(По следам
вылазки с Кешет Йонатан)
И ещё раз про
железнодорожную линию Хайфа - Дар'а. Главный герой данного поста -
мост номер 2 через Ярмук, он же Джиср эль-Хауи (мост ветров), расположенный в 92 км от
конечной в Хайфе, между станциями
Самах и
эль-Хама. Впервые линия пересекала Ярмук - с левого южного берега на правый северный - в Наараим, и тамошний мост номер 1 отметился среди прочих объектов в
соответствующем посте. Потом железная дорога делала крюк на север к Самаху, снова поворачивала на восток и начинала долгий подъём по долине Ярмука, постоянно "перепрыгивая" на тот берег, где Мейсснеру было удобнее строить - на левый по мосту номер 2; на правый по мосту номер 3 (Джиср эль-Бана), снова на левый по мосту номер 4 (Батана), снова на правый по мосту номер 5 (Шак эль-Баред), и так с дюжину раз. Номера со 2-го по 5-й имели примерно одинаковую конструкцию - три металлических пролёта длиной 30, 50 и снова 30 метров; но четыре каменных арки на восточном конце Джиср эль-Хауи добавляли ему примерно 24 метра и делали самым длинным на линии.
Помимо длины, Джиср эль-Хауи выделялся своей невезучестью. В ПМВ объект взорвали
отступавшие турки примерно 25 сентября 1918 года; вскоре после войны канадские мостостроители привели его в порядок. Затем выяснять отношения с британцами начали
еврейские подпольщики. Ночью с 16 на 17 июня 1946-го
Хагана подорвала 9 дорожных и железнодорожных мостов на границах мандатной Палестины; ещё один мост был повреждён и один взорвать не удалось. В число благополучно уничтоженных объектов вошёл "наш" Джиср эль-Хауи; линия Хайфа - Дар'а оказалась теперь перерезана. Британцы вроде бы планировали ремонт и даже привезли для этой цели какие-то железяки, но пока они готовились, мандат приказал долго жить; с тех пор мост никто не трогал...
Джиср эль-Хауи примерно в 1908-м:
(
wiki)
Ремонт объекта, 1919:
(
wiki)
И дело рук Хаганы, 1946-7:
(
wiki)
Линия Самах - Мезериб; продолжение до Дар'а осталось за "кадром". Интересущий нас мост - первый к востоку от Самаха.
(nabataea.net)
Мост неплохо виден с обочины 98-го шоссе
в считаных метрах над перекрёстком Хамат Гадер:
Чтобы подойти поближе, придётся пройти через (любезно открытые армией для нашей группы) ворота в пограничном заграждении и спуститься по этой дороге:
Иорданская позиция на дальнем берегу Ярмука:
Дальше:
Железнодорожная насыпь:
Водосток:
По словам гида, эти железяки привезли англичане для несостоявшегося ремонта моста:
Железобетонное строение не вполне ясного назначения, возможно домик для охраны:
Шпала:
Мы у цели:
На заднем плане виднеется британский пилбокс:
Мост в разных ракурсах:
Немного Ярмука:
После проведения среди нас разъяснительной работы, идём обратно, но не совсем...
Немного ниже по течению Ярмука находится плотина, где остатки речной воды делятся между Иорданией и Израилем.
Иорданские 75% сворачивают на юг (вдаль) и в итоге попадают в
канал короля Абдаллы (
первого); а израильские 25% текут направо между двумя бетонными стенами и возвращаются в Ярмук.
Ближе:
Ярмук перед плотиной:
В этих местах перед заключением мирного договора с Иорданией (1994) проходили встречи между нашим генералом
Барухом Шпигелем (начальником
отдела внешних связей АОИ) и их
Мансуром Абу Рашидом.
А ещё чуть дальше в густой траве лежит "
мост Варди", использовавшийся для неких израильско-иорданских встреч. Название отсылает нас к Яакову Варди из руководства компании
Израильское Водное Планирование (ТААЛЬ). Насколько можно понять из
статьи в а-Арец, речь идёт о неких секретных обсуждениях распределения водных ресурсов, начавшихся в конце 1970-х и возможно продолжавшихся позже; во всяком случае, Варди занимал свой пост (вроде бы замдиректора) до 1987-го. Иорданскую сторону представлял министр водных ресурсов
Мунтер Хададин.
С другой стороны мост почему-то называется иначе:
И просто пейзаж:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.