Миилия.

May 01, 2009 16:33




Христианская деревня Миилия в Западной Галилее наверняка известна многим как "место, где нужно свернуть с 89-го шоссе, чтобы добраться до ручья Кзив и замка Монфор". Между тем, деревня может похвастаться и своим собственным замком.

Королевский Замок (Castellum Regis, Chastiau dou Rei), или Mhalia, впервые упоминается в документе от 1160, согласно которому Балдуин III вверил его некоему Иоанну Хайфскому (Johanni de Caypha). В дальшейшем, очевидно, фьеф возвратился под контроль короны, и в 1182-м Балдуин IV передал его своему дяде, титулярному графу давно потерянной Эдессы Жослену де Куртенэ. В 1187 объект разделил судьбу практически всего королевства.

Спасать королевство, наряду с Ричардом Львиное Сердце и Филиппом Августом, отправился император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса. Но 10 июня 1190 года во время то ли переправы, то ли купания, император утонул в реке Селиф. В итоге, большая часть подданных Барбароссы разошлась по домам; остальные всё же продолжили путь и вместе с англичанами и французами приняли участие в осаде Акры. Жара, скученность, антисанитария... одним словом - рай для всяческих бактерий и вирусов. Существующие "мощности" то ли просто не справлялись, то ли отдавали предпочтение "своим". Немцы не растерялись и открыли собственный "полевой госпиталь", благо прецедент был (до 1187 в Иерусалиме существовал госпиталь для немецких паломников). В итоге крестоносцы вернули себе Акко и другие приморские города и территории; в том числе, видимо, и "наш" замок. Немецкий же полевой госпиталь на рубеже веков перевоплотился в новый духовно-рыцарский орден - тевтонский.

Прошла ещё пара десятков лет, и тевтонские рыцари начали активно скупать недвижимость в западной Галилее. В 1220 орден приобрёл у старшей дочери де Куртене, Беатрисы, и её мужа, Отто фон Хеннеберга / фон Ботенлаубена, их местные владения, включая замок в Миилии; в 1228-9 пришёл к соглашению с сыном младшей дочери Агнес, James of Mandale; и вообще назаключал кучу сделок с недвижимостью. Основываясь на данных об этих сделках, Элленблюм доказывает, что в Миилии существовало значительное франкское поселение; он вообще утверждает, что "поселенческая деятельность" франков в Леванте была гораздо более активной, нежели считалось ранее. Некоторое время экс-королевский-замок служит центром галилейских владений ордена. Но уже в конце 1220-х рыцари приступили к возведению в нескольких километрах к северо-западу гораздо более внушительного Монфора/Штаркенберга; и после его завершения Миилия потеряла свои административные функции. Мамлюки предположительно взяли Миилию в 1266-м, а если нет, то в 1271-м уже точно. Неясно, был ли замок при этом разрушен; во всяком случае лет 50 спустя аль-Димашки всё ещё описывал его как "хорошо укреплённый замок на холме". Сама деревня при мамлюках снова стала местным административным центром. В восемнадцатом веке в неё переселилась группа ливанских христиан; с тех пор их потомки так тут и живут...

В последние годы археологи начали немного подкапываться под замок и под северную часть деревни, и накопали всякой всячины, начиная с неолита. В августе 2019-го появилась информация, что по соседству с замком в ходе раскопок, заказанных владельцами участка и проведённых археологом Рабеи Хамиси (тоже жителем Миилии), нашли самую большую известную франкскую винодельню. Затем этажом выше открыли ресторан. Заодно местный совет и жители вложились в укрепление замка, а то, мол, он начал сыпаться. На ремонт всего замка требуется порядка 3 миллионов; пока собрали 300 тысяч и - под руководством хайфских археологов - привели в порядок самый опасный участок.

Напоследок - пара гипотез. Одна - что Миилия находится на месте библейского города Беалот (см. напр. מלכים א ד טז). Другая - от господ из бывшего Кенигсберга - что в названии их города может "скрываться" не только король Оттокар Богемский, но и потеряный левантийский замок.

Замок квадратный, со стороной 39 метров, толщина стен примерно 3 метра. По углам - прямоугольные башни. Ворота были, предположительно, с южной стороны; теперь там просто большая дыра.



(Rabia Hamisa, стащено из Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas)

Северо-западная башня и примкнувшие к ней дома:




Северная стена:







Северо-восточная башня:




Восточная стена:




Крест символизирует протест скульптора Игаля Тумаркина против отчуждения земель:




Здесь была юго-восточная башня:




Внутри:







Греко-католическая церковь, построенная в 1845 году. Предположительно стоит на месте средневековой церкви Марии Магдалины:







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Frankish Rural Settlement in the Latin Kingdom of Jerusalem By Ronnie Ellenblum
Colonization Activities in the Frankish East: The Example of Castellum Regis (Mi'ilya) By Ronnie Ellenblum PDF HTML
Settlement and Society Formation in Crusader Palestine By Ronniel Ellenblum (from The archaeology of society in the Holy Land By Thomas Evan Levy)
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle
Crusader archaeology By Adrian J. Boas
Unknown crusader castles By Kristian Molin
The Early years of the Teutonic Order By William Urban
Hadashot Arkheologiyot journal 117, journal 120, journal 121, journal 125
Mizpe-hila.com
Biblewalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера nmiddle

Crossposted to tourism_israel.
Crossposted to zamki_mira

церкви и монастыри, крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up