Еще два старых фильма

Nov 20, 2020 21:26

        Death Takes a Holiday, Mitchell Leisen, 1934. Этот фильм я собиралась посмотреть страшно вспомнить, сколько лет. Может и дальше бы собиралась, но в начале осени я читала биографию Ширли Джексон, и там кроме прочего упоминалось, как молодая Ширли ходила на него в кино и под каким впечатлением осталась. Если это не знак, то что тогда :) История правда весьма в духе Джексон, не удивительно, что ей понравилось.
        На выходные в загородное поместье съезжается семейство герцога и несколько друзей, включая невесту его сына. Из приглашенных задерживается только иностранный принц, с которым никто, кроме герцога, не знаком. Будь поместье английским, дело с большой вероятностью кончилось бы убийством :-) но вместо трупа в поместье появляется Смерть. Смерть давно не может понять, почему внушает всем такой ужас, поэтому решает провести выходные среди смертных в обличии того самого принца и наконец во всем разобраться. Об истинной сущности гостя знает только герцог, и ему никому нельзя об этом рассказывать.
        В конце 90-х сняли римейк этого фильма с Энтони Хопкинсом и Брэдом Питтом, который, наверное, сейчас гораздо известнее - "Знакомьтесь, Джо Блэк". Мне оригинал, как и в случае со "Сладким ноябрем", понравился больше. Да, это старый фильм со всеми вытекающими, но он очень приятный в своей простоте, местами весьма забавный и при этом лишен ненужной сентиментальности, а давность лет придает особое очарование :) И да, это как раз тот случай, когда на экране еще очень много от театра, и в жестах, и в позах, и в эмоциях, во всем. Но сама история изначально была итальянской пьесой, которую сперва поставили на Бродвее, а потом уже экранизировали, так что это вполне понятно. Сюжетно это тоже заметно. Дело не только происходит в течение пары дней практически в одном месте, но и нет никаких отвлечений от основного сюжета. Смерть на каникулах - значит, по всему миру все перестают умирать, и из этого можно было бы развернуть вполне самостоятельную линию, но дело обходится всего лишь парой газетных заголовков. Мне очень интересно, смотрел ли этот фильм сэр Терри Пратчетт, потому что его Смерть, проявляющую приличный интерес к миру смертных, я вспоминала не раз.

Джим Швантэ/Соль Сванетии, Михаил Калатозов, 1929. Этот фильм был в онлайн-программе Фильммузеума, так что в какой-то мере можно считать его частью дней немого кино, пусть и на месяц позже. У Калатозова я никогда ничего не смотрела, даже «Летят журавли», и знакомство получилось немного странным.
        Это документальный фильм про деревню сванов, которая из-за своего расположения в горах практически отрезана от остального мира. Сначала больше похоже на хронику. Остатки старых укреплений, с помощью которых оборонялись от врагов и налогов, пустынно-горные пейзажи, повседневная жизнь со всеми вытекающими. Жизнь там бедная, урожай полностью зависит от причуд погоды, которая и посреди лета может все засыпать снегом, но больше всего жители и даже животные страдают от нехватки соли. Соль там на весь золота, достать ее негде, только принести из других населенных пунктов, до которых непросто добраться. Потом в эту нарезку бытовых кадров вторгается какой-то сюжет. С одной стороны - похороны богача. С другой - женщина, которой не посчастливилось рожать в тот же день, что согласно обычаям жуткий моветон, так что ее просто выгнали из дома разбираться самой в поле. И тут вся эта вроде бы документальность начинает резко съезжать на рельсы пропаганды, к тому же еще и алчные священники подтянулись. А в конце, кто бы мог подумать, беднякам все это надоест, и бравые советские люди проложат в отсталую деревню дорогу.
        Интерес мой падал по мере просмотра. Повседневные сцены - настоящее окно в другой мир, вполне себе машина времени. Вот стригут шерсть, вот прядут нить, вот ткут полотно или валяют шапку. Вот один парень стрижет другого, на сегодняшний глаз странно, по тогдашним местным понятиям - модно :) Вот за отсутствием молотилки мальчик водит по кругу корову, которая тащит за собой «плот», на котором сидит женщина рядом с колыбелькой и что-то вяжет. Ну и просто реальные люди из другого времени и места, это всегда любопытно. Но чем сюжетнее, тем сильнее ощущение постановочности. Я потом почитала, оно у меня не зря возникло: Калатозов смонтировал «Соль» из двух разных лент, одна из которых была как раз художественной пропагандой. Не знаю, можно ли было тогда обойтись без вот этого дополнения, наверное, нет, и это очень жаль. А вот монтаж там интересный даже на мой ненасмотренный и плохо в этом разбирающийся взгляд.

синемания

Previous post Next post
Up