Тверия.

Jun 25, 2011 21:25




(Если ЖЖ не обманывает, это 100-й постинг с тэгом "фотоотчёт". Даже прикинуть боюсь, сколько времени съело за последние четыре с небольшим года праздношатание с фотоаппаратом, гугление и выкладывание результатов в ЖЖ... с другой стороны, ни на что лучшее я бы освободившееся время всё равно не потратил...)

Как мы помним, в начале своего правления Антипа отстроил заново столицу Галилеи Ципори. Но по той или иной причине в Ципори тетрарху не понравилось. Примерно в 18-м году нашей эры он построил себе новый стольный град на западном берегу Кинерета, и назвал - вот сюрприз - в честь своего сюзерена, римского императора Тиберия. О некоторых обстоятельствах, связанных с основанием и заселением Тверии, рассказывает Флавий:

Тетрарх Ирод, находившийся в очень дружественных отношениях с Тиберием, основал в честь последнего в самой плодородной местности Галилеи, у Генисаретского озера, город Тивериаду. Невдалеке отсюда, в деревушке Аммаус, находятся горячие ключи. Здесь были поселены всевозможные пришельцы отовсюду, в числе которых было немало галилеян, множество насильно удаленных и отправленных в ссылку людей, а также несколько высокопоставленных лиц. Сюда же были привлечены для поселения всевозможные набранные отовсюду бедняки, равно как целый ряд лиц, свободное происхождение которых не было даже установлено. Всем им тетрарх предоставил права свободнорожденных граждан и дал им различные преимущества; а для того чтобы привязать их к городу, он настроил жилища и дал им земельные участки. Он отлично понимал, что поселение здесь людей было, собственно, противно иудейским законам, вследствие того, что Тивериада была основана на месте множества находившихся здесь и разрытых с этою целью могил. (Иудейские древности, 18)

Тверия пользовалась определённой автономией, вела собственный календарь (отсчитывавший время с момента основания города) и чеканила собственную монету (правда, всего лишь медную). Управлял городом выборный градоначальник-архон с десятью советниками, плюс городской совет. Более-менее точных оценок территории и населения Тверии первого века нет; город, видимо, занимал от 30 до 60 га, на которых проживало от 4.5 до 15 тысяч человек. В византийский период город дорос приблизительно до 80 га.

Между 44-м и 61-м город по прежнему был административным центром Галилеи, но теперь под управлением римского прокуратора Палестины. Затем Тверия с частью Галилеи была передана Агриппе II. Во время "иудейской войны" 66-го года, город стал ареной борьбы между Флавием и Иоанном из Гисхалы, "пронырливейшим и коварнейшим из влиятельных лю­дей, который в гнусности не имел себе подобного" (C) Иосиф; за отсутствием мемуаров Иоанна мы не можем сказать, был ли он об Иосифе более высокого мнения. Однажды Флавию пришлось спасаться из Тверии бегством:

Когда же Иосиф собрал тивериад­цев в ипподром ... Иоанн тайно послал вооруженных людей с поручением убить его. Когда собрание увидело этих людей, обнажавших свои мечи еще на некотором отдалении, оно громко вскричало; Иосиф обернулся на этот шум и, увидев сверкающие уже над его головой мечи, побежал вниз к берегу ... вскочил в тут же стоявшее судно и с двумя телохранителями поплыл в открытое озеро. (Иудейская война, 2)

И хотя в дальнейшем "страх пред Иосифом удерживал Иоанна внутри стен Гисхалы", Тверия то "отпадала" от Флавия, то - после принятия мер - припадала обратно. После пленения Иосифа в Тверии ещё оставалась "антиримская партия" во главе с неким Иошуа, сыном Сапата, но Агриппа и влиятельные горожане уговорили Веспасиана не разносить всё вдребезги и пополам:

Но старейшие и знатнейшие граждане ... бежали в римский лагерь и, привлекши раньше на свою сторону царя, припали к Веспасиану с мольбой... Иошуа и его приверженцы, узнав о милости, обещанной Веспа­сианом населению, почувствовали себя не безопасными в Тивериаде и бе­жали в Тарихею. ... Жители отворили ему {Веспасиану} ворота и, выйдя навстречу, приветствовали его, как спасителя и благодетеля. Но так как узкий проход в воротах сильно стеснял войско, Веспасиан велел сломать часть южной стены и таким образом расширил ему вход. В угоду царю он воспретил при этом солдатам грабить и совершать насилия против жителей; благодаря ему же, он пощадил также стены, так как царь ручался за верность города в будущем. (Иудейская война, 3)

Вопреки чёрным по белому написанному Флавием, Негев с Гибсоном уверяют, что Тверия вовсе не имела городских стен до правления Септимия Севера (вторая половина второго века).

После смерти Агриллы II (прим. 100) город включили в провинцию Сирия. Согласно традиции, в середине второго века Шимон бар Йохай решил как-то вышеупомянутую проблему с кладбищами и проистекающей от них нечистотой. По этой ли или по другой причине, постепенно в Тверию потянулись еврейские мудрецы, да и евреи попроще тоже. Примерно в 220 Йоханан бар Нафха основал бейт мидраш. Синедрион заседал в Тверии примерно с 235-го и пока Феодосий не объявил его вне закона. В 429-м следующий Феодосий запретил также и должность патриарха (наси).

Когда в 635-м к Тверии подошла мусульманская армия во главе с Шурахбилом ибн Хасана, горожане предпочли сдаться. Если верить Баладури, спустя какое-то время мусульманам пришлось подчинять город ещё раз, на тех же условиях. Условия предусматривали передачу половины домов мусульманам, плюс налог; завоеватели сразу же выделили место для мечети. При новой власти Тверия (Табария) стала столицей провинции Иордан (Джунд Урдун). Соседство со столицей халифата (Дамаск) и с торговым путём виа Марис способствовали процветанию города. аль-Мукаддаси (985), однако, жалуется на климат:

Он расположен между горами и озером, тесен, с удушающей жарой летом, нездоров. Его длина примерно фарсах, но почти нет ширины. Его рынок тянется от одних ворот до других. Его кладбище на холме. Есть восемь горячих бань, не нуждающихся в топливе, и бассейны с горячей водой. Мечеть большая и красивая, стоит на рынке; её пол выложен гравием, и здание опирается на колонны... За южным концом озера есть большой мост, по которому проходит дорога из Дамаска. Люди пьют воду из озера. Вокруг озера деревни и пальмовые деревья, и по поверхности плавают лодки. Вода из бань и горячих источников льётся в озеро, и приезжим не нравится вкус воды. Озеро, однако, полно рыбы, и вода хороша для пищеварения. (via Le Strange)

В отличие от предыдущего автора, Насир Хосров (около 1075-го) отмечает приятный вкус местной воды. Также пишет, что Тверия была окружена стеной, кроме стороны примыкающей к озеру; что кроме центральной мечети есть ещё "жасминная" в западной части города; что в городе есть могила Иегошуа бин Нуна, а за стенами, к югу - могила Абу Хурайры. Хосров жалуется, что не мог посетить последнюю, поскольку "люди, которые здесь живут - из шиитской секты, и если кто-то пытается посетить {могилу}, дети кричат и бросают камни". Многие века спустя Шумахер нашёл во дворе городского главы ("реис эль-беледие") мраморную табличку с текстом: "Bismallah... Say He is one God, God everlasting. He begetteth not, and he is not begotten, and there is no like unto him. This is the tomb of Abu Hurayra, the companion of the Apostle of Allah upon whom be the peace of Allah and his blessing".

В городе сохранилось значительное христианское и еврейское присутствие. В 723/4 епископ Виллибальд обнаружил в городе "большое количество церквей и синагог". Михаил Сириец пишет о тридцати (!) синагогах, разрушенных землетрясением в 748-м (впрочем, через сколько рук прошла эта информация, пока не попала к хронисту 12 века ?). Примерно в 810-м наличествует епископ, монастырь и пять церквей. Возвращаясь к местным евреям и караимам, им-то мы и обязаны системой записи гласных звуков в иврите, ака "тивериадская вокализация".

Похоже (пишет Прингл), что во второй половине одиннадцатого века южная часть Тверии была по какой-то причине оставлена жителями. Оставшаяся часть оказалась приблизительно в сентябре 1099-го добычей крестоносцев; была отдана Танкреду и в 1100-м стала, как в былые времена, административным центром Галилеи - на сей раз Галилейского княжества, одной из важнейших сеньорий Иерусалимского королевства. Однако в комплекте с вроде бы завидной сеньорией местные лорды получили большую головную боль в лице атабека Дамаска Тогтекина. Последний пленил и казнил двух князей - Гуго де Сен-Омера в 1106 и Жервеза де Базоша в 1108; в 1113 Тогтекин и атабек Мосула Мавдуд атаковали Тверию, а затем разбили крестоносцев при Синнабре, в нескольких километрах к югу, но не смогли развить успех.

Следующий раз Тверия попала в переплёт в первых числах июля 1187-го. Армия Саладина пересекла Иордан к югу от Кинерета и быстро взяла город. Тверия к тому моменту принадлежала Эскиве де Бюр и, соответственно, её второму мужу Раймонду, графу Триполи. Раймонд находился в Ципори, с королевской армией. Эскива удерживала ещё несколько дней цитадель, но 5 июля, после поражения крестоносцев при Гаттине, сдала её; Саладин позволил Эскиве уехать в Триполи. Раймонд тоже избежал гибели или плена и благополучно добрался до Триполи, но через несколько месяцев умер от воспаления лёгких. В 1217-м немецкий пилигрим Тьетмар застал в Тверии только разрушенные укрепления и горстку жителей, мусульман и христиан. В 1240-м франки дипломатическим путём вернули Тверию и прочие земли, входившие в Галилейское княжество; титулярные правители последнего - Эскива де Сен-Омер и её муж Одо де Монбельяр - вступили во владение. Но через семь лет (17 июня 1247) египтяне передумали и захватили город обратно. Описание последнего события оставил нам Саад ад-Дин Хидр ибн Хамавия аль-Джувайни (см. пост Михаила Чернина):

В том же году (1247) эмир Фахр ад-Дин пришел к Табарии и установил против нее камнеметы. В одну из ночей (франки) предприняли вылазку и убили эмира Сабик ад-Дина аль-Джазари и еще семь человек. Мы поплыли на кораблях по озеру, дабы отрезать Табарию от подвоза продовольствия. Их корабли вышли против нас и сражались с нами целый час. После этого мы бросились на крепость со всех сторон, и многие (из наших) были ранены. (После того) как обвалился подкоп который мы прокопали под внешнюю стену-башуру (Табарии), все мы бросились на приступ. Мусульмане начали прорываться через пролом, но все франки бросились им на встречу, и начали закидывать (нас) камнями и убили многих (из наших). Однако мусульмане крепко держались, и если кто-то из наших уставал, то он отходил в сторону и другие заменяли его. Это продолжалось пока франки не обессилили и не запросили пощады. Эмир даровал им пощаду в обмен на их сдачу в плен. Они сдались при этих условиях. Пленников набралось всего 260 человек. А еще эмиры захватили 50 человек прятавшихся (в городе). Войско полностью разграбило Табарию. В крепости мы нашли многих из них убитыми и раненными. Это было жаркое дело! После этого крепость была разрушена, будучи поделена (для этой цели) между войсками.

Возвращаясь к нашим еврейским делам, посетивший город примерно в 1170-м Вениамин Тудельский упоминает 50 еврейских семей. Город уже тогда славился могилами праведников. Яаков бен Натанэль пишет про следующий случай. Одна еврейская могила, мол, почиталась местными христианами как способствующая исцелению. Однажды явился некий рыцарь из Прованса, толкнул неполиткорректную речь и швырнул в могилу камень; но едва протянул руку за следующим, как упал с коня (то есть он не слезая с коня камни подбирал ?) и умер. Подошедшие священники, мол, постановили - рыцарь пострадал за то, что оскорбил учителя Иисуса.

К 16-му веку бывшая столица всея Галилеи снизошла до роли центра нахии в цфатском санджаке. При этом, если верить еврейскому путешественнику, в 1523-м в Табарии было всего 12 домов; если это центр, что же представляла собой остальная нахия ? В начале 1560-х за возрождение Тверии взялись Донна Грация и Иосиф Наси - бывшие португальские марраны, а на тот момент - не последние люди в Османской империи, как по состоянию, так и по влиянию при дворе. Построили новую городскую стену, насадили шелковиц... Однако превратить Тверию в центр производства шёлка не удалось, не говоря уже о гипотетических далеко идущих планах вроде создания "колонии" для еврейских беженцев из Европы. Турецкий документ от 1596-го по прежнему числит Табарию деревней с 54 домами, производящей "банальную" сельхозпродукцию: пшеницу, ячмень и фрукты, плюс рыбу из озера. Про еврейскую общину документ умалчивает, но некоторые источники уверяют нас, что таковая существовала до 1660-го, когда город разрушили друзы.

В очередной раз Тверия была окружена крепостной стеной при Захире аль-Омаре. Захир принадлежал к местному бедуинскому клану Зайдани. Около 1730-го он в союзе с племенем Сакр "прихватизировал" Табарию, а затем убедил турецкого губернатора Дамаска назначить его местным мултазимом (откупщиком). Т.е. Захир платил султану определённую денежку, а за это получал право собирать налоги с местного населения, и прибыль класть себе в карман. Можно сказать, что Захир продолжил семейную традицию - мултазимами были ранее его отец и дед. Но в отличие от предков, на этом наш герой не ограничился малым и быстро прибрал к рукам восточную Галилею.

Амбиции Захира привели к конфликту с губернатором Дамаска Сулейманом аль-Азмом. Последний пытался захватить Табарию в 1738-м, в 1742-м (осада, пишет Филипп, была прервана, поскольку пришло время паломничества в Мекку, которое Сулейман должен был возглавить), и снова выступил в поход в 1743-м, но вскоре умер. У следующего губернатора, очевидно, нашлись более срочные дела. Избавленный от угрозы с востока, Захир подчинил теперь западную часть Галилеи, включая Акко, но и этим тоже не ограничился. В 1774-м его владения простирались от Газы до Бейрута. Но к тому времени турки взялись за чрезмерно усилившегося "сборщика податей" всерьёз; на следующий год османские войска взяли Акко; пытавшийся бежать Захир погиб.

При Захире в Тверии снова поселились евреи, во главе с Хаимом Абулафией. В дальнейшем, несмотря на землетрясения (1759, 1837, 1927, 1943), наводнения (1934) и народные волнения (1834, 1938) город продолжал расти, и вместе с ним росла и община. К середине 1940-х в Тверии было более десяти тысяч жителей, из которых чуть больше половины составляли евреи. Нижняя, прилегающая к Кинерету часть города была преимущественно арабской; еврейские районы располагались дальше на запад и соответственно выше по склону.

Первые несколько месяцев после решения ООН о разделе в Тверии было тихо; тем не менее, еврейские жители старого города на всякий случай начали перебираться наверх, а арабы - в обратном направлении. В середине марта, вопреки желанию местных руководителей, как еврейских, так и арабских (последние были представлены кланом Табари), всё же начались перестрелки в городе и атаки на еврейский транспорт в окрестностях; Таль связывает это с появлением на сцене пришлых арабских добровольцев. Очередной раунд боевых действий начался 8-го апреля; 12-го рота из 12-го батальона бригады Голани заняла деревню Насир ад-Дин вблизи Тверии; а 17-го подразделения из состава Голани и 3-го батальона Пальмаха атаковали арабскую часть города. Началось - или скорее ускорилось - бегство жителей. На последовавшую просьбу о помощи британцы ответили, что сами на днях уходят и не смогут далее поддерживать порядок. Неясно, от кого исходила инициатива, но во всяком случае 18 апреля англичане объявили комендантский час и эвакуировали остававшихся в Тверии арабов.

Корнелис де Брюйн, конец 17-го века:




Emile Rouargue, 1837:



(wiki)

Дэвида Робертс, 1842:



(wiki)

Ну очень старое фото - Фрэнсис Фрит, 1857:




1890-1900 (Библиотека Конгресса):







Набережная, 1919 и 1920 (коллекция Вильнаи, архив ККЛ):



(wiki)




Цитадель Захира аль-Омара на картинке из Picturesque Palestine:




1893, eretzyisroel.org:




1941:




Цитадель построил в 1745-м управлявший городом сын аль-Омара Чулейби. В конце 19 века в цитадели располагался турецкий гарнизон, а при мандате здание поделили муниципалитет и полиция. Теперь там, кажется, картинная галерея.
















Городские стены, тоже работа Захира:




























От укреплений крестоносцев мало что осталось. Долгое время их искали за пределами городских стен османской Тверии. В 1970 историк Цви Рази предположил, что франкская цитадель находилась в районе еврейского квартала старого города. В ходе раскопок, проведённых в 1976-77, к западу от "морской мечети" нашли возможные элементы южной части цитадели. Наконец, в 2003 буквально в паре метров от синагоги "Эц хаим" наткнулись на участок северной стены с воротами. В результате, археологи представляют себе археологи франкскую цитадель Тверии так (чёрным, видимо, обозначены уцелевшие/раскопанные участки):




Ворота:













Галерея к западу от "морской мечети":










О франскской городской стене удалось разузнать и того меньше - мол, её вероятные остатки нашли в 2007 около улицы а-Галиль.

Продолжение следует...

Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev
Archaeology and the Galilean Jesus: a re-examination of the evidence By Jonathan L. Reed
New Excavations in Roman, Byzantine and Early Islamic Tiberias By Yizhar Hirschfeld and Katharina Galor (from Religion, ethnicity and identity in ancient Galilee: a region in transition)
Tiberias in the Early Islamic Period - A Multi-Cultural Society By Katia Cytryn-Silverman
The Origins of the Islamic State (Kitab Futuh Al-Buldan) By Abu Al-Abbas Ahmad Bin Jab Al-Baladhuri, Philip Khuri Hitti
Post-Roman Tiberias: Between East and West By Yizhar Hirschfeld (from Post-Roman towns, trade and settlement in Europe and Byzantium)
A history of Palestine, 634-1099 By Moshe Gil
The Umayyad Mosque of Tiberias By Katia Cytryn-Silverman (from Muqarnas, Volume 26)
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The crusades: a history By Jonathan Riley-Smith
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (1) By Andrew Petersen
The Jews of Arab lands: a history and source book By Norman A. Stillman
Acre: the rise and fall of a Palestinian city, 1730-1831 By Thomas Philipp
Palestine: a personal history By Karl Sabbagh
Travels through Syria and Egypt (2) By Constantin-François Volney
A general collection of the best and most interesting voyages and travels in all parts of the world (Volume 10) By John Pinkerton
War in Palestine, 1948: strategy and diplomacy By David Tal
The birth of the Palestinian refugee problem revisited By Benny Morris
Tiberias : Jews Lived in the City during most of its Existance By Rivka Shapk Lissak
Descriptive Geography and Brief Historical Sketch of Palestine (1850) By Rabbi Joseph Schwarz
Palestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le Strange
Research in the plain north of Caesarea By Gottlieb Schumacher (PEF Quarterly Statement 1887)

крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up