Первые 5 AMX-13 (+ опция на 25 дополнительных) куплены в 1954 г., прибыли в Израиль в феврале 1955 г. В 1955 г. реализована опция на 25 вышеупомянутых танков (все прибыли до ноября 1955 г.) и куплены ещё 30 (прибыли в феврале 1956 г.). В июле-сентябре 1956 г. ещё 120 AMX-13 (изъятых из частей и со складов французской армии) доставлены в Израиль в качестве срочной военной помощи, партиями по 30 штук 24.07.56, 30.07.56, 13.08.56 и 10.09.56. Всего к войне 1956 г. АОИ имела 180 танков AMX-13, из них 65 (61 по другому источнику) участвовали в боях, безвозвратных потерь не имели (хотя значительное число танков вышло из строя из-за поломок, а 31.10.56 два AMX-13 получили повреждения из-за ошибочной атаки на них израильской авиации). В 1962 г. Израиль купил ещё 4 AMX-13 - итого, 184 таких танка. К войне 1967 г. все 184 танка были на вооружении (в т.ч. 174 были исправны на 04.06.67), воевали на всех фронтах... Данных о потерях израильских танков этого типа нет, но по-видимому они были достаточно тяжёлыми, поскольку сразу после войны AMX-13 были сняты с вооружения как не соответствующие условиям современного поля боя.
(
Waronline)
По Брезнеру (Эш лифанав телех, 11), в ходе Синайской кампании в частях находилось 107 танков AMX-13: во всех трёх танковых бригадах (7-я бригада - 35 машин, 27-я - 13 и 37-я - 20) и в окружных танковых батальонах северного и центрального округов (ГАШАП 181 - 26 машин, 182 - 13). Согласно тому же источнику, на 5 июня 1967-го в частях было 178 AMX-13. Из них 134 в южном округе: в 14-й и 60-й бригадах (последняя передала 2 роты т.н. отряду Эшколот), ГАШАП 86 и на страже Эйлата; и 44 в северном округе, все в 37-й бригаде (ЭЛТ, 253-4).
1956:
В районе
перевала Митла:
(Авраам Веред)
Танки 9-й бригады разгружаются в районе Шарм аш-Шейха:
Более традиционный способ транспортировки:
Вывод войск с Синая, 1957:
В том числе морским путём; в данном случае посредством фрегата К-32 Мизнак:
(
wiki)
Парад, 1957:
Парад в Иерусалиме, 1958:
(Архив ККЛ)
Тель Авив, 1958:
Парад в Тель Авиве, 1959:
(Моше Придан, Национальная фотоколлекция)
Подборка, датированная концом 1950-х:
Парад в Тель Авиве, 1961:
(Архив ККЛ)
Парад в Тель Авиве, 1962:
(Национальная фотоколлекция)
1963:
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
Парад в Беэр Шеве, 1964:
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
Парад в Тель Авиве, 1965:
(Фриц Коэн, Национальная фотоколлекция)
1965 ?
1967:
Газа:
(Национальная Фотоколлекция)
(Национальная Фотоколлекция, Моше Мильнер)
Автор этого и двух следующих снимков,
Пол Шутцер из "Лайф", погиб в первый день войны:
Синай:
Полагаю, там же; также в кадре тягач
АТ-С:
37-я бригада в Самарии:
Ещё где-то на иорданском фронте:
Иерусалим:
В Тверии, по пути на Голаны:
И собственно Голаны:
(Национальная фотоколлекция, Моше Мильнер)
Парад в Иерусалиме, 1968:
(Архив ККЛ)
1970, если подпись не врёт:
(
wiki)
Где-то, когда-то:
Израильская фирма Нимда, кажется, до сих пор
предлагает апгрейд:
Латрун:
Батей а-Осеф:
Мемориал 27-й бригады:
В начале 1968-го, после заявления британского правительства о сворачивании военного присутствия, было решено сделать качественный скачок в укреплении обороноспособности Сингапура и создать танковые войска. В ноябре 1968 было сформировано подразделение VCU - Vehicle Commando Unit, в составе которого 36 офицеров пехотных частей, войск связи, тылового обеспечения и резерва прошли предварительный курс по вождению, связи, основам механики и уходу за техникой. Жена одного из израильских советников провела для них также базовый курс иврита, и в декабре 1968 офицеры отправились в Израиль для изучения легких танков АМХ-13, снятых с вооружения АОИ после Шестидневной войны, и прохождения курса танковых специальностей. Обучение проходило в непривычных для сингапурцев условиях зимней пустыни и под руководством известных своей требовательностью инструкторов танковых войск АОИ (словосочетание «израильские инструкторы» редко употребляется в сингапурских источниках без эпитетов «требовательные», «строгие», «суровые» и т.д.). После четырех месяцев теоретических уроков, дневного и ночного вождения, боевых стрельб, тактических учений, полевых ремонтов, песчаных бурь и стычек с бедуинами, воровавшими металлолом из служивших мишенями трофейных танков, 30 апреля 1969 состоялась выпускная церемония. В мае офицерская группа, получившая за рассказы о своих приключениях кличку «Верблюды», вернулась в Сингапур и составила планы обучения и тренировок для будущих танкистов.
В июле 1969-го из Израиля была получена первая партия АМХ-13, в сентябре - вторая, всего было поставлено 72 танка. На параде 9 августа, в День Независимости и 150-летия основания Сингапура, прохождение колонны из 18 АМХ-13 стало большим сюрпризом для Малайзии, не имевшей на тот момент танков. Демонстрация военной мощи пришлась вовремя и остудила некоторые горячие головы, так как в мае 1969 в Малайзии вспыхнули столкновения между китайцами и малайцами, и снова возникла опасность, что малайские националисты попытаются военной силой вернуть Сингапур в состав федерации. Как сказал в своем докладе Совету Обороны Го Кен Сви: «Единственным светлым пятном во всей мрачной истории с расовыми беспорядками в Куала-Лумпуре является тот положительный эффект, который произвели наши бронетанковые подразделения на малайские политические круги». Почетными гостями на парадной трибуне были израильские советники.
После окончания парадов советники помогли «Верблюдам» провести на базе VCU дополнительную учебную серию для приспособления полученных знаний к специфическим местным условиям, и в сентябре был открыт курс командиров танков. В июле 1970-го две роты новобранцев закончили курс танковых специальностей, и была создана первая танковая бригада, вооруженная АМХ-13 и колесными БТРами V-200 Commando у мотопехоты. В следующем году прошли первые бригадные маневры и открылась танковая школа. Сингапур до сих пор является одним из крупнейших пользователей АМХ-13 и имеет на вооружении около 350 машин, закупленных, кроме Израиля, в Индии и Франции. Начиная с 1988-го года весь парк АМХ-13 был модернизирован сингапурской промышленностью: АМХ-13 SМ1 получили дизельный двигатель, автоматическую трансмиссию, гидропневматическую подвеску, улучшенную систему управления огнем, новые средства связи, усиленное бронирование.
(
Waronline, автор -
david_2)
Сингапурские "верблюды" в Израиле:
Разгрузка танков:
Lieutenant-Colonel Seah Peng Yong, a retired Singapore Army Armour officer, tells in his own words what it felt like leading 18 AMX-13 light tanks at the first Mobile Column on 9 August 1969:
It was obvious that, since we had just acquired the tanks and were the first in our region to have such vehicles, we should prudently display the hardware. I was anxious and eager to move. Our engines were running and ready to go. It was a great feeling passing the City Hall. The expressions on the faces of the spectators were a tremendous sight to behold. There were expressions of awe, pride and admiration as we rolled past. It was the greatest moment of my career. Although I had prepared contingents of the People's Defence Force for the very first National Day Parade in 1966, it could not match the feeling [of being part of] the Mobile Column display [in 1969].
(
http://kementah.blogspot.co.il/2010/07/first-mobile-column-9-august-1969.html)
1974:
Вышеупомянутые AMX-13 SM1:
Другие израильские AMX-13 отправились по более интересному адресу:
Шмуэль Сегев в книге "Марокканская связь", стр. 138-139 говорит, что в октябре 1963 были переговоры по поставке Мистеров и танков АМХ-13, что стало с Мистерами, он не говорит... Рассказывается без дат, что сначала послали два танка и четыре офицера-инструктора, потом марокканцы захотели много таких танков, и операция была проведена через иранские подставные бумаги с их согласия. Даты массовой поставки опять же нет. Но четко сказано, что пока эти офицеры-инструкторы работали в танковой школе в Марокко, они ознакомились с танком Т-54, а когда после этого началась "битва за воду" с Сирией, то попросили один Т-54 отправить в Израиль, как я сказал выше, но это в результате не получилось... Сегев пишет "по мере продвижения тренировок марокканцы выразили желание приобрести у Израиля все танки АМХ-13" и потом вся история про подставных иранцев и прочее. Когда выразили желание, он тоже не пишет, но тут уж понятно, что все, точнее почти все, мы могли поставить только после 1967. Ну и заодно там описывается, что они попросили убрать все израильские надписи и прочее, мы так и сделали, но в одном танке при выгрузке нашли ТАНАХ и израильские конфеты, но марокканцы скандала устраивать не стали. :)
(
тоже david_2)
Фотографии марокканских AMX-13 пока найти не удалось...