Remote Moscow

Sep 08, 2016 02:09

В какую удивительную штуку я сегодня попал!
У нас за стенкой в Гиперионе - офис Фёдора Елютина, театрального продюсера. Мы иногда обмениваемся всякими творческими идеями. И Фёдор мне давно рассказывал про свой новый проект, который он привёз из Европы и локализовал в Москве. Что-то, по его рассказам, крайне необычное, чего у нас никогда не бывало. А я ему давно обещал сходить на это посмотреть.
Ну что я могу сказать. Что ж я раньше-то на это не сходил! )

Всё так. Это действительно крайне необычное дело. Я такого никогда не встречал. Это одновременно и театр, и путешествие, и флешмоб, и игра, и даже некоторая философия.
Называется - Remote Moscow. И жанр у этого проекта - променад-спектакль.



© Фото: http://prorealgames.ru/game/view/482

Начинается он на Миусском кладбище, прямо у ворот. Пятьдесят человек по очереди подходят к столику, заполняют анкеты, получают наушники и карточку на метро. Наушники включены в некую странную коробочку, на которой можно крутить только ручку громкости. В наушниках уже что-то играет и диктор по кругу зачитывает несложные правила игры: мол, ждите начала, следуйте за голосом, ведите себя на кладбище сообразно и т.д.

Как будто бы эка невидаль - аудиогид. Сколько таких по музеям работает, да и на экскурсиях такое выдают для самостоятельного хождения. Однако ни фига это не аудиогид, очень скоро понимаешь. Эта штука работает по другому принципу. Как - секрет, фирменное ноу-хау, закрытая информация (Фёдор этой разработкой очень гордится). Я себе всю голову сломал, пытаясь понять, каким образом идёт такая невероятная синхронизация окружающей реальности и записи в наушниках.

А в наушниках - запись, это однозначно. Более того, голос там - синтезированный, женский (сначала). В какой-то момент обладательница этого голоса так сама и признаётся: "У меня нет губ. У меня нет тела. Я не человек. Извините..."
Нечеловек по имени Милена ведёт нас по кладбищу, короткими рублеными фразами рассказывая о быстротечности жизни, настраивая на плавное погружение в игру-квест. Тут надо решиться на принятие правил этой игры, хоть это и выглядит странно: подчиняться голосу, слушать и реагировать. Ничего предосудительного, впрочем, там делать не предлагается.

Отдельно надо сказать про сами наушники. Они непростые. У них какая-то максимальная шумоизоляция - в них даже не поговоришь с соседом. Не слышно ничего. Но вся звуковая картина подаётся параллельно, в зависимости от локации. На кладбище - щебет птиц, шум веток, далёкий похоронный оркестр. Приближаемся к церкви - нарастает звон колоколов. Выходим на улицу - шум машин, гомон толпы. Параллельная звуковая реальность сделана совершенно фантастически: она вдруг неуловимо меняется - и тут же меняется весь мир вокруг. Например, какое-то время всё совпадает с тем, что ты видишь, а потом вдруг бац! - и вместо эскалатора метро неожиданно появляется балетный станок.

Голос ведёт и ведёт дальше, указывает, где надо свернуть, как лучше пройти по двору, где правильнее пересечь улицу. Предлагает рассмотреть разные занятные штуки по пути - граффити, зеркало на стене. Рассуждает о сути вещей и об отличиях человека от робота. В какой-то момент зрители разделяются на несколько групп - сюжет расслаивается, и в наушниках, оказывается, звучит разный текст.
Большинство приёмов ведения зрителей по улицам и дворам - если их разобрать на составляющие части - вполне понятные и простые. Для опытных экскурсоводов, наверное, это давно известная азбука. Но вот, как они все сложены вместе в единое целое - это искусство. А самое главное - это нечеловеческая синхронизация. Откуда эта запись, блин, знает, что я отстал от основной группы? Каким образом тяжёлые деревянные монастырские двери действительно скрипят в тот же самый момент, когда их открывают? Или звук подъёма шлагбаума? Как, чорт возьми, эта Милена умудряется коммуницировать с голосом, объявляющим остановки в метро? И я уже не говорю о том, что происходит, когда мы стоим перед светофором, чтобы перейти улицу. Совокупное количество вот этих вот отточенных мелочей и составляет, как мне кажется, главный поразительный эффект этого променад-спектакля.

Есть там особенно хорошие моменты. Можно посмотреть в глаза соседнему зрителю, поулыбаться ему без напряга, ощутить себя некой общностью. Есть откровенная ржака - то, что происходит перед зданием прокуратуры. Есть красивые метафоры, отыгрывающие нечеловечность голосов-персонажей.
Но есть вещи, с которыми я принципиально несогласен. Например, как иногда противопоставляются разные группы зрителей. Или слишком топорное приплетение религии. Есть про что поругаться и поспорить.

В начале пути, на кладбище, Милена предлагает посмотреть на небо, на облака (а там действительно облака) - и обещает, что в финале мы тоже окажемся высоко и прямо в облаке. Не врёт.

ЗЫ. А вот эту фотографию полагается сделать в середине сюжета:


культурный ах

Previous post Next post
Up