Мост Джиср эль-Хауи.

May 02, 2022 01:00



(По следам вылазки с Кешет Йонатан)

И ещё раз про железнодорожную линию Хайфа - Дар'а. Главный герой данного поста - мост номер 2 через Ярмук, он же Джиср эль-Хауи (мост ветров), расположенный в 92 км от конечной в Хайфе, между станциями Самах и эль-Хама. Впервые линия пересекала Ярмук - с левого южного берега на правый северный - в Наараим, и тамошний мост номер 1 отметился среди прочих объектов в соответствующем посте. Потом железная дорога делала крюк на север к Самаху, снова поворачивала на восток и начинала долгий подъём по долине Ярмука, постоянно "перепрыгивая" на тот берег, где Мейсснеру было удобнее строить - на левый по мосту номер 2; на правый по мосту номер 3 (Джиср эль-Бана), снова на левый по мосту номер 4 (Батана), снова на правый по мосту номер 5 (Шак эль-Баред), и так с дюжину раз. Номера со 2-го по 5-й имели примерно одинаковую конструкцию - три металлических пролёта длиной 30, 50 и снова 30 метров; но четыре каменных арки на восточном конце Джиср эль-Хауи добавляли ему примерно 24 метра и делали самым длинным на линии.

Помимо длины, Джиср эль-Хауи выделялся своей невезучестью. В ПМВ объект взорвали отступавшие турки примерно 25 сентября 1918 года; вскоре после войны канадские мостостроители привели его в порядок. Затем выяснять отношения с британцами начали еврейские подпольщики. Ночью с 16 на 17 июня 1946-го Хагана подорвала 9 дорожных и железнодорожных мостов на границах мандатной Палестины; ещё один мост был повреждён и один взорвать не удалось. В число благополучно уничтоженных объектов вошёл "наш" Джиср эль-Хауи; линия Хайфа - Дар'а оказалась теперь перерезана. Британцы вроде бы планировали ремонт и даже привезли для этой цели какие-то железяки, но пока они готовились, мандат приказал долго жить; с тех пор мост никто не трогал...

Джиср эль-Хауи примерно в 1908-м:



(wiki)

Ремонт объекта, 1919:



(wiki)

И дело рук Хаганы, 1946-7:



(wiki)

Линия Самах - Мезериб; продолжение до Дар'а осталось за "кадром". Интересущий нас мост - первый к востоку от Самаха.



(nabataea.net)

Мост неплохо виден с обочины 98-го шоссе в считаных метрах над перекрёстком Хамат Гадер:





Чтобы подойти поближе, придётся пройти через (любезно открытые армией для нашей группы) ворота в пограничном заграждении и спуститься по этой дороге:



Иорданская позиция на дальнем берегу Ярмука:



Дальше:



Железнодорожная насыпь:





Водосток:



По словам гида, эти железяки привезли англичане для несостоявшегося ремонта моста:







Железобетонное строение не вполне ясного назначения, возможно домик для охраны:







Шпала:



Мы у цели:



На заднем плане виднеется британский пилбокс:



Мост в разных ракурсах:









Немного Ярмука:





После проведения среди нас разъяснительной работы, идём обратно, но не совсем...



Немного ниже по течению Ярмука находится плотина, где остатки речной воды делятся между Иорданией и Израилем.



Иорданские 75% сворачивают на юг (вдаль) и в итоге попадают в канал короля Абдаллы (первого); а израильские 25% текут направо между двумя бетонными стенами и возвращаются в Ярмук.



Ближе:







Ярмук перед плотиной:



В этих местах перед заключением мирного договора с Иорданией (1994) проходили встречи между нашим генералом Барухом Шпигелем (начальником отдела внешних связей АОИ) и их Мансуром Абу Рашидом.



А ещё чуть дальше в густой траве лежит "мост Варди", использовавшийся для неких израильско-иорданских встреч. Название отсылает нас к Яакову Варди из руководства компании Израильское Водное Планирование (ТААЛЬ). Насколько можно понять из статьи в а-Арец, речь идёт о неких секретных обсуждениях распределения водных ресурсов, начавшихся в конце 1970-х и возможно продолжавшихся позже; во всяком случае, Варди занимал свой пост (вроде бы замдиректора) до 1987-го. Иорданскую сторону представлял министр водных ресурсов Мунтер Хададин.







С другой стороны мост почему-то называется иначе:





И просто пейзаж:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

фотоотчёты, мосты, железные дороги

Previous post Next post
Up