Рядом с
резиденцией османского правителя-каймакама Беэр Шевы, по диагонали к сетке улиц (чтобы сориентироваться на Мекку) в том же 1906-м году построили
мечеть. Пишут, что сначала миссию поручили местному арабскому подрядчику; но проинспектировавший строящийся объект каймакам оказался недоволен, приказал всё разобрать, и привёз некоего иерусалимского архитектора, что интересно - христианина. Часть камней для здания добыли на руинах древней
Халуцы. Строительство обошлось в 1000 с лишним османских лир и частично финансировалось за счёт специального налога, которым правитель обложил окрестных бедуинов.
После Войны за независимость в здании мечети несколько лет обитали суд и КПЗ, а в 1953-м был передан муниципалитету (последний делит права на недвижимость с государственным "
управлением по развитию") и переоборудован в музей Негева. В 1991-м музей закрыли ввиду аварийного состояния. С 1970-х местные бедуинские активисты требовали вернуть объект мусульманам; муниципалитет отказывал, ссылаясь на демографию и безопасность (через улицу, в бывшем британском полицейском форте, военная база). В 1997-м 15 членов Кнессета подписали соответствующее обращение к премьер-министру; в 2002-м организация
Адала обратилась в верховный суд; в ответ в 2004-м для была создана комиссия во главе с секретарём правительства Исраэлем Маймоном, включавшая представителей различных министерств, полиции и земельного управления; комиссия рассудила оставить всё как есть, но порекомандовала муниципалитету при определении дальнейшей судьбы сабжа "учесть его историю и архитектуру"; в 2005-м суд предложил в качестве компромиссного решения открыть в здании культурный и общественный центр для местных мусульман; муниципалитет отказал; наконец, в 2011-м судьи во главе с Салимом Джубраном
постановили, что объект останется музеем, но последний будет посвящён культуре мусульманских и восточных народов. Пока суд да дело, здание отремонтировали, и 19 ноября 2011-го оно снова открыло двери в качестве
Музея исламской и ближневосточной культур.
Традиционный обход:
Купол и минарет:
Вход:
Внутренний двор:
Бойницеподобное окошко в основании минарета:
Фонтаны для музея сделал Арман Дариан, армянский художник-керамист, живущий в Иерусалиме.
Во дворе - небольшая постоянная экспозиция музея, в том числе несколько резных архитектурных элементов из омейядского дворца в
Хирбет аль-Миния ака Хурват Миним, на северо-западном побережье Кинерета:
Мраморное надгробие с кладбища Бану Аби аль-Сари в Ашкелоне с надписью
куфическим письмом, 1097-й год н.э.:
Надпись о строительстве из иерусалимской цитадели, сделанная
письмом насх в 1203-1218 годах н.э.:
Справа налево:
- надпись о строительстве здания, куфическое письмо, Шхем, конец 11 века н.э.
- надгробие из Ашкелона (?) с надписью куфическим письмом, примерно 1130 год н.э.
- надпись
письмом сулюс из Яффы (?)
Аббасидская мозаика из Рамлы:
Внутри мечети - периодически меняющиеся выставки. В мае 2022-го это была выставка "Встречи на золотой дороге", посвящённая культурам западной Африки. О выставке
отдельный пост, а здесь насколько фотографий интерьера:
Мечеть в 1917-м; правее неё резиденция правителя:
(
wiki)
Те же на аэрофотоснимке 1948-го года:
(
wiki)
Тоже 1948-й:
(Давид Эльдан, Национальная фотоколлекция via
wiki)
День независимости, 1950:
(Национальная фотоколлекция via
wiki)
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности Ссылки:
יצחק רייטר וליאור להרס - עיר ובלִבָּה מסגד
Drory.netYoaview.com