Во второй половине 19-го века турки построили 17 фортов для охраны дороги Яффа-Иерусалим от всяческих "романтиков". До наших дней дотянуло по меньшей мере два. Один - в Холоне (
см. предыдущий пост). На фотографии сверху - второй уцелевший форт, он же Хурват Харсис; он соседствует с бензоколонкой "Паз" в месте, известном как Шаар а-Гай или по-арабски
Баб эль-Вад. Форты очень похожи, но присмотревшись, можно найти некоторые отличия. Кроме того, как установили
люди с линейками, этот второй форт немного квадратнее - 9.75 на 8.72 м. В 2012-3 Управление древностей провело рядом с фортом раскопки, которыми руководила Аннет Ландес-Нагар. Нашли остатки поселения, основанного в конце 8-го века до нашей эры и прекратившего своё существование в 6-м, вероятно ввиду вавилонского завоевания - стена здания, сельхозинсталляции, среди мелких находок - ручка кувшина с "
царской печатью". В 4-7 веках уже нашей эры здесь находился комплекс с баней, очевидно обслуживавший путников. В 1890-е неподалёку были найдены две надписи; одна, греческая надпись на могильном камне, вроде бы тоже намекает на наличие византийской придорожной станции. Другая, арабская, на мильном камне, гласит:
Повелел построить эту дорогу слуга Аллаха Абд аль-Малик, предводитель правоверных {т.е.
халиф Абдул-Малик ибн Марван (685-705) ?}, да смилостивится над ним Аллах. Из Илии {т.е. Иерусалима} до этого места 8 миль.
В 1868-м Виктор Герен оставил нам следующее описание ситуации в районе Шаар а-Гай: Мы продолжили движение на восток по сужавшейся долине
Вади Али. Дорога, или скорее тропа, петляла между двух каменных стен, вдоль русла ручья или даже по самому руслу. В этом узком проходе кучка людей могла бы легко остановить армию. По этому ущелью поднимаются с трудом, более часа. Если караван из Иерусалима встречается с другим, поднимающимся из Яффо, это может привести к заметной потере времени, даже если караваны невелики..
Год спустя Иерусалим удостоился визита
двуединого монарха Франца-Иосифа. Высокий гость отправлялся в Египет, на церемонию открытия Суэцкого канала, а по пути домой вознамерился заглянуть и в наши края. Дорога Яффа-Иерусалим была непригодна для колёсного транспорта, но по такому случаю турки срочно привели её в порядок. На почётное звание бета-тестеров дороги
претендуют представители американской колонии в Яффе: "Floyd's horse-drawn carriage wheels were the first to travel from Jaffa to Jerusalem when the road was built in 1869". Правда, один автор - Исауи - пишет, что эта дорога была проложена в 1865, и даже приводит данные, по которым право собирать пошлины было в 1867 продано втрое дороже, чем в 1865, что свидетельствует о более интенсивном использовании дороги. То ли где-то что-то перепутано, то ли обустройство дороги проводилось в несколько этапов...
Ломанувшемуся в Иерусалим народу требовалось где-нибудь на полпути отдохнуть и подкрепиться. Поначалу, (по словам петахтиквинца
Зераха Барнета, 1871) путешественникам приходилось довольствоваться пещерой. Но в 1873
первая ивритская газета радостно
отрапортовала о появлении
постоялого двора:
The place called Bab-el-Wad at the heart of the road between Jerusalem and Jaffa, for many years has been known for its dangers to passers-by, being desolated and ideal for robbers’ hideouts. Even after the road from Jaffa to Jerusalem was paved and a wooden hut was erected to serve as a coffeehouse - there was no place for the weary traveler to rest and refresh himself. Now it has occurred to the Central Government to build a large, spacious court. Under the court stables are planned for horses, and above the court - pleasant houses, furnished with beds, tables, lanterns, couches, dining tables with a well for freshwater. Wooden huts were erected opposite for the Arabs and Peasants so that they would not mix with the Europeans.
В 1875 в гостинице останавливался
Монтефиорe, и посему та же газета снова уделяет объекту несколько слов: "Здание построено в европейском стиле. Там нет недостатка во всём, что есть в европейских гостиницах. Есть и кошерная пища для гостей". Здесь же, вероятно, собиралась вышеупомянутая пошлина. Заведение поочерёдно арендовалось у османских властей несколькими семьями, большей частью еврейскими, в том числе в течение 15 лет - Шломо Розенталем. С появлением железной дороги постояльцев стало меньше, ну а первая мировая добила гостиницу почти окончательно. С 1918 по 1921 гостиницу арендовал Тодрос Варшавски, а после она вроде пустовала. Хотя
этот господин утверждает что объект много лет принадлежал его семье и ещё функционировал в 1930-е.
В ноябре 1917-го британцы, похоже, достаточно быстро и легко заняли этот участок дороги: "
After capturing Latron and Amnas on the morning of the 19th, the remainder of the day was spent in clearing the defile up to Saris, which was defended by hostile rearguards". В 1930-е британцы разместили в бывшей гостинице отряд, охранявший дорогу. Напротив примерно в те же годы была построена автозаправка Shell, которой управляла семья Шарбати из Хеврона. В наши дни ровно там же находится заправка Паз.
С началом арабо-еврейских боевых действий в 1947 проходившая через Баб эль-Вад дорога стала для евреев единственной, позволявшей добраться в Иерусалим. Арабские формирования, естественно, стремились не допустить, чему способствовал рельеф местности и наличие по сторонам дороги арабских деревень, в частности деревни
Бейт-Махсир к югу от Баб эль-Вад. 10-11 мая 1948, в ходе
Операции Маккаби, Бейт-Махсир был захвачен бригадой
Арэль. С этого момента участок дороги отсюда и до Иерусалима был безопасен. К несчастью, дорога осталась перекрытой несколько западнее, в
Латруне.
Итак, османский форт:
Внутри не очень интересно:
Двухэтажное здание, оставшееся от автозаправки Шарбати; первый этаж служил магазином, а второй жильём:
Здесь постреливали:
К югу от шоссе, там где должен находиться постоялый двор, можно обнаружить два здания; Петерсен, если я его правильно понял, записывает в постоялые дворы оба объекта; по википедии, одно из зданий было построено британцами в 1930-е для нужд охранявших дорогу солдат. За прошедшие с момента написания поста годы объект благоустроили и
открыли для посетителей; я пока не успел там побывать.
Одно из зданий (назовём его, например, "восточным") стоит прямо на обочине шоссе. Вот оно на фотографии столетней давности:
(автор G.E.Franklin, стащено
отсюда)
Ещё одна старая картинка:
(
C)
Здание на момент написания поста выглядело почти как сто лет назад:
"Западное" чуть в глубине. Родственник бывшего владельца постоялого двора (см. выше) упомянул мельком о (жилом ?) доме, построенном в 1874 позади хана. Возможно, это он и есть.
Вокруг - всяческие пещеры:
Некоторые смахивают на подсобные помещения:
Колодец ?
Чуть дальше в сторону Иерусалима -
ещё всякая всячина.
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew PetersenHadashot-esi.org.ilSha'ar HaGai (Kh. Harsis) - An Iron Age 2 Settlement and a Byzantine and Ottoman Road Station By Annette Landes-NagarWhere heaven touches earth: Jewish life in Jerusalem By Dovid RossoffThe Fertile Crescent, 1800-1914: a documentary economic history By Charles Philip IssawiWar in Palestine, 1948: strategy and diplomacy By David Tal Crossposted to tourism_israel.