Бейт Шеарим - часть вторая, подземная.

Jan 24, 2013 10:35




Итак, во втором веке Синедрион под руководством рабби Иегуды а-Наси некоторое время заседал в городке Бейт Шеарим, а затем отправился в Ципори. По одной из традиций, небольшой мавзолей к северу от Ципори считается могилой р. Иегуды а-Наси (или, возможно, его внука, тоже р. Иегуды). Между тем, Талмуд (Ктубот 12, 35а) сообщает, что рабби был похоронен в Бейт Шеарим:

Miracles were wrought on that day. It was evening and all the towns gathered to mourn him, and eighteen synagogues praised him and bore him to Bet Shearim, and the daylight remained until everyone reached his home.

Повидимому, многие евреи пожелали быть похороненными рядом со знаменитым раввином. К тому же, после восстания Бар Кохбы римляне "закрыли" Иерусалим, и популярное прежде кладбище на Масличной Горе стало недоступным. В результате имеем некрополь на три десятка погребальных пещер, содержащих тысячи могил различного типа. Помимо жителей Земли Израиля, в Бейт Шеарим хоронили евреев из диаспоры, в основном с территории нынешних Ливана и Сирии. По поводу обычая хоронить "иностранных" евреев в наших палестинах мудрый интернет сообщает нам следующее:

Не секрет, что испокон веков евреи всего мера мечтали быть погребёнными в Эрец-Исраэль. В Талмуде (Ктубот 111а) сказано: тот, кто похоронен в Эрец Исраэль, - как будто похоронен под жертвенником Храма. И в Тосефте (Авода Зара, гл.5) сказано, что земля Эрец-Исраэль очищает и искупает душу человека даже после смерти.

Судя по некрополю, евреи 3-4 веков поддались тлетворному влиянию греческой культуры. Из наличествующих надписей (291 штука) 79% греческие, 16% ивритские, остальные арамейские/пальмирские; но это цветочки. Ягодки - наряду с "еврейскими" мотивами (менора, лулав итп), в пещерах имеются изображения всякой живности и даже, вроде бы, богов. Авраам Негев, правда, пытался выгородить предков; согласно его гипотезе, саркофаги с наиболее "инкриминирующими" изображениями могли попасть в некрополь в более поздний период (при Омейядах с Аббасидами ?), в качестве сырья для изготовления извести. Как относятся к предположению Негева коллеги, мне неведомо...

Часть пещер расположена к югу от Бейт Шеарим, в районе деревни Шейх Абрек. Для начала - "Мугхарет аль-Джехеннум" (т.е. "адская пещера"), в которую вроде и забрался Александр Зайд в поисках пропавшей козы, и через пролом в стене увидел что-то любопытное. Судя по обнаруженной арабской надписи, пещера использовалась мусульманами в 9-10 веках. Есть ли в ней более ранние захоронения, я не понял.










Соседняя "Мугарет ас-Сих" представляет собой водный резервуар длиной 26 метров и объёмом 1000 кубов. А ещё при британском мандате евреи прятали в ней оружие.




Пещера, обнаруженная Зайдом, получила номер 1 и прозвище "пещера всадника" (где-то на стене пещеры есть соответствующее изображение). Кажется, это она и есть ? В кадр попали обломки саркофагов (на одном изображена голова быка) и ещё какие-то каменюки:







В "пещеру воина и меноры" (номер 3) и "пещеру ковчега" (4) попасть не удалось:







Около пещеры номер 11 стоял такой мавзолей:




Теперь его остатки выглядят так:







Большая часть некрополя находится к западу от Бейт Шеарим. Среди прочих выделяются две большие пещеры - "Пещера р. Иегуды" (14) и "Пещера саркофагов" (20). Предполагается, что в пещере 14 похоронен р. Иегуда и члены его семьи; во всяком случае, найденные надписи содержат имена, совпадающие с именами сыновей рабби (Гамлиэль и Шимон):







Вход через боковую дверь:




Внутри:







"Это {могила} р. Гамлиэля":







Возможная могила р. Иегуды:













Самая большая и самая старая пещера - номер 20. В отличие от "семейной" пещеры номер 14, эта явно "общественная"; Мэрфи-О'Коннор насчитал в ней 125 саркофагов и 200 прочих могил.







"Здесь лежит Атио, дочь р. Гамлиэля, сына Нехемии":










Абсолютно "некошерный" саркофаг с Никами:










Менора:










Львы, бурёнки и какая-то птица:
















Ворота:




А это кто такие ?







На этом саркофаге что-то нацарапано:







Большая часть остальных пещер снаружи почти неотличимы одна от другой, а внутрь не пройти; на следующей фотографии номер 27:




"Пещера главы сидонской синагоги" (по обнаруженной там надписи) ака номер 26:




"Пещера Ицхака Заиры, сына Шимона" (25):







"Пещера Сары" (21):




Резервуар (24):




Эта так и называется - "нераскопанная пещера" (30):




"Пещера одинокого саркофага" (23):













"Пещера лулавов" (18):













Собственно лулав:




Пещера "здесь лежит любимая" (15):







Пещера 13:










И снова стандартные пещеры - "торговца тканями" (19)...




..."сирийских евреев" (12)...




...и номер 16 (?):




В одной пещере устроили visitors' center:













Здесь был мавзолей:




А это не подписано:




Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia of The Holy Land By Avraham Negev
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) D-F, Part 1, Volume 30 By Moshe Sharon
Bet Searim in It's Patriarchal Context By Lee I Levine (in The Words of a Wise Man's Mouth are Gracious)
Survey of Western Palestine, Vol. I p 273, p 325, p 343
Mfa.gov.il
Jewishmag.com
Отчёт ЖЖ юзера nehag-sus
Отчёт ЖЖ юзера lorien22

некрополи и кладбища, фотоотчёты, мавзолеи

Previous post Next post
Up