой-нибудь сухогруз не привёз неучтённую нерусскую нечисть. Такой как бы дозор. Только дозор очень бедный, полуофициальный и почти задавленный советской бытовухой.
Зато вторая часть книги - мощна и метафорична. Время и место - почти то же, только вместо моря лес. А по сюжету это путешествие в страну мёртвых, орфей идёт за своей эвридикой, чтобы вернуть её обратно. Вот тут с хоррором и фантазией всё на высоте, не оторваться. Даже псоглавцы есть, только совсем не такие, как у А.Иванова в одноимённой повести, вообще не сравнимо.
Закон, разумеется, нарушить нельзя. Мёртвые нужны мёртвым, живые - живым. Весь вопрос только в пути понимания этого факта.



И в этом плане интересна следующая книга. Книга-идея.

"Единственные". Далия Трускиновская

Главная мысль её в том, что пока ты жив - и любовь твоя должна быть жива. Неважно, к кому. А как только любовь умирает, а ты решаешь сидеть над её трупом и горевать до самой смерти - всё, ты одной ногой уже в стране мёртвых. Не жилец.
И называтеся этот грех (как вид самоубийства) - однолюбие. Довольно необычная идея на первый взгляд. В нашей культуре как-то принято поощрять супружескую верность до гроба и вслед за ним, а тут автор почти прямым текстом объясняет, что это страшная глупость. И вполне убедительно.
По жанру это семейная сага, очень уютно (как и любой текст Трускиновской) изложенная. Есть и немножно мистики, но в гомеопатических дозах - некие межкомнатные демоны, алчущие отобрать любовь у человека, предварительно засушив её до гербарного состояния.



К теме возвращения человека из мёртвых обращается и следующая книга из недавно прочитанных. Правда, там это отдельный боковой эпизод.

"Джонатан Стрендж и мистер Норрелл". Сюзанна Кларк

Очень своеобразная книга современной английской писательницы. Хорошая стилизация (или, может быть, пародия) жанра английской классической литературы XVIII-XIX вв. То есть Чарльз Диккенс, Тобиас Смоллетт и иже с ними. Джентльмены, дамы и слуги. Мало действия, много описания. Фишка в том, что это тоже фэнтези, иногда сползающая в лавкрафтовскую готику.
Место действия - альтернативная Англия XIX века. Волшебство существует, но в полном загоне, потому что забыто и непрестижно. Общество английских волшебников - более всего беспокоится, чтобы выглядеть солидно, то есть только изучать теорию и никаких практических действий. На этом фоне появляются два волшебника: один - жадина и себялюбец, другой - альтруист, они-то и начинают возрождать это искусство. Правда, магия, описанная в этой книге, довольно своеобразна - это мрачное и опасное занятие. И сама история, надо заметить, тоже не блещет жизнерадостностью. Впрочем, она интересна другими свойствами, например, классическим английским юмором, только чёрным.
Книга эта писалась лет 10 (первая книга автора), и как только она появилась, её тут же бросились раскручивать все подряд. Нил Гейман, например, осыпал её похвалами и комплиментами, а ВВС уже сняли по ней сериал, говорят, неплохой.
Update: сериал офигенный! Редкий случай, когда экранизация явно лучше книги.



"Облачный полк". Эдуард Веркин

Хорошая книга о Великой Отечественной, недавно получила первый приз детских книг "Книгуру". Главный её герой - один известный пионер, но это понимаешь лишь после прочтения, потому что в самом тексте никаких прямых указаний на это нет. Естественно, ничего общего с советскими описаниями иконописного персонажа. Хороший психологический портрет реального человека, Саныча.
Все события, описанные в книге - номер партизанского отряда, журналист-фотокор, фашистский генерал с минами и прочее - абсолютно реальные, как бы это ни маскировалось залихватским враньём главного героя. Вплоть до послевоенной фотографии сестры Саныча.
Название книги - как бы перевод-калька с английского "Heavenly Host", а если правильно переводить - "Небесное воинство". Художник Ефим Чистяков, описанный в этой книге, действительно существовал, только фамилия у него чуть-чуть другая. Он действительно мог встретиться с героями книги, но такой картины - с небесным воинством - у него нет. Хотя известно, что после его смерти почти всё его наследие было растащено соседями на растопку.



В паре с этой книгой особенно хорошо пойдёт

"Книжный вор". Маркус Зусак

Это взгляд по ту сторону войны. Что там происходило в то же самое время. Понятно, что ничего хорошего, но всё же оторваться невозможно. История девочки, попавшей незадолго до начала войны в приёмную семью. Общество на глазах разлагается нацизмом, уже сжигают книги, преследуют и казнят евреев, без "зигхайля" портрету бесноватого нельзя ступить и шагу. Но вместе с этим - есть и нормальные люди, за которых цепляешься, чтобы не сойти с ума. Есть верный друг, есть человек, заменивший отца, есть и прекрасный принц - беглый еврей, которого они с риском для жизни прячут в подвале. И самое главное - есть книги. В общем-то, главная героиня их не совсем крадёт. Одну она подобрала на кладбище, вторую - выхватила из огня ритуального костра, третью ей предложила жена бургомистра и так далее. А самая главная книга - та, что написал ей в подарок прекрасный принц.
Особую силу тексту придаёт рассказчик - история ведётся от лица ангела Смерти. И определение это - "воровка" - тоже даёт героине именно этот ангел, словно она этими книгами крадёт у него что-то жизненное.
Кстати, в предыдущей книге - похожая, но обратная ситуация: рассказчик, младший друг Саныча, после того, как чудом выжил в военной мясорубке, похоже, умирать не собирается. Он будто перенял себе часть некоей мистической силы своего товарища, живёт по сей день и тусуется с правнуком на равных.
Но вернёмся к "Книжному вору". По его мотивам снят фильм, который смотреть нельзя. После книги, я имею в виду. Так-то, с нуля, наверное, можно, но мне этого уже не узнать. А от фильма меня стошнило на первых десяти минутах, я его выключил и снова пошёл читать книгу, уже по диагонали.



А что хорошего у вас из недавно читанных?

книги

Previous post Next post
Up