(
Давно, с Кучером)
Заодно с
Хоразином (Коразим) и
Капернаумом (Кфар Нахум) выговор от Иисуса с занесением в Новый Завет (
Мф 11:20) получило селение
Вифсаида (= Бейт Цайда = "дом охоты", под которой скорее всего имелась в виду рыбалка). Объект упоминается в евангелиях ещё несколько раз, в частности
- как родина апостола Филиппа (
Ин 12:21) - "Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса." и у Иоана же как родина Петра и Андрея.
- По версии Луки, вблизи Вифсаиды имело место чудо с хлебами и рыбами (
Лк 9:10).
- По версии Марка, напротив, после совершения чуда апостолы попыли в Вифсаиду, попали в шторм и наблюдали хождение по воде (
Мк 6:41):
Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
У Флавия читаем, что
- "Филипп... местечко Вифсаиду, расположенное у Генисаретского озера... обратил в город, увеличив число жителей и снабдив его всем нужным, и назвал его Юлиадою в честь Юлии, дочери императора" (
Иудейские древности 18:2:1);
- "Филипп умер в Юлиаде. Труп его был доставлен в мавзолей, который он сам заранее воздвиг для себя, и торжественно похоронен там." (ИД 18:4:6)
- "Филипп... построил... в нижней Гавланитиде {Голаны} - город Юлиаду" (
Иудейская война 2:9:1);
- "Иордан... прорезывает сначала болота и топи Самахонитского озера {Хула}, уклоняется оттуда в сторону на 120 стадий и протекает мимо города Юлиады посредине Геннисаретского озера" (
ИВ 3:10:7);
- и что сам Флавий однажды сражался неподалёку от этой Юлиады с солдатами
царя Агриппы (
Жизнь 71-72):
В это время прибыло войско от царя, конное и пешее, под командованием Силлы, начальника телохранителей. И он, став лагерем в пяти стадиях от Юлиады, поставил стражу на дорогах, ведущих в Селевкию и в крепость
Гамалу, чтобы отрезать их жителей от помощи со стороны галилеян. Когда я узнал об этом, я послал две тысячи гоплитов во главе с Иеремией, которые, разбив лагерь в одном стадии от Юлиады близ реки Иордан, ничего не предпринимали кроме стрельбы из метательных орудий, пока я не прибыл к ним, взяв три тысячи воинов. А на следующий день, посадив засаду в каком-то овраге недалеко от их лагеря, я стал вызывать царских воинов на бой, приказав своим обратиться вспять, пока они не выманят неприятеля вперед - что и произошло. Ибо Силла, предположив, что наши по-настоящему бегут, вышел вперед и начал преследование. А сидевшие в засаде напали на них с тыла и привели всех в сильное смятение. Я же сразу сделал резкий разворот и с войском ударил навстречу царским воинам, и обратил их в бегство. И я бы довершил в тот день это дело, если бы не помешал некий демон. Ибо конь, на котором я сражался, попал в топкое место и сбросил меня на землю: и поскольку у меня было повреждено запястье, я был доставлен в селение, называемое Кефарнома {Капернаум}. А мои люди, услышав это и опасаясь, что со мной случилось что-нибудь похуже, прекратили преследование и вернулись ко мне весьма обеспокоенные.
Юлию мимоходом упоминают Плиний в первом веке и Птолемей во втором. Согласно Плинию (
Естественная история 5:15)
В верхней части, пройдя горные долины, Иордан впадает в озеро, которое многие называют Генисаретским. Оно имеет 16000 шагов в длину, 6000 в ширину и окружено прелестными городами: с востока Юлией и Гиппоном, с юга Тарихеей..., с запада
Тивериадой с целебными горячими источниками.
По
лаконичному описанию Евсевия, "Вифсаида (Βηθσαίδά), город Андрея, и Петра, и Филиппа, лежит в Галилее, примыкающей к Генисаретскому озеру". В начале 6-го Феодосий
уточнил: "От Капернаума до Вифсаиды 6 миль; там родились апостолы Петр, Андрей, Филипп и сыны Зеведеовы." В восьмом веке немецкий паломник
Виллибальд писал про церковь в Вифсаиде, посвящённую Петру. Так как (забегая вперёд) в нынешней полуофициальной Бейт Цайде археологи не нашли ничего похожего на церковь, многие полагают, что Виллибальд имел в виду церковь в Капернауме.
From [Tiberias] they went around the sea, and by the village of Magdala to the village of Capernaum, where our Lord raised the prince’s daughter.Here was a house and a great wall, which the people of the place told them was the residence of Zebadee with his sons John and James. And [from Capernaum] they went to Bethsaida, from which came Peter and Andrew. There is now a church, where previously was their house. They remained there one night, and the next morning went to Chorazin, where our Lord healed the demoniacs {т.е., видимо,
Курси}, and sent the devil into a heard of swine.Here was a church of the Christians. Having performed their devotions there, they went to the place where the two fountains, Jor and Dan, issue from the earth, and flowing down from the mountain are collected intoone, and form the Jordan.
Наконец, в Мишне и Талмуде несколько раз упоминается некая локация, обозначенная иногда Цидон, а иногда Цейдан; и вполне вероятно, что по крайней мере иногда это не "обычный" Цидон (ака финикийский Сидон), а "наша" Бейт Цайда
- Так, рабби Шимон бен Гамлиэль припомил, что некогда в Цейдане ему предложили более трёхсот видов рыбы (
ИТ Шкалим 6:2).
- Ещё одно упоминание (
Мишна+ВТ Авода Зара 3:7) - мол, в Цейдане было дерево, рядом груда камней, и в этом месте творилось идолопоклонство - Михаил Фрейкман ака
indy424 считает отсылкой к мегалитическому сооружению, известному как Хирбет Бтеха... Бтеха, кстати, это арабское название небольшой равнины, примыкающей к северо-восточному побережью Кинерета.
(Иисус исцеляет слепого из Вифсаиды {см.
Мк 8:22}, Фредерик Шилдс, конец 19 века;
wiki)
Впрочем, довольно растекаться по цейданскому древу; настало время привязать вышепроцитированные истории к местности. Для начала я накидаю сюда средневеково-ренессансных карт. Они мало чем нам помогут; разве что продемонстририруют тенденцию размещающать Вифсаиду к западу от Иордана (а Коразим, наоборот, к востоку). Это может быть связано с тем, что (как мы видели выше) Иоанн и Евсевий относили объект к Галилее. Но зато они красивые... Экспонат номер один - карта от
Марино Санудо (1320).
(
wiki)
Эрхард Реувич (1486) передвинул Вифсаду ещё дальше, западнее Магдалы.
Следующие поколения учёных мужей, очевидно, были лучше знакомы с внебиблейскими источниками и знали про флавиевскую Юлию на Голанах, во владениях тетрарха Филиппа Иродовича. Посему на карте
Кристиана ван Адрихема (1590) изображены Вифсаида на северо-западе Кинерета и Юлия на северо-востоке:
Ещё интереснее у Кристиана Сгротена (1570) - Вифсаида-Юлия на северо-западе и Юлиада, совмещённая с Коразим, на северо-востоке:
Около 1740-го Палестину посетил британский епископ-путешественник
Ричард Поукок. К этому моменту некоторые учёные мужи придерживались гипотезы, что Вифсаиды было две - условно "Вифсаида-Юлия" и "Вифсаида Галилейская" - "удовлетворяя" таким образом и Иоанна, и Флавия. Другие настаивали, что всё же одна; мол, Иоанн использовал термин "Галилея" не в политическом, а в географическом смысле, и эта географическая Галилея вполне могла простираться к востоку от Иордана. Поукок поддержал "двоечников" и предложил конкретные локализации обоих объектов:
На равнине Гатина, примерно в двух милях к западу от Тивериадского моря, есть руины города или большой деревни, которая сейчас называется Байтсида, и должна быть Вифсаидой Галилейской, так часто упоминаемой в Евангелиях... Поскольку город на востоке был переименован тетрархом Филиппом в Юлию раньше, чем наш Спаситель бывал в этих местах, легко заключить, что восточное место никогда не имелось в виду, а только этот город в Галилее; и хотя он в двух милях от моря или озера, можно сказать что он около Тивериадского моря; там есть руины большого резервуара и другие здания; и особенно примечательные остатки церкви, и прекрасно обработанный дверной проём из белого мрамора, и колонны.
Три страницы спустя:
Я отправился к северной оконечности Тивериадского моря, где в него впадает Иордан, после того как течёт около двух миль по равнине. По восточную его сторону, на входе на эту равнину, есть холм с руинами; он называется Telouy, похоже искажённое Юлия, древняя Вифсаида на Голанах, которая должна быть примерно здесь...
Через сто лет по следам Поукока отправился "отец библейской географии" Эдвард Робинсон. Он обнаружил только одни развалины, соответствущие описанию "Бейтсиды", но известные местным исключительно как "Ирбид"; и идентифицировал их с
античной Арбелой. Возможно, предположил Робинсон, его предшественник задал арабскому проводнику прямой вопрос "не здесь ли Вифсаида"; на такие вопросы, мол, проводники склонны давать положительный ответ... А вот вторую находку Поукока он утвердил; правда, холм назывался просто "эт-Тель" (т.е. городище с определённым артиклем), и никакое фонетическое сходство с Юлией не просматривалось совершенно, но расположение и облик этого "просто теля" его в целом удовлетворили. На холме Робинсон обнаружил обширные руины, крупнейшие в этом районе и таким образом тянущие на построенный Филиппом город; однако отметил, что среди массы необработанных камней не видно явных признаков античной архитектуры. Ещё несколько десятилетий спустя Готтлиб Шумахер задался вопросом, не слишком ли далеко эт-Тель от берега для рыбацкой деревни; и выдвинул новую кандидатуру - эль-Арадж возле устья Иордана, и вроде заодно Месадийе чуть южнее. В качестве компромиссного варианта, Шумахер предположил, что оба ответа могут быть верны - рыбацкая деревня на берегу плюс резиденция Филиппа подальше да повыше. Более поздние исследователи разделились на два лагеря; но до раскопок руки не доходили ни у тех, ни у других. В 1927/8 Уильям Олбрайт бегло осмотрел эт-Тель, не обнаружил там римской керамики и посему забраковал. В 1968-м израильские агрессоры принялись археологически разведывать новоприобретённые территории; в этот раз Дан Урман римскую керамику нашёл, наряду со средне-и-раннебронзовой, железной, византийской и османской.
В 1987-м решением вифсаидоведческого вопроса занялся археолог Рами Арав. В эль-Арадж пробные раскопки и прощупывание георадаром выявили только византийский культурный слой, тогда как пробы на эт-Теле оказались более перспективными; и Арав сосредоточился на последнем. До 1990-го раскопки велись под эгидой Хайфского Университета; с 1991-го перешли к
международному консорциуму во главе с Университетом Небраски; и продолжаются до сих пор. Перекопав холм высотой 45 метров и площадью 20 акров, исследователи выделили шесть главных культурных слоёв, начиная с железного века; несмотря на наличие бронзовой керамики, соответствующие строения найдены не были.
- Город железного века 2A (950-850 до н.э.) с двойной стеной (относительно тонкой наружной и 6 - 8 метровой внутренней) и двойными воротами в юго-восточной части периметра (зона A). Северо-восточный угол города был прикрыт большой башней (21 на 8 м). В центре (зона B) находилось здание размером 2 на 15 м, опознанное как дворец типа "
бит-хилани". Город сгорел при невыясненных обстоятельствах.
- Город железного века 2B (850-732 до н.э.). Внутренняя стена продолжала использоваться, наружная была построена заново (толщина 1.5 - 2.5 м). Внутренние ворота тоже построены заново в "четырёхкамерном" формате, 35 на 17 м. Все "камеры" были размером 10 на 3.65 м; одна из них использовалась как зернохранилище. Ворота располагались под прямым углом к внешним и были защищены двумя башнями размером 10 на 6 м, без внутренних помещений. Помимо защитной функции ворота имели культовую; в комплексе нашли 8 стел, одна из них с изображением быка. Дворец перегородили стеной; его функция в данный период неясна. Потом пришли ассирийцы и всё разломали, оставив после себя несколько десятков наконечников стрел в районе ворот.
- С -732 до -6 века - небольшое поселение, в основном вторичное использование былого величия.
- Персидский период (с -6 до -3 века) - та же фигня.
- Эллинистический и римский периоды (с -3 до 3 века) - Сельхозпоселение. Римский храм, накладывающийся на железные" ворота в зоне A (плюс пара статуэток и бронзовая лопатка для благовоний). Арав гипотетизирует, что храм мог быть посвящён той самой Юлии. Как и другие современные исследователи, он полагает, что фигурантка - не
дочь Августа (которую император изгнал вскоре после воцарения Филипа), а
жена. Римский жилой дом на месте "железного" дворца в зоне B. К северу от дворца - большой дом (474 кв м) эллинистического периода, условно названный "дом рыболова" (внутри нашли крючки, грузила для сетей, базальтовые якоря). Ещё севернее, уже в зоне C, условный "дом винодела" (потому что с винным погребом), тоже эллинистический, а может даже персидский.
- С 16 века - бедуинские могилы, простые строения, сирийская огневая позиция. Как поясняет
Мендель Нун (ныне покойный кибуцник из
Эйн Гев, не получивший формальное образование, но пользовавшийся уважением как эксперт по Кинерету и окрестностям), до середины 20 века холм использовало как зимнюю стоянку бедуинское племя, называвшее себя "араб эт-телавийе" (арабы холма).
Арав предполагает, что раскопанный им город железного века был столицей
Гешура; он также идентифицирует его с городом Цер из
Иегошуа 19:36: "Сынам Нафтали вышел жребий шестой; сынам Нафтали по семействам их... Города укрепленные: Циддим, Цэйр, и Хаммат, Раккат, и
Киннэрэт, И Адама, и Рама, и Хацор..."; а также гипотетизирует, что из-за сходства между буквами "реш" и далет" в текст могла вкрасться ошибка, и возможно правильное прочтение "Цед", откуда уже недалеко до [Бейт] Цайды. Греко-римский же слой, убеждены руководители раскопок, вне всякого разумного сомнения есть Вифсаида Флавия и Евангелий. Своего рода официальным признанием такой точки зрения стало присвоение "просто телю" на современных картах имени Тель Бейт Цайда.
(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)
Оппоненты (в частности американский библеист Стивен Нотли и наш кибуцник Мендель Нун) выдвигали следующие доводы:
- Как отмечалось выше, эт-Тель находится слишком далеко (порядка 2 км) от берега, чтобы быть рыбацкой деревней. Арав и его товариши по консорциуму отвечают, что виной тому
тектонические деформации плюс нанесённый Иорданом ил, совместными усилиями ликвидировавшие гипотетическую античную лагуну, и в подтверждение приводят результаты исследования почвы к югу от холма.
- Римский слой на эт-Теле бедноват и на построенный Филиппом город не тянет; кроме предполагаемого храма, мол, предъявить практически нечего. Арав не соглашается; мол "римского материала" больше, чем в Капернауме или Коразим; давеча вон монету редкую нашли времён Антонина Пия...
- Часть находок, числящихся рыболовными принадлежностями, таковыми не является; оставшихся слишком мало для рыбацкой деревни.
- Эль-Арадж не стоит сбрасывать со счетов; Дан Урман в 1973-м и Йосеф Степански в 1990-м проводили там археологические разведки и среди прочего отрапортовали о римской керамике и архитектурных элементах. "Мы там копали," - приходили ответы с "теля", - "под византийским слоем пусто; так что камни видимо вторичные, а керамику водой принесло".
В 2016-м Мордехай Авиам и Стивен Нотли начали
раскопки в эль-Арадж. В районе османской усадьбы, известной как "
дом бека", они нашли византийский материал, возможно указывающий на церковь (что соответствует свидетельству Виллибальда); под ним
римскую баню; затем другие римские строения, грузила для рыболовных сетей итп... в общем, ждём новые сводки с полей археологической брани.
Предполагаемая притолока римского храма, найденная во вторичном использовании:
Здесь до 1967-го была сирийская огневая позиция:
Дальше:
Улица:
"Дом винодела":
Двор:
Кухня:
Винный погреб; здесь нашли 4 сосуда для вина:
Жилые помещения:
"Дом рыболова":
Реконструкция того и другого:
Где-то здесь должен быть дворец железного века:
(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)
Дальше:
Там Кинерет:
Городские ворота железного века, план:
(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)
Вид изнутри:
Справа от ворот (если смотреть из города) было место для жертвоприношений.
Левая и правая половины ворот; с каждой стороны стоит стела-"мацева":
С каждой стороны - два таких помещения:
Ворота, вид снаружи:
Здесь тоже стелы:
Восточный склон холма:
Наружные ворота:
Двойная городская стена:
Всё:
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 5)
Has the Lost City of Bethsaida Finally Been Found ? By Mendel NunEt-Tell is Not Bethsaida By R. Steven NotleyBethsaida - A Response to Steven Notley By Rami AravHas Bethsaida-Julias Been Found ? By Mordechai Aviam and R. Steven NotleyBiblearchaeology.orgDoctor Pococke's Travels (in A General Collection of the Best and Most Interesting Voyages and Travels in All Parts of the World (Volume 10) By John Pinkerton)
Biblical researches in Palestine, and in the adjacent regions : a journal of travels in the year 1838 By Edward Robinson
p 378,
p 413BibleWalks