Тель Гивон.

Feb 13, 2022 08:17



(По следам похода с Амитим ле-Тиюлим)

Библейский город Гивон (правильнее Гив'он, но мне мозолит глаза этот апостроф) впервые появляется в книге Иегошуа, глава 9. Мол, услышав про печальную судьбу Иерихона и Ая, лица хивейской национальности из Гивона решили пойти другим путём. Прикинувшись посланниками из далёких краёв (ветхая одежда, протекающие мехи, засохший хлеб) они пришли к Иегошуа и предложили заключить союз. Наивные сыны израилевы, не посоветовавшись со всеведущим начальством, пообещали гостям неприкосновенность. Три дня спустя израильтяне дошли до Гивона и трёх союзных городов (Кфира, Беэрот, Кирьят Яарим), и хитрость раскрылась; но слово было уже дано, поэтому Иегошуа ограничился возложением на обманщиков трудовой повинности - "да не переведутся среди вас рабы, и дровосеки, и водочерпальщики для дома Б-га моего". Однако на этом проблемы новоиспечённых дровосеков не закончились. Уже в следующей 10-й главе царь Иерусалима Адони-Цедек забеспокоился, "потому что Гивон - город большой, как один из городов царских, и он больше Айя, и все люди его храбры", и решил примерно наказать коллаборационистов. К нему присоединились цари Хеврона, Ярмута, Лахиша и Эглона. Гивониты обратились за помощью к израильтянам. Верный союзническому долгу, Иегошуа после ночного марша внезапно обрушился на армию пяти царей возле Гивона, обратил её в бегство и гнал до Азеки и Македы. Высокое начальство тоже помогло - с неба на беглецов посыпались большие камни, а солнце и луна остановились над Гивоном и долиной Аялон соответственно, чтобы дать больше времени для преследования противника. Неудачливые цари спрятались в пещере, но были найдены и казнены. Дальше в той же книге Гивон упоминется как город на территории колена Биньямина (18:25), отданный левитам (21:17).

Согласно хроникам I 9:35-39 в Гивоне жил Йеиэль, предок израильского царя Шауля; более того, в тексте Йеиэль назван "отцом Гивона", что бы это ни значило. К теме взаимоотношений между семьёй Шауля и гивонитянами мы вернёмся чуть ниже... После гибели Шауля в битве с филистимлянами трон унаследовал его сын Ишбааль/Ишбошет при поддержке военачальника Авнера; однако колено Иуды присягнуло Давиду. В Шмуэле II 2 представители обеих "партий" встречаются в Гивоне:

И вышел Авнэйр, сын Нэйра, со слугами Ишбошэта, сына Шаула, из Маханаима в Гивон. А Йоав, сын Церуи, со слугами Давида вышли и встретили их все вместе у пруда Гивонского; и разместились те на одной стороне пруда, а эти на другой стороне пруда. И сказал Авнэйр Йоаву: пусть встанут юноши эти и позабавятся (борьбою) пред нами. И сказал Йоав: пусть встанут. И встали они, и вышли счетом двенадцать Бинйаминян от Ишбошэта, сына Шаула, и двенадцать из слуг Давида. И схватили они друг друга за голову, и (вонзили) мечи свои друг другу в бок, и пали вместе. И назвали место это, что в Гивоне, Хэлкат-Аццурим (Полем мечей). И произошла в тот день чрезвычайно жестокая битва, и поражен был слугами Давида Авнэйр с людьми Исраэйльскими.

В итоге, как мы знаем, Давид одержал верх; двое из людей Ишбошета убили последнего и принесли голову Давиду, и тот немедленно их казнил; Авнер ещё раньше попытался помириться с Давидом, но был зарезан Йоавом. Спустя некоторое время против Давида восстал биньяминянин Шева, сын Бихри (Шмуэль II 20). Давид отправил своего военачальника Амасу созывать колено Иуды; тот долго отсутствовал; встретив Амасу наконец "возле большого камня, что в Гивоне" Йоав тотчас же его зарезал - не то Амаса своей медлительностью навлёк на себя подозрения, не то Йоав просто устранил очередного соперника... Но самый жесткач происходит в главе 21, возвращающей нас к теме Шауля и гивонитян:

И был во дни Давида голод три года, год за годом. И вопросил Давид Г-спода... И сказал Г-сподь: за Шаула это и за этот кровожадный дом, за то, что он умертвил Гивонитян. И призвал царь Гивонитян, и говорил с ними. Гивонитяне же (были) не из сынов Исраэйлевых, а из остатка Эморийцев, и сыны Исраэйлевы поклялись им; но Шаул хотел перебить их в ревности своей за сынов Исраэйлевых и Йеудиных. И сказал Давид Гивонитянам: что мне сделать для вас и чем искупить (грех), чтобы вы благословили наследие Г-сподне? И сказали ему Гивонитяне: не (ищем) мы ни серебра, ни золота от Шаула, ни от дома его, ни человека, чтоб умертвить его, в Исраэйле. И сказал он: что вы скажете, то я и сделаю для вас. И сказали они царю: от того человека, который губил нас и замышлял уничтожить нас, чтобы не стало нас нигде в пределах Исраэйлевых, пусть выданы будут нам семь человек из потомков его, и мы повесим их пред Господом в Гиве Шаула, избранника Гoсподня. И сказал, царь: я выдам. Но пощадил царь Мефивошэта, сына Йеонатана, сына Шаула, ради клятвы пред Господом, которая была между ними, - между Давидом и Йеонатаном, сыном Шаула. И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, - Армения и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы. И выдал он их в руки Гивонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И пали они, семеро вместе; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя. И взяла Рицпа, дочь Айи, дерюгу, и растянула ее себе у той скалы, (и была там) от начала жатвы до того, как полились на них воды с неба, и не допускала до них птиц небесных днем и зверей полевых ночью.

Злые языки могли бы сказать, что (если эта история вообще имела место) Давид воспользовался удобным случаем, чтобы избавиться от потомков предыдущего царя... No, let's not be ridiculous. That's absurd. Your honour, this is outrageous. No, it's not even conceivable... Не обращайте внимания, меня занесло, вернёмся к теме. Далее Гивон фигурирует как место, где наличествовал культовый центр ака "высота" и при Давиде и Соломоне какое-то время располагалась скиния - см хроники I 16:39 и 21:29, хроники II 1:2, Мелахим I 3:4. Наконец, сабж мельком упомянут в повествующих о намного более поздних событиях книгах Иеремии - "Ханания, сын Аззура, пророк из Гивона" (28:1), "большой водоем, что в Гивоне" (41:12) - и Нехемии (3:7).



(Гивонская делегация у Иегошуа на иллюстрации 13-го века, wiki)

Галопом по другим источникам.

- Во-первых, топоним, похожий на Гивон, наличествует в списке побед фараона Шешонка (945-924) на стеле в Карнаке.

- Во-вторых, Флавий, пересказывая в Иудейских древностях 7 11:7 библейскую историю об убистве Амасы, добавляет, что Гивон находится в 40 стадиях от Иерусалима; переведя римский стадий (185 м) в современные единицы, получаем 7.4 км. Тот же Флавий в Иудейской войне 2 19:1 сообщает, что Цестий Галл "двинулся вперед в Лидду... пошел дальше через Ветхорон, и у Гаваона, на расстоянии пятидесяти стадий от Иерусалима, разбил свой лагерь"; по той же нехитрой формуле получаем уже 9.25 км. И на обратном пути: "С большим трудом, потеряв также большую часть своей поклажи, они достигли, наконец, своего прежнего лагеря - Гаваона. Цестий провел здесь в нерешительности два дня; когда на третий день число неприятеля еще больше увеличилось и все кругом кишело иудеями, он сознал, что его медлительность послужила ему только во вред и что дальнейшее пребывание на месте только умножит еще более число его врагов. Чтобы ускорить бегство, он приказал уничтожить все, что может отягчать войско в пути. Были убиты поэтому мулы и вьючные животные за исключением тех, которые носили орудия стрельбы и машины; последние они сохранили на случай надобности, а главным образом для того, чтобы они не попались в руки иудеев и не были ими обращены против римлян. После этого они выступили в Ветхорон."

- Согласно Ономастикону Евсевия, "Гаваон (Γαβαών), придя откуда Гаваониты просили Иисуса; это была большая и царская столица Евеев, доставшаяся в жребий кольну Вениаминову и ныне есть селение, называемое, так близ Вэфиля к 3., приблизительно на 4 милиария."

- По Иерониму, Паула, на пути из Никополя через Бейт Хорон, видела Гивон справа.

- Википедия сообщает, что у караимского автора 10-11 веков Давида бен Авраама аль-Фаси Гивон отождествлён с деревней Аль-Джиб (примерно 9 км к северу от Иерусалима).

- Той же точки зрения придерживались некоторые авторы периода крестовых походов. Вот, например, из Рорго Фретелла: "At the 7th milestone from Jerusalem, along the road which leads to Nablus (Neapolis), is [the turning for] Gibeon (Gabaon), from which the Gibeonites came to Joshua suing for peace." Впрочем, существовали и другие точки зрения; так, Даниил отождествил Гивон с горой Искушения, a Вениамин Тудельский с Аль-Бирой.

- По Бахе ад-Дину, Саладин в 1192-м использовал Аль-Джиб в качестве сборного пункта для армии, и затем выступил на запад через перевал Бейт Хорон.

- В начале 13-го века Якут сообщает про Аль-Джиб: "A place in the Filistin Province, lying between Jerusalem and Nabulus. There are here two fortresses, called Upper and Lower Al Jib (Al Jib al Faukani and Al Jib at Tahtant), and they stand close one to the other."

- Согласно дафтару 1596-го года, местные жители в количестве 103 домов платили налог в 16 тысяч акче.



(Рицпа охраняет тела своих детей, Гюстав Доре, 1866, wiki)

В 1738-м английский священник и по совместительству путешественник Ричард Поукок, заняв стратегическую позиция в Наби Самуэль, "свысока" взглянул на Аль-Джиб и пришёл всё к тому же выводу касательно его идентификации. Ровно сто лет спустя в Аль-Джиб забрёл Эдвард Робинсон и рассудил аналогично, упомянув в качестве своих предшественников Поукока и Франца Фердинанда фон Троило (1666). Робинсон описал объект как небольшую деревню с нерегулярно расположенными домами; а также отметил древнее массивное здание из больших камней, возможно бывшую крепость или башню. Позже сабж посетил Герен (1863) и счёл то же самое (?) здание церковью, тем более что местные вроде называле его "эль-книса". Кондер (1881) согласился с Гереном и отнёс церковь к периоду крестовых походов; Багатти счёл её византийской; Прингл вообще сильно сомневается, что это была церковь, и осторожно предлагает холл омейядского дворцового комплекса; но он согласен, что в деревне есть остатки франкских построек.

А вот видный немецкий библеист Альбрехт Альт в 1920-е не согласился с предложенной идентификацией, ссылаясь на Евсевия. И в самом деле, вместо 4 миль на запад от Бейт Эля (арабский Бейтин), Аль-Джиб находится в 7 милях на юго-запад. Взамен Альт предложил разместить Гивон на Тель эль-Насбе, чуть южнее Рамаллы; хотя предложенная локация тоже находится к юго-западу от Бейтина, но вроде бы римская дорога, которая вели из Бейтина на запад, проходила где-то там. Аль-Джибу у Альта "достался" союзный Гивону город Беэрот. В 1947-м были опубликованы результаты раскопок Олбрайта на Тель эль-Насбе, и они не подтверждали гипотезу Альта. Тогда последний "перенёс" Гивон в Аль-Биру.

В 1956-62 Джеймс Притчард из Пенсильванского университета провёл шесть сезонов раскопок на холме на юго-восточной окраине деревни. Странно, но в изданной "по горячим следам" в 1962-м книге Притчард говорит о том, что город появился в раннюю бронзу, примерно за 3000 лет до нашей эры; тогда как согласно статье того же автора в более поздней "новой энциклопедии археологических раскопок", первые следы краткосрочного поселения на холме относятся к средней бронзе I, и только в среднюю бронзу II здесь появилось постоянное поселение. Что-то заставило его пересмотреть датировки находок ? Дальше всё более-менее консистентно. Позднебонзовый материал пока нашёлся только в нескольких могилах, хотя исходя из книги Иегошуа в это время здесь должен был быть большой город. В начале железного века местные соорудили массивную городскую стену толщиной 3.2 - 3.4 м и внушительную систему водоснабжения. Предполагаемый захват сабжа Шешонком (см выше) очевидно обошёлся без больших разрушений. Расцвет города пришёлся на на конец железного века; к этой фазе Притчард отнёс винные погреба и ещё одну систему водоснабжения. По его оценкам, площадь города составляла порядка 16 акров, а население 4-6 тысяч. Затем сабж был разрушен. С конца 6-го и до начала 1-го века до н.э. здесь не было значительного поселения, хотя определённые следы гомосапиенсов попадаются; но затем снова вырос город, на этот раз неукреплённый. В какой-то момент населённый пункт, к удовольствию археологов, сместился с холма на северо-восток. Кроме перечисленного, Притчард накопал жилые дома и могилы разных периодов, последние в основном на западном склоне холма. На самой вершине холма нашлись остатки позиций османской армии, стоявшей здесь в декабре 1917-го. Эти позиции и заодно археологические слои были основательно перепаханы британской артиллерией, вероятно стрелявшей с позиций в районе Наби Самуэль; археологи наткнулись на по крайней мере один неразорвавшийся снаряд.

Среди мелких находок из железного века оказались многочисленные осколки кувшинов объёмом 4-6 галлонов и подходившие к кувшинам пробки. Порядка тридцати ручек от кувшинов были помечены буквами ГБН, после чего сомневаться в идентификации стало сложно. Обычно за ГБН следовали буквы ГДР (возможно забор/стена, но при чём они тут) и имя (чаще всего Ханания, Азария или Амария). Притчард особо отмечает керамическую воронку, совпадающую с кувшинами по глине и обжигу и подходящую по размеру; она свидетельствует в пользу того, что кувшины наполнялись здесь, а не прибыли с содержимым из какого-то другого места. Вероятно, они использовались для транспортировки местного вина. То ли, гипотетизирует Притчард, "гивонское" было известным брендом, то ли (этот вариант он считает более вероятным) производители хотели получить назад свои кувшины. Из других мелочей - кинжалы, серьги, булавки (средняя бронза); скарабеи Тутмоса III и Аменхотепа II и кипрская керамика (поздняя бронза); ручки от кувшинов с "царскими печатями" и статуэтка Осириса (железный век); монеты от Птолемея II до Ираклия итп.



(Иллюстрация из книги Ньюмена, 1864, wiki)



(Аль-Джиб на фото из коллекции Мэтсона, 1934-9)

Сам по себе маршрут - короткий и простой, но включает пересечение "разделительного барьера", извилистые контуры которого на северной окраине Иерусалима можно оценить, взглянув на карту ниже. Небольшой анклав с деревнями Аль-Джиб, Бир Набала и Бейт Ханина аль-Балад полностью окружён забором; с другими арабскими населёнными пунктами к северу и к западу он соединён посредством тоннелей. Мы вышли из Махане Гивон (фиолетовое пятно на левом краю карты, к югу от Гиват Зеэв, соседствующее с меткой 437); сделали небольшой крюк в южном направлении; там (усилиями организаторов) МАГАВ открыл нам ворота; осталось только пройти немного на северо-восток, и подняться на холм на юго-восточной окраине деревни Аль-Джиб.



(wiki)

Весь маршрут уместился на фото, сделанном пару лет назад с крыши Наби Самуэль. Махане Гивон снова на самом левом краю; правее Аль-Джиб; потом цель экспедиции. Ещё правее Бир Набала и за ней Аль-Джудейра; на заднем плане виднеется Рамалла.



Целевой холм крупным планом:



И на схеме. В северо-восточной части холма обозначены фрагмент городской стены и системы водоснабжения; ниже по склону источник Эйн эль-Белед и римский открытый резервуар.



(Притчард)

Итак, от Махане Гивон "вниз" и "направо" вдоль барьера до ворот; этот участок маршрута опять же лучше всего проиллюстрировать старой фотографией из Наби Самуэль.



Теперь новые снимки. Если пройдя ворота в барьере взглянуть налево, хорошо виден тоннель, ведущий из анклава на запад:



Нам в другую сторону:





Ворота в никуда:



Дальше:



Родник:





Маленький колумбарий:





Дальше, через маслинонасаждения; впереди - проводник Меир Ротер:



Ещё один родник:





Маслодавильня:



В крестообразной выемке слева стоял винтовой пресс:



А вот что это за ниши ? Для крепления рычажных пресов великоваты.





Ещё маслодавильня, переделанная из погребальной пещеры:





Здесь тоже крестообразная выемка для пресса, использовавшегося для "додавливания" маслин; предварительно по ним прокатывали лежащий рядом жернов:



Вероятно, фрагмент основания жернова:



Слева от входа - разные помещения и непонятные инсталляции:







Справа тоже:





Главная цель искпедиции - две системы водоснабжения античного Гивона. Более ранний источник DHMO, который Притчард датирует началом железного века, представляет собой высеченную в камне цилиндрическую шахту диаметром 11.8 м и глубиной 10.8 м, по периметру которой оборудована лестница. Дальше лестница уходит под пол шахты, углубляясь ещё на 13.6 м, где очевидно достигался уровень грунтовых вод. Древним строителям пришлось извлечь порядка 3000 тонн известняка. Возможно, именно эта система попала в ТАНАХ под именем "пруда Гивонского". К нашему времени она была полностью засыпана и до начала раскопок Притчарда местные даже не подозревали о её наличии.

В какой-то момент, похоже, воды стало не хватать. На склоне холма имелся источник Эйн эль-Белед, но доступ к нему в случае осады оказался бы под большим вопросом. И ближе к концу железного века была сооружена вторая система - тоннель, опять же высеченный в каменных недрах холма и позволявший скрытно добраться до источника из-за городской стены. При этом внешний доступ к источнику, в отличие от Мегидо, не был засыпан. Но Притчард пишет о каких-то канавках в полу и стенах, намекающих на то, что некое препятствие там предусматривалось; возможно, его предполагалось установить в случае обострения обстановки. Со временем верхяя часть тоннеля опять же была завалена, но вышеупомянутый легкомысленный (или практичный) подход позволил местным жистелям пользоваться накопительным резервуаром в нижней части. Резервуар был упомянут Робинсоном: "Towards the East the ridge sinks a little; and here, a few rods from the village, just below the top of the ridge towards the North, is a fine fountain of water. It is in a cave excavated in and under the high rock, so as to form a large subterranean reservoir." В 1889-м, пишет Притчард, некий русский, известный только как Mr Risky, залез поглубже, осмотрел нижнюю часть тоннеля и даже что-то измерил. Результаты его лазания опубликовал вскоре Конрад Шик. Другую схему составил Феликс-Мари Абель в 1911-м.

План, показывающий городскую стену и обе системы водоснабжения:



(Притчард)

Где-то рядом должен быть такой дом минус седьмого века:



(Притчард)

Система номер 1:







Вниз:





Ещё немного вниз:



Всё, дальше засыпано:





Система номер 2:





(Притчард)





Внезапно - "окошко":



Тут скользко:



А внизу вода, лезть в которую мне не захотелось. Налево - проход к собственно источнику:



Направо - не менее мокрый выход на склон холма:



Те из нас, кто не испугался купания, выбрались куда-то сюда:



Притчард отрапортовал о 63 колоколообразных погребах (52 к югу от колодцев и 11 к северо-западу) со следующими средними характеристиками: глубина 2 м, диаметр в основании 2.2 м, отверстие наверху диаметром 67 см.; некоторые были прикрыты плоскими каменными крышками; стенки не оштукатурены. Внутри были найдены многочисленные осколки кувшинов, а в одном случае - практически целый кувшин объёмом порядка 36 литров. Притчард интерпретировал погреба как служившие для хранения кувшинов с вином; общий объём алкогольного продукта он оценил в 95000 литров. Насколько я понимаю, где-то поблизости должны быть и винодавильни.







Просто вид; слева внизу краешек Аль-Джиб; дальше Бир Набала:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 2)
Gibeon, Where the Sun Stood Still The Discovery of the Biblical City By James Pritchard
The Bible Reports on Gibeon By James Pritchard
Two Medieval Villages North of Jerusalem: Archaeological Investigations in Al-Jib and Ar-Ram By Denys Pringle & Peter Leach
Dictionnaire des Noms Géographiques Contenus dans les Textes Hiéroglyphiques (5) By Henri Gauthier
Saladin, or What Befell Sultan Yusuf By Beha ed-Din
Palestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le Strange
A description of the East, and some other countries By Richard Pococke
Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: A Journal of Travels in the Year 1838 By Edward Robinson, Eli Smith
From Dan to Beersheba or The Land of promise as it now appears By John Philip Newman
Description géographique, historique et archéologique de la Palestine, accompagnée de cartes détaillées (Judée 1) By Victor Guérin
The survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al p 10, p 94

фотоотчёты, водопровод

Previous post Next post
Up