Форбеле.

May 13, 2011 10:39




(Полноправным соавтором поста следует считать Федю Крюгера, постоянно порывавшегося пройтись по клавиатуре)

Километрах в шести-семи к западу от госпитальерского Бельвуара, в центре арабской деревни Тайбе, спрятался ещё один замок крестоносцев - Форбеле (Forbelet), он же Афрабала (или Афарбала, попадаются обе транскрипции) из арабоязычных источников. Предположительно этот объект тоже принадлежал госпитальерам.

В 1182 Саладин вторгся в Иерусалимское Королевство с востока. Часть мусульманской армии, под началом его племянника Фарук Шаха, направилась в Бетсан, разорила город и короткое время осаждала цитадель. Франки поспешили на выручку, и 15 июля противники встретились где-то на плато между Бельвуаром и Форбеле. Вильгельм Тирский пишет, что франкская армия насчитывала 700 всадников, к которым прилагалось неуказанное количество пехоты; силы Саладина он оценивает в 20000 бойцов (что, возможно, следует понимать просто как "много"). Опять же если верить Вильгельму, мусульмане пытались наступать, но были отбиты; по хроникам с другой стороны выходит, что сначала мусульмане отбили атаку рыцарской конницы, и только потом двинулись вперёд. Так или иначе, похоже, ни одной из сторон не удалось одержать решительную победу. В итоге франки отступили к Форбеле; Саладин переночевал неподалёку и отправился домой. Год спустя, в ходе очередного столкновения замок был повреждён, но вероятно впоследствии восстановлен.

В январе 1188 осаждавшая Бельвуар мусульманская армия во главе с Сайф ад-Дином Махмудом воспользовалась Форбеле в качестве базы. Но госпитальеры и не думали ограничиваться пассивной обороной:

Наблюдение за крепостью {Бельвуар} велось давно, и предосторожности принимались так долго, что Махмуд чувствовал, будто осаждённые слабеют и он в безопасности. Он верил, что они в отчаянии, он был убаюкан их пассивностью; он относился к ним пренебрежительно, считал что их глаза утратили блеск; он предоставил событиям идти своим чередом, он с беззаботностью занимался сложными задачами, утратил твёрдость и решительность, принимал их пассивность за слабость. Он расположился в замке Афрабала, недалеко от Каукаба {опять же Бельвуара}, с беспечностью, одновременно горькой и сладкой. Его вера была сильна: он бодрствовал и молился большую часть ночи; он сделал своё жилище мечетью и соратники окружали и охраняли её силой Аллаха. В последнюю ночь месяца шаввал, ночь полную страхов, тёмную, чёрную, глубокою, холодную, заставляющую дрожать, лишённую света, когда дожди лились потоками - непроницаемые чёрные облака, ледяной ветер - невозможно было понять, где земля, а где небо; тени сливались воедино. На заре защитники Каукаба устроили вылазку и двинулись на Махмуда. Последний отдыхал после бессонной ночи; его люди спали, его часовые дремали, его солдаты были вялы, желания успокоены, страсти отдыхали; несуществование и существование стали близки. Благородный Махмуд и его сонные соратники пришли в себя только когда франки вошли и поставли им колени на грудь. Они не могли защитить себя, не могли сопротивляться; благословение свыше сошло на них, и мученичество пришло к ним внезапно. Эмир защищался, пока не погиб, окружённый врагами; приговор Аллаха был вынесен заранее. Франки унесли с собой в крепость всё оружие, снаряжение и лошадей, что смогли найти.
(Имад ад-Дин аль Исфахани, via Николсон)

Бельвуар продержался ещё год, а потомки получили урок - передозировка опиума для народа, равно как и передозировка опиума обычного, чревата летальным исходом.

Прингл и Боаз описывают замок как большую квадратную башню со стороной 26.3 м, со стенами толщиной более 4 метров. Внутри - помещение с крестовыми сводами, опирающимися на 2.1-метровой ширины квадратную центральную колонну. Прингл разведывал объект, но настоящие раскопки никогда не проводились. В 2001 Карен Ковелло-Паран нашла в северо-восточной части деревни франкскую маслодавильню, а также остатки строений римского, византийского и мамлюкского периодов. Ещё одни раскопки, в 50 метрах к востоку от замка в 2007, выявили там франкские, мамлюкские и османские постройки.

Видимо, в какой-то момент название Афрабала стало казаться арабоязычным местным жителям неблагозвучным, наводящим на мысль не то о пыли, не то даже о демонах-ифритах; и в какой-то момент они решили произвести новое название от семитского корня, означающий нечто хорошее. Таким же образом, как принято считать, библейская Офра колена Биньямина стала деревней Тайбе в Иудее. Но в ТАНАХе есть и другая Офра, колена Менаше, родной город судьи Гидеона:

И пришел ангел Г-сподень, и сел под теребинтом, который в Офре, что у Йоаша Авиэзэрянина; а сын его, Гидон, молотит пшеницу в точиле, чтобы скрыть ее от Мидйанитян... И обратился к нему Г-сподь, и сказал: иди с этою силою твоею и спаси Исраэйль от руки Мидйанитян. Ведь Я посылаю тебя. Но он сказал Ему: о, Владыко, чем мне спасти Исраэйль? Ведь семейство мое беднейшее в (колене) Менашше, а я младший в доме отца моего. И сказал ему Г-сподь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мидйанитян, как одного человека... И вот, в ту ночь сказал ему Г-сподь: возьми быка, который у отца твоего, и другого быка, семилетнего, и разрушь жертвенник Баала, который у отца твоего, и кумирное дерево, которое при нем, сруби. И устрой жертвенник Г-споду, Б-гу твоему, на вершине этой скалы, на подготовленном месте, и возьми второго быка, и вознеси во всесожжение на поленьях кумирного дерева, которое срубишь.
(Шофтим 6)

Сотню лет назад Феликс-Мари Абель предположил, что Афрабала - это искаженая "Офра Баала", и что именно здесь Гидеон молотил пшеницу. Есть, впрочем, немало альтернативных идей касательно идентификации Офры Гидеона (так, Олбрайт предложил Тайбе в Шароне, Цви Галь - Тайбе в северной Самарии, Ханан Эшель - Хурват Офер в Самарии, Захария Калаи - Афулу) и до определённости в данном вопросе пока далеко. Ну и последнее - жители деревни относятся к клану Зуаби и таким образом приходятся дальними родственниками депутату Кнессета (2009-19) от партии Балад Ханин Зуаби. Когда я писал этот пост, имя последней было весьма на слуху...







Крепость:







Слева видны остатки арки:




Камень "с рамкой":




Интерьер. После крестоносцев крепость использовали как жильё местные феллахи, внутренние перегородки - их рук дело.
















Бонус: объект в 1950-е:



(Israelhayom)

Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Archaeology of the military orders By Adrian J. Boas
Saladin: The Politics of the Holy War By Malcolm Cameron Lyons, David Edward Pritchett Jackson
The Battles of Armageddon: Megiddo and the Jezreel Valley from the Bronze By Eric H. Cline
The chronicle of Ibn al-Athı̄r Volume 2 By Donald Sidney Richards
The Knights Hospitaller By Helen J. Nicholson
חנן אשל - לזיהויה של עפרה - עיר גדעון
צבי גל - לזיהוי מקומה של עפרה אבי-העזרי
BibleWalks
Отчёт ЖЖ-юзера ramires10

Crossposted to zamki-mira.

крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up