![](https://lh5.googleusercontent.com/-GrMzyTDAxzQ/U5mG34sQ0bI/AAAAAAAA1z0/zADUV0UtmLc/s800/Roller-bridge-1973-421-3btn-3.jpg)
Нет, вышесфотографированные израильские танкисты не охотятся на гиганскую гусеницу-мутанта (сбежавшую из секретных лабораторий Мосада) и не испытывают самый большой в мире минный трал. Нет, они всего лишь буксируют к Суэцкому Каналу детище израильских военных инженеров -
роликовый мост...
Мост был разработан в 1972-3
подразделением Ифтах под началом Давида Ласкова; идея принадлежала Ласкову и замначальника генштаба Исраэлю Талю. Состояла идея в том, чтобы максимально облегчить наведение моста под огнём. Мост следовало собрать заранее на безопасном расстоянии, подкатить к каналу на металлических катках/поплавках (длина 9 м, диаметр 1.8 м, внутри полиуретановая пена, масса 5 тонн), подтолкнуть... и дело практически в шляпе. Обратной стороной, естественно, была сложность транспортировки монструозной конструкции - для форсирования канала требовалась длина примерно 200 м, что давало вес 700 тонн (по другим данным 400 тонн, но это вряд ли). Мост следовало буксировать танками, неспешно (до 10 км/ч) и прямолинейно (поскольку изменить курс этой штуковины - целая история). Как вариант, предполагалось тащить тремя-четырьмя кусками, и окончательно собрать на финишной прямой. В районе Абу Агейлы построили специальный полигон и начиная с мая 1973-го отрабатывали там форсирование канала при помощи как роликового моста, так и других средств. Предполагалось постепенно обучить значительное количество танкистов буксировке моста, но до войны мало что успели (один источник говорит о двух ротах; другие упоминают роту Эли Гевы из 7-й бригады, на Центурионах). По идее, девайс был наименее уязвимым из мостового парка АОИ (включавшего также "
Тимсахи" и
понтоны Юнифлот) и должен был использоваться первым.
...В реале получилось так. 6-го октября началась сборка моста в пункте "Юкон" в районе
Тасы, примерно в 20 км к востоку от канала. В 14:15 база подверглась налёту, были повреждены три цилиндра. Работы были закончены 12 октября. 7-я бригада оказалась на сирийском фронте, и роль тягачей досталась Магахам 257-го батальона
421-й резервной бригады. После
отражения египетской атаки 14-го октября подразделение отправили на стартовую позицию. По какой-то причине мост решили с самого начала везти одним куском. Пять танков запрягли спереди, по два справа и слева и один сзади - работать тормозом. Экипажи в самом что ни на есть буквальном смысле засыпали от усталости, но в конце концов процесс пошёл, и девайс (сразу же обозванный "динозавром") успешно преодолел тренировочный отрезок километра в три. Потом "динозавра" замаскировали и стали ждать отмашки.
Движение возобновилось 15-го октября в 20:30. На транспортировку моста (сперва вдоль дороги "Акавиш", потом "Тиртур") и последующее наведение выделялось два часа, но дедлайн сразу же отправился к. То приказ сверху остановиться и подождать, то пробки, то рельеф местности (дюны, воронки итп). Для успешного преодоления дюн число танков довели до 18, включая "танкобульдозеры", подталкивавшие конструкцию сзади. Периодически рвались тросы. Утром 16-го не выдержал сам мост. Инженеры грозились, что починка продлится 24 часа; 257-й батальон отправили на фронт. В итоге ремонтники под началом
подполковника Хаима Разона (офицера службы вооружений дивизии Адана) вырезали повреждённую секцию моста и заварили всё обратно, управившись к полудню. Теперь запрягли 410-й батальон
600-й бригады (
имеется утверждение, что 599-й батальон 421-й бригады). И тут-то произошла самая большая задержка, по причине совершенно отличной от указанных. Довезти мост до канала не представлялось возможным, пока не очищена от противника местность вдоль дороги "Тиртур", в частности в районе "
китайской фермы" (в 67-м там обнаружили какой-то сельхозинвентарь с надписями на японском и не разобрались... но суть не в том). Поскольку египтяне удерживали ферму до ночи 17/18 октября, "динозавр" прибыл на финиш только к 19:00 18-го октября, и вступил в строй в час ночи. До тех пор для переброски техники на западный берег использовались вышеупомянутые более уязвимые аналоги... Установленный мост получил прозвище "гешер Джонни" в память о
подполковнике Аароне "Джонни" Тана, инженерном офицере южного округа, погибшем в ходе транспортировки.
Перевозка элементов моста:
![](https://lh3.googleusercontent.com/-cC2kVKWGZeE/U-9kl37EBiI/AAAAAAAA4Ec/mQsQt9JUgPg/s800/Roller-bridge-transportation-f-1.jpg)
Учения:
![](https://lh5.googleusercontent.com/-SetvNK1mm5M/U-9kllDzZOI/AAAAAAAA4EY/SqTw4_VfR6I/s800/Roller-bridge-training-1972-f-2.jpg)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-2Vq5WPVBrMg/U-9kk1XqFXI/AAAAAAAA4EM/98M4Jn_C86g/s800/Roller-bridge-training-1972-f-1.jpg)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-cbJ9uJaEuV0/U-6ylLTC3eI/AAAAAAAA4BE/nF23BnRPdfQ/s800/Roller-bridge-min-1.jpg)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-jgyDrXi-ZAo/U_CcPZKg34I/AAAAAAAA4Kk/WNtJcG4Q7hk/s800/Roller-bridge-training-f-1.jpg)
Вот он, кросавчег:
![](https://lh5.googleusercontent.com/-xxy5Zc3jEJc/U5mG35g05AI/AAAAAAAA1zo/xvLXmG_LrWk/s800/Roller-bridge-1973-421-2.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-XUQFfPrVXAQ/U5l61d51pgI/AAAAAAAA1yM/78viyU6cOTI/s800/Roller-bridge-1973-2a-2.jpg)
Транспортировка моста к каналу:
![](https://lh3.googleusercontent.com/-i7vEtAYOW-0/U5mG5etY-ZI/AAAAAAAA1z8/bLKg64gIZHo/s800/Roller-bridge-1973-421-5.jpg)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-qpFZezGqAi4/U5mG5ER6-UI/AAAAAAAA10M/svBtuSn0iHU/s800/Roller-bridge-1973-421-4.jpg)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-FGClZe1RH2U/U5mG3yjE4VI/AAAAAAAA1zs/TPBfsOOzbRc/s800/Roller-bridge-1973-421-1.JPG)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-oENlKsUgJMA/U7GI5T6ONlI/AAAAAAAA3Bs/73dc_na5NF4/s800/Roller-bridge-1973-tbh-3.jpg)
(ЦАХАЛ бе-хейло
via)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-XAWcpDxuPLU/U7GI5YitUDI/AAAAAAAA3B0/VagjPFoaAKg/s800/Roller-bridge-1973-tbh-4.jpg)
(ЦАХАЛ бе-хейло
via)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-TSusQVO2ZNI/VCz410x5kAI/AAAAAAAA53A/mEfQZHVqTSw/s800/Roller-bridge-1973-sfs-1.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4736/39331044601_ee0dd33b61_b.jpg)
Приехали:
![](https://lh5.googleusercontent.com/-jMnoCFU8Yzw/U-63IlZsJYI/AAAAAAAA4Bw/9QbT0M0m2hQ/s800/Roller-bridge-1973-tbh-1.jpg)
(ЦАХАЛ бе-хейло
via)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-8kfIoyMwZk8/U5mNd2SZnLI/AAAAAAAA140/-F81jjue3FI/s800/Roller-bridge-1973-421cS-4.jpg)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-KkFCn-SsA-Q/U6lx18GxIYI/AAAAAAAA2w0/nvZkF0CW0xg/s800/Roller-bridge-1973-pnr-1.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-pLCfx_D7YNA/U5l61R1QwGI/AAAAAAAA1yI/Miq42-OpupE/s800/Roller-bridge-1973-2a-1.jpg)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-nKerryXScMg/U5l4XKantEI/AAAAAAAA1wU/j5ESiGV0fu0/s800/Roller-bridge-1973-abs-2.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-4Dzq9ZDtM6g/VRgPp3L7XcI/AAAAAAABAF0/Qk24UCeo7us/s800/Roller-bridge-1973-a6c-1.jpg)
Что бы это значило ?
![](https://lh3.googleusercontent.com/-PNBMTtkis2o/U5l4XprnWBI/AAAAAAAA1wM/5FAPpe7MiMI/s800/Roller-bridge-1973-abs-3.JPG)
Техника идёт:
![](https://lh3.googleusercontent.com/-RHvDQ8Gf7TQ/V3LMY2hG1EI/AAAAAAABSzI/euLRHUhEjv8-Yu7yKqiuA8Xd037aGKksQCCo/s800/M48-105mm-ex-A2-roller-bridge-1973-n54-1.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-OAee3QV7iB8/U6lx2KM9idI/AAAAAAAA2w8/WKHMo84Vb2M/s800/Roller-bridge-1973-vbs-1.png)
![](https://farm5.staticflickr.com/4693/39331044401_37346fc816_c.jpg)
(Илан Рон, Национальная фотоколлекция)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-2hay8-E8SEA/U7GI5eISbeI/AAAAAAAA3B4/a-COouKOtsA/s800/Roller-bridge-1973-tbh-2.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/1/453/32228186026_68d7153887_b.jpg)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-IRgG4Zgq9TI/U3tqh2DxBNI/AAAAAAAA1Lw/0OSN7PMe6cY/s800/88btn-idf-bhs-4.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-nfURlRCI638/U_CFw4tXLOI/AAAAAAAA4GQ/rb4tBlCLcs0/s800/155mm-M109-1973-f-4.jpg)
"Мост Джонни":
![](https://lh4.googleusercontent.com/-BL545-19jZs/U_CTScVmgPI/AAAAAAAA4IE/ooWf8pRYl1Q/s800/Johnny-bridge-1973-f-1.jpg)
Окончание ВСД вовсе не привело к немедленной и полной демобилизации роликового моста - некоторые его фрагменты в итоге попали на иорданскую границу. В 2008 20-метровый отрезок сабжа (а также понтоны Юнифлот)
засветился на учениях на Иордане.
Пишут, что в конструкцию были внесены какие-то улучшения, но на вид не отличишь. На 2020-й ржавеющие остатки конструкции
можно обнаружить возле Тель Кацир и Менахемии.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-JoG04cFqgvg/U-9Vup2HclI/AAAAAAAA4Dw/zeyykodHY90/s800/Roller-bridge-trining-jordan-2008-f-1.jpg)
Тимсах и цилиндр "роликового моста" украшают военную базу:
![](https://lh3.googleusercontent.com/-FbqySDLvHYE/U_yuhguIjqI/AAAAAAAA4VY/JYTg4R7KZTc/s800/EWK_Gillois-roller-zikim-f-1.jpg)
Пара роликов в Батей а-Осеф:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-mVmBHVIQ_gM/U5mUsjl-IrI/AAAAAAAA16w/Fvb8_UQKop0/s800/Glilim-bridge-batey-haosef-1.jpg)
И фрагмент моста в Латруне:
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Ko086lROC6Y/U5rElPQs3TI/AAAAAAAA1-k/Xo7vIi5nPjU/s800/Gesher-Glilim-latrun-1.jpg)
Источники:
עודד מגידו - גרירת גשר הגלילים בליל צליחת התעלה - מיתוס, טעויות והשמצות (Ширьён, выпуск 41, июнь 2012)
אני נשבע לך: שיחות אישיות עם לוחמים על מלחמת יום הכיפורים - אביגדור קהלני
http://dc.fresh.co.il/Army/11708.html#6
https://www.youtube.com/watch?v=F2M_-rFQqno