(Опять с
nehag_sus)
Начнём неоригинально - с ТАНАХа; и конкретно с коротенького эпизода из
Бытия 14 - мол, царь Содома с союзниками огрёб от вражеской коалиции; и победители "взяли Лота, племянника Аврама, и имущество его и ушли". Но не тут-то было.
...И услышал Аврам, что сродник его взят в плен, и вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана. И разделился против них ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Даммэсэка. И возвратил все имущество, а также Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, а также женщин и народ.
Когда в юго-восточной части
античного Дана нашли (1979) и восстановили (к 2009) ворота из необожжённого кирпича века эдак восемнадцатого до нашей эры, из-за этого эпизода к ним приклеилось прозвище "ворота Авраама". Ну, вряд ли хоть один серьёзный исследователь решится утверждать, что Авраам проходил через эти ворота, да и само существование патриарха пока, мягко говоря, не доказано; но в любом случае перед нами примечательный объект, вроде бы древнейшая полностью сохранившаяся арка; похожая
есть в Ашкелоне, и даже старше лет на сто, но некомплектная.
Дойдя до книги Иегошуа, внимательный читатель удивится, откуда вообще взялся город Дан при жизни Авраама. поскольку появляется он только в
главе 19-й, когда колено Дана приходит к выводу, что с завоеванием
Гуш Дана (губа не дура) у них не складывается, и надо искать себе альтернативную территорию:
"Но ушла область сынов Дана от них; и выступили сыны Дана, и воевали против Лэшема, и взяли его, и поразили его острием меча, и завладели им, и поселились в нем; и назвали Лэшем Даном, по имени Дана, отца своего."
Другое оригинальное название города, намёк на его тесные отношения с Сидоном и прочие подробности находим в
судьях 18:
И послали сыны Дановы из своего семейства пять человек, из всей среды своей, мужей храбрых из Цоры и Зштаола, чтобы осмотреть землю и вызнать ее, и сказали им: пойдите, вызнайте землю. И пошли эти пять человек, и пришли в Лаиш, и увидели народ, который в нем; живет (город) беспечно... И отправились оттуда, из Цоры и Эштаола, шестьсот мужей из семейства Данова, препоясанных воинским оружием... и пришли в Лаиш к народу спокойному и беспечному, и перебили их острием меча, а город сожгли огнем. И некому было спасать, потому что он был вдали от Цидона и дел не было у них ни с кем, и он в долине, что при Бэйт-Рехове. И отстроили они город этот, и поселились в нем. И нарекли имя городу Дан, по имени отца своего Дана, родившегося у Исраэйля.
В общем - ТАНАХ предупреждает, беспечность опасна для вашего здоровья. Есть в истории о завоевании Лаиша-Лешема ещё одна занятная деталь. По дороге из Гуш Дана в Тель Дан, где-то в горах Эфраимовых, жил да был человек по имени Миха (а может Михайу), и однажды пришёл он к своей матери с чистосердечным - мол, те 1100 шекелей, что ты никак не можешь найти - это я их. На радостях мать убила его веником апстену "взяла... двести сребреников, и отдала их плавильщику, и он сделал из этого истукан и литой кумир". Так в доме у Михи появился храм, и хозяин даже нанял некоего левита за 10 шекелей в год, одежду и еду. Но пятёрка разведчиков из колена Дана засекла голос левита, выяснила и доложила. И по пути в Лаиш с главными силами эти пятеро
вошли в дом Михи и взяли истукан с эйфодом, и терафим, и литой кумир; и сказал им священник: что вы делаете? И сказали они ему: молчи, положи руку свою на уста свои и иди с нами, и будь у нас отцом и священником. Разве тебе лучше быть священником в доме одного человека, чем быть священником в колене и семействе Исраэйлевом? И возрадовалось сердце священника, и взял он эйфод, и терафим, и истукан, и пошел среди народа... Когда они удалились от дома Михи, люди из домов, соседних с домом Михи, сбежались и догнали сынов Дана. И кричали сынам Дана. И оборотились те, и сказали Михе: что тебе, что вы сбежались? И сказал он: Б-гов моих, которых я сделал, и священника вы забрали и ушли, что же еще у меня (осталось)? Как же вы говорите мне: "Что тебе?" И сказали ему сыны Дановы: не повышай голоса своего при нас, а то нападут на вас люди разъяренные, и ты погубишь себя и семейство свое. И пошли сыны Дановы путем своим, а Миха, видя, что они сильнее его, повернул назад и возвратился в дом свой... И поставили сыны Дановы у себя тот истукан; и Йонатан, сын Гэйршома, сына Менашше, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня изгнания из этой земли. И поставили у себя истукан Михи, который он сделал; (и стоял он) во все дни пребывания дома Божия в Шило.
Детали этого рассказа, опять же, труднопроверяемы; но вполне вероятно, что он отражает реальное существование в Дане с древнейших времён некоего культового центра. И возможно не методом тыка после распада царства Давида и Соломона
раскольник Йеровам именно там разместил из своих альтернатив иерусалимскому храму:
И сказал Яровам в сердце своем: теперь возвратится царство к дому Давидову. Бели народ этот поднимется в Йерушалаим для жертвоприношения в доме Г-споднем, то обратится сердце народа этого к господину своему, к Рехаваму, царю Йеудейскому, и убьют они меня, и возвратятся к Рехаваму, царю Йеудейскому. И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал им (людям своим): довольно ходили вы в Йерушалаим; вот божества твои, Исраэйль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Бэйт-Эйле, а другого поместил в Дане. И было это грехом, (ибо) народ ходил к одному (из них) даже в Дан.
(
Мелахим 1 12:28)
А ещё выражение "от Дана до
Беер-Шевы" неоднократно используется в писании для обозначения всей нашей огромной страны - например "советовал бы я собрать к тебе всех Исраэйльтян, от Дана до Беэйр-Шэвы, во множестве, как песок при море" (
Шмуэль 2 17). На этом полезная информация из ТАНАХА заканчивается. Согласно умным книгам, топоним Лаиш также встречается в
египетских текстах минус девятнадцатого века; перечне завоеваний Тутмоса III в минус пятнадцатом; и в документах из
Мари, что в Сирии. Много лет спустя, На рубеже 3-4 веков, Евсевий
сообщает про деревню Дан у истоков Иордана, в четырёх милях от
Баниаса в направлении Тира. Ещё больше лет спустя, в середине девятнадцатого, европейские исследователи (см. линки на Линча и Робинсона в конце поста) обнаружили в тех местах холм Тель аль-Кади; отметили, что арабское "кади" (судья) может быть переводом ивритского "дан"; и
отметили на карте.
(
wiki)
В 1963-м Тель Дан немного копнул Зеев Йейвин; в 1966-м Авраам Биран открыл серию из 33-х сезонов; с 2005-го там
опять копают, и вроде до сих пор. Результаты
разделили на слои, от неолитического 16-го (тысяч 5 лет до н.э.) с посудой и кремниевыми инструментами до 2-го и 1-го с "пластами разрушений" соответственно 8-го (ассирийцы ?) и 7-6 веков до н.э.. Среди наиболее заметных фич - раннебронзовые укрепления; уже упомянутые выше среднебронзовые ворота; разнообразные строения раннего железного века; храмовый комплекс и система ворот железа II (9-8 века до н.э.). От вышеупомянутых разрушений объект так и не оправляется, но кое какая "активность", в том числе культовая, отмечается до позднего римского периода (2-4 века). Одна надпись греческого периода упоминает некоего Зилоса, принесшего обет "богу, который в Дане", что подтверждает идентификацию сайта. В заключение имеем какую-то мелочь 15-16 веков, возможно хутор или ферму; этим поздним слоям даже номера не выдали.
Наиболее известная из местных находок - обнаруженная в 1993-м разбитая
каменная стела 9 века до н.э. с арамейской надписью. В надписи неуказанный правитель Дамаска (вероятно
Хазаэль) хвастается своими достижениями. Мол, показал мать кузьмы царю Израиля (
Йеораму ?) и кому-то (
Ахазии ?) из "дома Давида". Как известно, в те годы многие
стали подвергать сомнению историчность Давида, и стела из Тель Дана существенно ослабила позиции этих уклонистов-"минималистов". В частности, неформальный лидер израильских минималистов Исраэль Финкельштейн теперь Давида признаёт; но насколько значительным было его царство, и в частности правил ли он когда-либо "северными коленами" - пока неясно...
Реконструкция ханаанейских ворот:
...Но начнём с начала маршрута и бурной реки Дан (шириной, наверно, метра три-четыре):
Просто пейзаж:
Древнеизраильский храм:
Здесь был алтарь:
Помост:
Разные прилагающиеся помещения:
Колодец:
Совсем рядом с храмом можно обнаружить старые противосирийские окопы:
И ржавый бульдозер впридачу:
Подходим к внутренним воротам города времён израильского царства:
Слева от дороги - немного собственно города:
Итак, ворота, вид изнутри:
Теперь снаружи:
Прямоугольный камень - вроде жертвенник:
Теперь перед нами внешние ворота того же периода:
Выход здесь:
Реконструкция:
Городская стена и в наши дни выглядит довольно внушительно:
За воротами:
Обелиски ака
мацевот:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Tel Dan: Byblical Texats and Archaeological Data By Avraham Biran (from Scripture and Other Artifacts: Essays on the Bible and Archaeology in Honor of Philip J. King)
Narrative Of The United States Expedition To The River Jordan And The Dead Sea By William LynchLater Biblical Researches in Palestine and in the Adjacent Regions by Edward RobinsonBiblewalks Отчёт ЖЖ-юзера
arktal Отчёт ЖЖ-юзера
father-ingwar Отчёт ЖЖ-юзера
lorien22