Эммаус-Никополь.

Oct 07, 2013 11:33



(Круглый двухсотый фотоотчёт. Между тем список кандидатов на отчитывание по прежнему подавляет - одни только Иерусалим и Акко чего стоят... Блин, во что я так легкомысленно ввязался ?)

В стародавние времена в стратегической точке на западной окраине иудейских холмов, неподалёку от перекрёстка дорог, одна из которых соединяла центр Иудеи с побережьем, был населённый пункт с целебным источником; пункт назывался Хамат или (если по-арамейски) Хамта или (в греческой транскрипции) Эммаус. Впервые селение упоминается в первой Книге Маккавеев, в описании победы Иуды над армией селевкидов:

Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя, и послал с ними сорок тысяч мужей и семь тысяч всадников, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее по слову царя. Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума
...
И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей... Иноплеменники, подняв глаза свои, увидели, что идут против них, и вышли из стана на сражение, а бывшие с Иудою затрубили, и сошлись, и разбиты были язычники, и побежали на равнину, а все остальные пали от меча; и преследовали их до Газера и до равнин Идумеи, Азота и Иамнии, и пали из них до трех тысяч мужей. И возвратился Иуда и войско его от преследования их и сказал народу: не бросайтесь на добычу, ибо война еще предстоит нам; Горгий и войско его на горе близ нас; станьте теперь против врагов наших и сражайтесь с ними, а после смело возьмете добычу. Когда еще говорил это Иуда, показалась некоторая толпа, выступавшая с горы. И увидел он, что их обратили в бегство и жгут лагерь... Когда они увидели это, очень испугались; увидев же и войско Иуды на равнине, готовое к сражению, все побежали в землю иноплеменников.

Впоследствии Эммаус вновь оказался под селевкидским контролем, и согласно тому же источнику военачальник Вакхид построил там крепость; вероятно, речь идёт об укреплениях на Тель Экед, чуть к востоку. В начале римского периода объект процветал; по Плинию (Natural History 5 15) и Флавию (Иудейская война 3 3 4) он служил центром одного из примерно десятка округов-топархий Иудеи. Бывали, однако, и чёрные полосы. Так, после покушения на Цезаря один из лидеров заговора, Гай Кассий Лонгин, прибыл в Сирию собирать средства на вооружённую борьбу за власть; вероятно, не все пожелали платить, поскольку в итоге "Кассий лишил самостоятельности четыре города; наиболее могущественными из них были Гофна и Эммаус; другими же двумя являлись Лидда и Фамна." (Иудейские древности 14 11 2). После поражения Кассия восточная часть империи досталась Марку Антонию, и "первосвященник Гиркан и весь народ [иудейский] отправили к нему посольство с поручением вручить ему золотой венец и с просьбой издать указ, в силу которого были бы отпущены на свободу по отдельным эпархиям все неправильно захваченные Кассием в плен иудеи и им была бы возвращена земельная собственность, которой они были лишены во времена Кассия"; так Антоний и поступил. Позже в ходе разборок между Иродом (которого поддерживали римляне) и Антигоном (поддержаным парфянами) римский офицер Махер, пребывая в скверном расположении духа, устроил небольшой погром: "двинулся назад к городу Эммаусу и в гневе на постигшую его неудачу стал избивать всех попадавшихся ему по пути иудеев, невзирая на то, враждебны ли они или дружественны ему" (ИД 14 15 7). В 4 году до нашей эры Ирод скончался и наступило очередное смутное время:

Иудея была полна разбойничьих шаек. Где только ни собиралась толпа недовольных, она тотчас выбирала себе царя, на общую гибель. Правда эти цари наносили римлянам незначительный вред, зато свирепствовали среди своих собственных единоплеменников.
(ИД 17 10 8)

Среди претендентов на заполнение вакуума власти был некто Афронг:

Как он сам, так и его братья сильно вредили своей жестокостью римлянам и царским войскам, питая как к тем, так и к другим сильную ненависть: последних они ненавидели за надменность при жизни Ирода, римлян же за те обиды, которые они, по их мнению, наносили им. С течением времени озлобленность их росла все более и более. Никому, кто попадался им в руки, уже не было спасения, либо вследствие их корыстолюбия, либо вследствие их любви к убийствам. Однажды они напали близ Эммауса на когорту римлян, которая везла войску хлеб в оружие. Окружив римский отряд, они закидали дротиками начальника его, Ария, и сорок лучших его пехотинцев. Испугавшись этого поражения, остальные римляне спаслись бегством...

Римский наместник в Сирии Публий Квинтилий Вар, естественно, отправился принуждать бурлящую Иудею к миру, и в процессе принуждения "по приказанию Вара, желавшего устроить нечто вроде искупительной жертвы в память павших воинов, был подожжен и Эммаус; жители, впрочем, успели вовремя покинуть этот город".

Всё тот же Флавий несколько раз упоминает Эммаус в контексте Великого Восстания; например Веспасиан "построил здесь сильно укрепленный лагерь, в котором оставил пятый легион" (Иудейская война 4). Археологи подтверждают - да мол, есть поблизости могилы солдат V Macedonica. Согласно Мидраш Раба, во время Восстания Бар Кохбы в Эммаусе снова стоял римский гарнизон: "Проклятый Адриан поставил три гарнизона - в Хамте, в Кфар Лекатия и в Бэйт Эле в Иудее. Oн сказал: тот, кто убежит от одного из них, будет пойман другим". Археологи снова подтверждают и гарнизон (имеется камень с надписью Cohors VI Ulpia Petraeorum), и активность мятежников в окрестностях (пещеры-укрытия и в них наконечники стрел). И ещё одна любопытная еврейская цитата, из Авот рабби Натан:

...если бы все мудрецы Израиля были на одной чаше весов, палец рабби Элазара бен Араха перевесил бы их всех. Почему же он не стал знаменит своей учёностью ? Потому что когда вышли из Иерусалима каждый спросил, куда идти. Он сказал: "пойдём в Маус, красивый город со сладкой водой", и не стал знаменит учёностью. Но те, кто сказали "пойдём в Иамнию, где люди любят Тору и где много мудрецов", стали знамениты учёностью.

В 220/1 по просьбе "группы товарищей" император Гелиогабал даровал Эммаусу статус "полиса", соответствующие привилегии и название Никополь (или, согласно мнению меньшинства, утвердил уже данное кем-то ранее название). Впрочем, я забежал немного вперёд. При освещении дальнейшего развития событий не обойтись без евангелиста Луки и рассказанной им в главе 24 истории о том, что вскоре после казни Иисуса двое его последователей отправились из Иерусалима в Эммаус...



(Ян Вильденс, 17 век, wiki)

В первый же день недели... двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
...
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим...

Эммаус, поясняет на рубеже 3-4 веков Евсевий, это "Никополь, известный город в Палестине". Ему вторит Иероним сто лет спустя и добавляет, что дом Клеопы служит церковью. Но минуточку ! Римский стадий равен ста восьмидесяти пяти метрам. Стало быть, 60*185 даёт нам 11.1 км, тогда как расстояние от Иерусалима до Эммауса-Никополя почти втрое больше ! Получается, то ли (1) Лука неправильно указал расстояние, то ли (2) он имел в виду не Эммаус-Никополь, но уже в первые триста лет христианства традиция по какой-то причине "перепрыгнула" в последний.

В пользу второго варианта, то есть "неправильности" Никополя, выдвигаются и дополнительные доводы. Во первых, из сопоставления с Иоанном, глава 20 следует, что Клеопа и его спутник (есть мнение, что им был сам Лука, из скромности не указавший своё имя) вернулись в Иерусалим в тот же день; итого выходит 320 стадий (или 60 км) по горам; не слишком ли ? Трудно, отвечают оппоненты, но возможно. Во вторых, Лука говорит о селении/деревне, а Эммаус-Никополь вроде город ? Но поди знай, в каком состоянии был этот город после разгрома, учинённого Варом. В третьих, у Флавия находим, что Веспасиан наделил 800 отличившихся солдат землёй "в районе Аммауса, в 60 стадиях от Иерусалима" - то есть был другой Эммаус на нужном расстоянии ? Ерунда, морщатся оппоненты, не иначе христианские переписчики Иосифа подогнали текст под евангелие. Как вариант, возможно Флавий имел в виду Моцу, которая в свою очередь слишком близко к Иерусалиму...

В пользу первого варианта, то есть неправильного расстояния у Луки, говорит во-первых наличие немногочисленных экземпляров, в которых вместо 60 стадий указаны подходящие 160. Переписчики потеряли единицу - то ли случайно, то ли оттого что не верили в возможность пройти 320 стадий за день ? Но может быть наоборот, кто-то (например, Ориген) добавил единицу с целью исправить предполагаемую ошибку - подогнать первоисточник под известное ему расстояние до Никополя ? Тут можно долго голову ломать... Во-вторых, насколько можно судить, вплоть до крестовых походов только Никополь почитался как "тот самый" Эммаус; более того, неизвестен какой-либо другой Эммаус в окрестностях Иерусалима. Однако не странно ли, что историк-христианин Секст Юлий Африкан (возглавлявший делегацию к Гелиогабалу в начале 3-го века) и паломник из Бордо (проезжавший через Никополь в 333-м году) вроде бы понятия не имеют о традиции, идентифицирующей Никополь с Эммаусом Луки ?

Подытоживая два последних абзаца, сильнейшим доводом за Никополь является отсутствие других сильных кандидатов - мы не знаем ни про "лучше" расположенные Эммаусы, ни про альтернативные античные традиции. Как уже говорилось выше, до-средневековые авторы однозначно придерживаются сказанного Евсевием, порой с новыми деталями. Вот например Созомен (5 век) рассказывает, как именно местный источник стал целебным:

Есть в Палестине город, ныне именуемый Никополь. Священное Писание говорит о деревне под названием Эммаус. Однако римляне, взявшие Иерусалим и победившие иудеев, назвали селение Никополь в память о своей великой победе. Перед этим городом, у пересечения трёх дорог - там было место, где Иисус проходил с Клеопой и его спутником после воскресения. Там есть родник Иисуса, вода которого излечивает не только болезни людей, но и болезни животных. Говорят, что когда Мессия был с учениками, однажды он сошёл с дороги и обмыл ноги в роднике, и с тех пор эта вода приобрела особое свойство избавлять людей и животных от всех болезней и страдания.

Феофан (8-9 век) добавляет, что услышав о чудесах, связанных с родником, Юлиан Отступник приказал его замуровать. Так или иначе, Никополь благополучно дожил до седьмого века, но далее войны и случившаяся в 639 году эпидемия изрядно его подкосили. С тех пор на месте бывшего города существовала деревня Амвас или Имвас - тот же Хамат/Эммаус, но уже с арабским акцентом. Даниил (примерно 1106) и вовсе не обнаружил там признаков жизни:

А от Рамы к западу четыре версты до Ельмауса, где Христос в третий день по воскресении явился Луке и Клеопе, когда они шли из Иерусалима в село, и где ими узнан был Христос по преломлению хлеба. Здесь находилось то большое село. На том месте была построена церковь. Ныне же разорено все погаными, и село то Ельмаус пусто. А место, где оно было, в стороне от проходящей там дороги за горою; по правую руку, когда идешь от Иерусалима к Яффе.

Повидимому, крестоносцы предпочли поверить не Евсевию, а Луке; и отмерив 60 стадий на запад от Иерусалима, прибыли в Карьет аль-Энаб (будущий Абу Гош), который и назначили "правильным" новозаветным Эммаусом. Другая средневековая традиция переместила Эммаус в эль-Кубейбе, к северо-западу от Иерусалима, тоже в 60 стадиях; этого последнего мнения до сих пор придерживаются францисканцы. Православных, кажется, эти новшества не затрагивали - Иоанн Фока в 1185 по прежнему размещает Эммаус в окрестностях Рамлы и Лода. Эти перемещения Эммауса в пространстве иной раз заставляют историков чесать репу. К примеру, в 1141 Роберт из Синджила сдал в аренду госпитальерам "terra de Emmaus". И где, спрашивается, искать эту землю - в Никополе (так считает Прингл) или в Карьет аль-Энаб (а так, емнимс, Элленблюм) ?



(Марко Марциале, 15-16 век, wiki)

Примерно в 1334 рабби Ицхак Хело из Арагона оставляет нам следующие путевые заметки:

Из Иерусалима в Сареа, родину Самсона. Теперь это место называют Сура и показывают там могилу Самсона. Это большой старый монумент, украшенный ослиной челюстью, которой Самсон убивал филистимлян. Дальше мы находим Эммаус, хорошо известный нашим мудрецам, благословенна их память. Теперь это не более чем бедная деревня, населённая немногочисленными ишмаильтянами, живущими в жалких хижинах. В Эммаусе есть древний монумент, говорят что это могила христианского дворянина, погибшего на войне с королём Персии. Из Эммауса мы попадаем в Гимзо, родину рабби Нахума...

Эдвард Робинсон, посетивший Имвас в середине 19 века, аналогично охарактеризовал его как "хутор, состоящий из нескольких жалких хижин", отметил руины церкви и вновь высказался за идентификацию с евангельским Эммаусом. Дополнительное подтверждение идентификации пришло в 1878 - Мариам Баоуарди, монахиня из ордена Босых Кармелиток, рассказала об откровении - что руины церкви в Имвасе суть то самое место, где воскресший Иисус преломил хлеб. Год спустя соответствующий участок был куплен у жителей деревни Бертой де Сен-Крик Дартиго и передан Кармелитскому женскому монастырю в Вифлееме. Около 1932 на холме выше руин построили здание; во Вторую Мировую в этом здании содержались интернированные немецкие граждане; а в 1948-1967 там же обитала миссия ООН. После шестидневной войны Имвас был разрушен, наряду с соседними деревнями Яло и Бейт Нуба. С 1993 участок арендует католическая община Блаженств.

Из других исследователей объекта отметим Шарля Клермона-Ганно (1874, 1881). В 1880-87 здесь копал Гиймо (Joseph-Bernard Guillemot), в 1924-30 Винсен и Абель (Louis Hugues Vincent, Félix Marie Abel) из Французской Библейской школы Иерусалима, в 1978 кто-то из Тель-Авивского Университета, и в 1994-2002 Микко Лухивуори (Mikko Louhivuori) от Управления Древностей совместно с францисканцем Микеле Пичирилло (Michele Picirillo).



Церковь 6-7 веков, перестроенная крестоносцами в 12-м. Византийская была трёхнефной базиликой. Франки, видимо, застали её уже разрушенной, за исключением восточной стены с апсидами; и к центральной апсиде они пристроили прямоугольную структуру размером 23 на 12 метров. По некоторым сведениям, в конце 16 века здание ещё стояло и использовалось как мечеть, а в 17-м рухнуло.



Здесь был северный неф:



А здесь - южный:



Фасад:







"Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Красив этот христианский город.":



Интерьер:









Руины "северной базилики", 5-6 век:





Баптистерий, 5-6 век:



Мозаики, 5 век:









Дом епископа, 5-7 век; первый известный епископ Никополя, Пётр, отметился в 325-м году на Никейском соборе.



Пресс для изготовления оливкового масла:



Еврейская могила, 1 век:



Ещё могилa, 1 века и 3-4 века:





Современное здание:





С церковью:



И небольшим музеем. Там каменный блок с крестом:



Еврейские оссуарии минус и плюс первого веков:





Византийская посуда 5-6 веков:



Фотография могильной плиты римского солдата из V Macedonica:



И арабской могильной плиты 9-го века:



Но в основном мозаики:













Римский резервуар 1-3 веков:





Римский водопровод, ведущий к баням:



Бани находятся за пределами участка общины Блаженств, ближе к въезду в Парк Канада:









Вход:







В девятнадцатом веке Клермон-Ганно обнаружил, что мусульмане назначили здание святилищем шейха Обейда; под этим именем, по мнению исследователя, "скрывался" военачальник Абу Убайда ибн аль-Джаррах, скончавшейся от чумы 639 года. Средневековые источники, впрочем, помещают могилу Абу Убайды за Иорданом, в районе Аджлуна; но перенос/удвоение могил - известная фича народной памяти. Возможно дело в том, что болезнь была впервые отмеченна в лагере мусульманской армии где-то в этих местах и осталась в хрониках как "амвасская чума". К югу от участка общины Блаженств есть ещё мавзолей Ибн Джабаля, проделавший похожий путь... К бане-мавзолею примыкает мусульманское кладбище, очевидно деревенское:





Фотографии из коллекции Мэтсона:










Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K By Denys Pringle
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) A. Volume one By Moshe Sharon
Leisure, Pleasure and Healing: Spa Culture and Medicine in Ancient Eastern Mediterranean By Esti Dvorjetski
Later Biblical Researches in Palestine and the Adjacent Regions By Edward Robinson, Eli Smith
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 (Volume 1) By Charles Clermont-Ganneau
A Dictionary of Christ and the Gospels: Volume I (Part One -- Aaron - Excuse) By James Hastings
The Emmaus Mystery: Discovering Evidence for the Risen Christ By Carsten Peter Thiede
Christusrex.org
Emmaus-nicopolis.org
Отчёт ЖЖ-юзера m-k
Отчёт ЖЖ-юзера anno-nin
Отчёт ЖЖ-юзера marusya1961
Отчёт ЖЖ-юзера k0ev

некрополи и кладбища, церкви и монастыри, музеи, бани, фотоотчёты, мозаики

Previous post Next post
Up