Жил да был Явин, царь Хацора. Не тот, что в
истории про полководца Сисру и гору Тавор, а его предшественник; но отношения с евреями не сложились и у него:
И было, как услышал (это)
Явин, царь Хацора, послал он к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа, И к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Кинерота (Киннэрэта), и на низменных местах, и в Нафот-Дорес запада; К кенаанеям, что на востоке и западе, и к эморийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и йевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Мицпа. И выступили они и все ополчение их с ними, народ многочисленный, как песок на берегу моря по множеству; и коней и колесниц весьма много.
Результат у обеих Явинов вышел примерно одинаковый:
И предал их Г-сподь в руки исраэйльтян, и они поразили их, и преследовали их до Цидон Рабба, и до Мисрефот-Маима, и до долины Мицпэ к востоку, и перебили их до того, что не осталось у них никого уцелевшего... И вот цари земли, которых поразил Йеошуа и сыны Исраэйля по эту сторону Ярдэйна... Царь Дора при Нафат-Доре - один. (
Иегошуа 11-12)
В данном случае нас интересует только город Дор, при последовавшем разделе Эрец Исраэль доставшийся колену Менаше, впрочем с оговоркой:
И был (надел) Менашше до Иссахара и Ашейра: Бэйт-Шеан с окрестными городами его, Ивлеам с окрестными городами его, и жители Дора и окрестных городов его, и жители Эйн-Дора и окрестных городов его, и жители Танаха и окрестных городов его, и жители Мегиддо и окрестных городов его - три эти области. Но не могли сыны Менашше выгнать жителей городов этих, и захотели кенаанеи остаться в земле этой. Когда же сыны Исраэйля вошли в силу, сделали они кенаанеев данниками, но изгнать не изгнали их. (Иегошуа 17)
Другую историю про Дор расказывает нам
египетский папирус. Жрец Уну-Амон был послан в Библос за древесиной. Когда главный герой был проездом в Доре, принадлежавшем одному из "морских народов" (
с названием варьирующимся от "тевкр" до "сикил"), один из членов экипажа дал дёру с казёнными средствами. Герой отправился к правителю Дора Бедеру, но последний наотрез отказался компенсировать потерю, ссылаясь на то, что вор не был его подданным.
В дальнейшем Дор принадлежал захватившим его в -732 году ассирийцам, был колонией Сидона и греческой крепостью, усилиями Александра Яная пребывал несколько десятков лет в руках Хасмонеев, и усилиями Помпея (-63) получил автономию, которую сохранял до второго века н.э.. Флавий приводит следующий случай, имевший место в середине первого века:
Спустя некоторое время несколько юношей из города Дора, решившихся поглумиться над священными вещами и по природе своей отличавшихся необычайной смелостью, задумали поставить в одной из синагог статую императора. Это привело Агриппу в страшную ярость, потому что тем могло быть положено начало попирания исконных иудейских законов. Поэтому он немедленно отправился к сирийскому наместнику Публию Петронию и выступил перед ним с жалобой на доритян. Петроний не менее самого Агриппы рассердился на этот поступок последних (дело в том, что он сам считал нарушение законов верхом безбожия)... (
Иудейские древности, 19)
К тому времени Дору уже был нанесён серьёзный удар. Как мы
узнаём от Флавия, гавань Дора была не слишком хороша по своей доступности ветрам, которые здесь наносят песок морской на берег и затрудняют причал, так что в большинстве случаев купцам приходится становиться на якорь в открытом море. В конце же первого века до н.э. Ирод соорудил в 15 километрах к югу, в
Стратоновой Башне / Кейсарии, большую искусственную гавань. Похоже, что это было начало конца. В дальнейшем многие источники характеризуют Дор как "одну только память" (Плиний) или руины (Иероним). В первом-третьем веках город всё ещё чеканил собственную монету, а в пятом мог похвастаться собственным епископом, но постепенно захирел и в арабский период в источниках уже не упоминается.
В средние века в северо-западной части холма находилась крепость, которую идентифицируют с франкским замком Мерль (Merle, буквально "чёрный дрозд"). Начиная с какого-то момента замок перешёл к тамплиерам, и оставался в их руках до 1291. Крепость занимала пространство в 74 м (запад-восток) на 30 м; с востока защищена рвом. Во конце 19 века Кондер с Китченером ещё застали остатки квадратной башни со стороной 6.1 м, но и эти остатки рухнули в 1895 (да и в любом случае - подозревает почему-то Прингл - могли быть более поздней постройкой). Ивритская википедия
приводит непонятно откуда взятую гипотезу, что крепость на Тель Дор - мамлюкская, а замок крестоносцев следует искать не то в
Хирбат Мазраа (которую Прингл считает другим франкским сайтом - Casale Rogerii de Chasteillon), не то в
Хурват Тефет.
Раскопками Тель Дора занимался в 1923-4 Дж. Гарстанг из Британской Археологической Школы в Иерусалиме, Й. Лейбович в 1950-52, и многие другие начиная с 1980. Среди прочей добычи - израильская кирпичная городская стена, персидская городская стена, греческая городская стена, римский театр и фабрика по производству пурпурного красителя, работавшая в 1-6 веках. Много всякой всячины выловили из моря - от янтичных якорей до наполеоновских пушек; часть этой всячины попала в
музей в соседнем кибуце Нахшолим.
(
C)
Тель Дор, вид с севера:
Около северо-западной части холма располагалась верфь. Вроде бы прямоугольные штуковины в правой части снимка - она и есть.
Западную часть города занимали храмы:
Тоже, вроде, остатки храма:
Улица:
Франкский замок находился с юго-западной стороны холма, т.е. где-то там:
В девятнадцатом веке на месте замка ещё стоял этот "столб", но и он рухнул в 1895-м:
(Ван де Вельде, 1851, via
wiki)
Может, это и есть остатки замка ?
Какой-то водосток ?
И грот:
Просто берег:
Дальше вдоль южного края холма:
Византийская церковь четвёртого века, построенная поверх греческого храма. Церковь сгорела в седьмом веке; в 8-14 веках здесь располагалось мусульманское кладбище.
Обратно на север, через бывшие жилые кварталы:
Судя по этой груде колонн, здесь стояло нечто серьёзное. Одна из колонн имеет фрому сердечка:
И уже в стороне от холма, ещё что-то:
Берег к северу от Тель Дор:
И к югу, с видом на кибуц Нахшолим. Большое здание с красной крышей - бывший стекольный завод Ротшильда, ныне археологический музей.
А ещё в 2006 неподалёку
нашли византийский корабль, вроде даже с сохранившейся мачтой. А в 2016-м -
надпись с именем наместника Иудеи в период, предшествовавший восстанию Бар Кохбы, некоего Гаргилия Антиква.
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon GibsonThe Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Archaeology of the military orders By Adrian J BoasThe new knighthood By Malcolm BarberThe Excavations at Tel Dor By Ephraim Stern (from The Land of Israel: cross-roads of civilizations)The Tel Dor Excavation ProjectPicturesque Palestine, Sinai, and Egypt (Volume 3) by C.W. WilsonBiblewalks Отчёт ЖЖ юзера
ramires10