Помимо
давным-давно фотоотчитанного бенедиктинского аббатства, в Абу-Гоше есть женский монастырь
Богоматери Ковчега Завета. Своим существованием монастырь обязан рассказу из первой книги Шмуэля о том, как Ковчег Завета,
возвращённый филистимлянами в Бейт Шемеш оказался затем в
Кирьят Яарим (ака Кирьят Бааль, ака Баалей Йеуда), в доме некоего Аминадава и под присмотром сына Аминадава, Элазара.
И поразил Он людей Бэйт-Шемэша, за то что они заглядывали в ковчег Г-сподень и убил семьдесят человек, (из) пятидесяти тысяч человек народа; и заплакал народ о том, что поразил Г-сподь народ казнью великой. И сказали люди Бэйт-Шемэша: кто может стоять пред Господом, этим Б-гом святым, и к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кирйат Йеарима сказать: возвратили Пелиштимляне ковчег Господень; сойдите, унесите его к себе. И пришли жители Кирйат Йеарима, и унесли ковчег Г-сподень, и принесли его в дом Авинадава, что на холме; а Элазара, сына его, посвятили (назначили) хранить ковчег Г-сподень. И было, с того дня, как поставили ковчег в Кирйат Йеариме, прошло много времени, и прошло уже лет двадцать...
(
Шмуэль 1, 6-7)
В следующей книге Давид перевёз ковчег в Иерусалим:
И встал Давид, и пошел со всем народом, который был с ним, из Баалэй-Йеуды, чтобы перенести оттуда ковчег Б-жий, который назван именем Г-спода Ц-ваота, обитающего между керувами. И поставили ковчег Б-жий на новую повозку, и вывезли его из дома Авинадава, что в Гиве; а Узза и Ахйо, сыновья Авинадава, вели новую повозку. И понесли его из дома Авинадава, что в Гиве; (и Узза) с ковчегом Божьим, а Ахйо шел пред ковчегом. А Давид и весь дом Исраэйлев играли пред Господом на всяких (музыкальных инструментах) из кипарисового дерева, и на киннорах, и на арфах, и на тимпанах, систрах и кимвалах.
(
Шмуэль 2, 6)
В середине 19-го века вездесущий Эдвард Робинсон предложил идентифицировать Кирьят Яарим с деревней Карьет аль-Энаб, она же Абу Гош. К западу от деревни возвышался холм Дир эль-Азар или эль-Азхар; интересно, мне одному мерещится здесь имя Элазар ? В конце века
Мари-Жозеф Лагранж, основатель
Французской библейской школы в Иерусалиме, обратил внимание на интересные руины на холме. С подачи Лагранжа, в 1903-м Жозефина Румеб (Josephine Rumebe) из ордена
Св. Иосифа приобрела за 20 тысяч франков участок на вершине холма и ещё один рядом с бенедиктинцами. Два года спустя местный феллах наткнулся на руины византийской церкви; посему, сестра Жозефина купила и остаток вершины. Судя по результатам раскопок (Амеде де Пиелла и Луи-Юг Венсан), сперва здесь была базилика начала 5-го века, в 7-м её разрушили, в конце того же века построили поверх более скромную церковь, в свою очередь разрушенную в 10-м. В 1911-м началось строительство монастыря; церковь была открыта в 1924-м; работы над различными постройками продолжались до 1935-го. Как было сказано выше, результат назвали монастырём Богоматери Ковчега Завета; надо полагать, это название отсылает нас к католической традиции, согласно которой вынашивая Иисуса, Мария стала своего рода ковчегом для перезаключённого завета...
После тех первых раскопок археологи на холме появлялись редко и ненадолго. В 2017-м
начали копать Финкельштейн, Рёмер и Николь; и
обнаружили построенную в железном веке большую платформу, возможно служившую святилищем. Обещают продолжить...
Транспортировка ковчега в Иерусалим:
("
Библия Мациевского", 13 век, via
wiki)
(Ян де Брай, 1670, via
wiki)
Нынешний монастырь:
Церковь:
Внутри:
Там должна быть могила Жозефины Румеб:
Фрагмент мозаичного пола византийской церкви:
Здесь немного виден ещё один фрагмент; его нормального снимка у меня почему-то не оказалось:
Каменюки с
римскими надписями; в частности про то, что здесь был отряд из 10-го легиона:
VEXILLATIOLEG X FRE и
IMP. CAE(...)
MP.
SIX.L (...)
COH (...)
Очевидно, Давид:
Прочие детали интерьера:
Вид с холма на Абу Гош:
Немецкий аэрофотоснимок холма в 1918-м:
Монастырь и деревня в 1938-м:
(Золтан Клугер, Национальная фотоколлекция)
1941:
(
Коллекция Мэтсона)
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
חיים גורן - המוסדות הנוצריים באבו גוש בעת החדשהBiblical Researches In Palestine Vol 2