Ну люблю я эти Тегарты, и ничего тут не поделаешь... Данный
экземпляр, "форт 2 класса" около
деревни Бейт Джибрин, был построен на первом этапе
программы PBP. Согласно Кройзеру, над объектом работала компания "Гарри П. Кей"; википедия почему-то предпочитает Солель Боне. Строительство началось 29 апреля 1940-го и закончилось 30 мая 1941-го. В форте разместили внушительный персонал из 70 полицейских (половина британцы) при 32 лошадях и 2 автомобилях; к услугам полицейских и их семей было 14 единиц жилья на 28 мест. Объект позволял британцам контролировать проходившую к югу от него дорогу
Мадждаль - Хеврон (нынешнее шоссе 35); ранее эта функция была возложена на полицейский пост, построенный в 1920-е и наверняка сильно уступавший по части брутальности. Ежедневно окрестности объезжали четыре патруля - три конных и автомобильный.
В 1948-м форт, очевидно, был передан местным арабам, и в конце мая занят египетской армией. Дорога Мадждаль - Хеврон теперь обеспечивала связь между основной "приморской" группировкой египтян и их же "лёгкими силами", растянутыми на линии
Ауджа - Беер Шева - Вифлеем. К югу от дороги оставалась отрезанной от израильской "большой земли" группа еврейских поселений в Негеве. Данный расклад сохранялся до наступления АОИ 15-22 октября, т.н.
Операция Йоав. В ходе операции АОИ перерезала дорогу в двух местах, к западу от Бейт Джибрина и к югу от Негбы; связь с Негевом была восстановлена; египтеские силы между израильскими "клиньями"
попали в окружение и оставались там до конца войны. Несмотря на то, что 22-го стороны согласились на очередное прекращение огня, боевые действия продолжались. 25-го рота
Шломо Лаата (будущего многолетнего мэра ТА) из 52-го батальона бригады Гивати атаковала Бейтджибринский форт и вроде даже ворвалась в него, но понесла большие потери и в итоге отступила. 27-го октября 89-й батальон 8-й бригады довёл дело до конца. Чуть позже колонна бронеавтомобилей Арабского Легиона атаковала израильские позиции в Бейт Джибрине с востока, что по всей видимости было последней серьёзной стычкой между израильскими и иорданскими войсками в войну за независимость.
После войны форт первое время продолжал работать полицейским участком, в 1958-м переквалифицировался в военную базу, а с 2005-го вроде как числится полигоном, но на деле стоит заброшенный и неприкаянный.
Полицейский форт в 48-м, из архива Пальмаха:
Комбриг-8 Ицхак Саде изучает объект:
Как видим, западная сторона форта (где располагался главный вход) была сильно повреждена в ходе боёв. Впоследствии остатки фасада снесли, и здание превратилось в открытую с запада "подкову".
(Архив Яд Бен-Цви)
За последние 70 лет растительности на холме прибавилось, и издали форт почти не виден:
Подъезжаю поближе - через распахнутые ворота к восточной стороне здания:
В северо-восточном углу - одна из двух башен:
Внутренности башни:
Полуподвал под башней:
Северо-запад:
Внутренний двор, теперь открытый с запада:
Северное крыло (там вроде в оригинале были офисы, офицерское жильё и клуб):
Южное крыло и юго-западная угловая башня:
Южное крыло (там было жильё для рядовых полицейских) с внешней стороны:
Юго-восток:
Интерьер северного крыла:
Лестница на второй этаж:
Наверху:
В конце коридора - санузел:
Небольшое строение делит двор на основную (западную) и "хозяйственную" (восточную) части; первое фото сделано с крыши южного крыла, на которую мы выберемся несколько позже:
Одноэтажная восточная часть северного крыла:
Кажется, эту стену мы уже видели с другой стороны:
Юго-восток:
"Солдат/водитель, паркуйся в направлении движения":
В оригинале здесь была конюшня:
Теперь вдоль южного крыла:
Здесь тоже лестница наверх:
Юго-запад; "при пожаре вынести боеприпасы и отключить электричество":
В башню:
Выше:
Там водный резервуар:
И выход на крышу:
Всё, пора домой. Напоследок - пара сарайчиков к западу от форта:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
גד קרויזר - הטיגארטים - הקמת מצודות המשטרה הבריטית בארץ ישראל 1938-1943אבי קוסובסקי, שלומי שטרית - משטרת ישראל בשביל ישראל
Michaelarch.wordpress.com