Средняя из семи оригинальных станций
железной дороги Иерусалим - Яффа называлась
Седжед и находилась примерно в километре к северу от
одноимённой небольшой деревни. Как видим на ранней фотографии, объект состоял из небольшого двухэтажного здания (аналогичного зданиям станций в
Лоде, Дир Абане и
Батире) и водонапорной башни, служившей для наполнения прожорливых паровозных котлов. Пишут, что его османскому величеству
Абдул-Хамиду II принадлежали сельхозугодья в этих местах; и железная дорога облегчала перевозку зерна в Иерусалим, к удовольствию и султана, и владельцев линии, и конечных потребителей. Так, в 1899-м году в Седжеде было погружено более 1200 тонн зерна; всего за год поезда иерусалимской линии перевезли 1979 тонн зерна. По прикидке Шафира, этого должно было хватить на 7-12 тысяч человек.
В 1915-м по военно-стратегическим соображениям была открыта новая станция
Вади Сурар примерно в 2.5 км к северо-западу, и станцию в Седжеде закрыли навсегда. В начале 2000-х внимательные исследователи ещё могли разглядеть бетонные фундаменты
здания и
водонапорной башни, но после очередных работ над железной дорогой и они, насколько я понимаю, исчезли с лица земли...
Паровоз Baldwin 2-6-0 номер 3 пополняет запасы воды. Где-то в этих местах вроде был источник; но то ли его не хватило, то ли по какой-то иной причине, но похоже, что башню оборудовали собственной скважиной.
1909:
1913:
Неизвестно зачем с полгода назад я всё-таки съездил на
подсказанное картой амуданан место бывшей станции. Сначала через мошав
Таль Шахар и дальше на юг по этой дороге:
Теперь немного вдоль путей на запад:
Видимо, где-то здесь:
Вид на Таль Шахар:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Vanishing Station at Sejed: On the History and Significance of the Jaffa-Jerusalem Railroad By Ron Shafir