Иерусалим - Дворец госпожи Туншук итд.

Dec 10, 2022 00:50



(По следам экскурсии nehag-sus)

Теперь на улицу Акабат ат-Такия, к одному из наиболее известных мамлюкских зданий Иерусалима - дворцу госпожи Туншук аль-Музафария; а заодно и к нескольким соседним сооружениям. Вероятно, дворец был построен не позже 1393-го года, когда в некоем документе Харама упоминается "холм госпожи". Пару строк посвятил объекту незаменимый Муджир ад-Дин:

Напротив Инспекторских ворот, к западу, есть рыночный подъём, известный сейчас как "подъём госпожи" (акабат ас-ситт) из-за внушительного здания, построенного госпожой Туншук аль-Музафария. Эта госпожа Туншук была жива в 794-м (1391-2).

И далее, при описании завии Каландария (располагавшейся посреди кладбища Мамила), добавил немного информации о строительнице:

Шейх Ибрагим Каландари... был современником госпожи Туншук, дочери Абдаллы, аль-Музафария, той самой, которая построила великолепный дворец, известный как "дворец госпожи", на подъёме возле Инспекторских ворот. Она покровительствовала шейху Ибрагиму. Она также построила в этой завии, над могилой своего брата Бехадера, купол, который ещё сушествует, и окружающий его двор; это последнее было сделано в 794-м. Она умерла в Иерусалиме в первую субботу месяца зуль-када 800-го года (28 июля 1398) и была похоронена в мавзолее, который она построила на "подъёме госпожи" напротив дворца.

Согласно предположению Ван Берхема, госпожа Туншук приходилась родственницей Музаффаридам, правившим на западе Ирана с 1314-го; примерно в 1387-м у них начались проблемы с Тамерланом, и в 1393-м закончились Музаффариды. Выглядит логичным, что в последние годы кто-то из семьи решил поискать счастья в далёких краях и захватил с собой энную сумму денег. Кроме того, движение Каландария было распространено примерно в тех же краях. Ван Берхем рассмотрел и другой вариант - бывшая рабыня Аль-Музаффара Хаджи, мамлюкского султана в 1346-7. Рабы, мол, часто задним числом давали своим отцам образцовое мусульманское имя Абдалла. Но учёному мужу показалось крайне маловероятным, чтобы за год правления султана его гипотетическая фаворитка скопила огромный капитал, которого ей хватило бы на полвека роскошной жизни.

В 1552-м бывший дворец стал частью комплекса Имарет Хасеки-султан ака аль-Имара аль-Амира ака Такият Хасеки-султан или просто Такия (та самая, из названия улицы) - благотворительное учреждение основанное Хюррем/Роксоланой, женой султана Сулеймана Великолепного. Дополнительные строения имарета находились к востоку и югу от дворца; южный фасад выходил на улицу Акабат ас-Сарайя. Учреждение включало кухню для бедных, обслуживавшую её пекарню, постоялый двор, рибат (т.е. гостиницу для паломников) на 55 комнат, мечеть итд. На содержание выделялись доходы с длинного списка недвижимости в окрестностях Иерусалима, Наблуса, Газы, Сидона и Триполи, уступавшего только вакфам Храмовой горы и хевронской Пещеры патриархов. Бумаги вакфа имарета также содержали список персонала (49 человек), их обязанности и зарплаты; годовые расходы должны были составлять 360 золотых монет и 79,205 серебряных дирхемов. Кухня призвана была ежедневно обеспечивать работников, постояльцев рибата, а также 400 бедняков (т.е. в общей сложности 500+ ртов) едой в виде рисового и пшеничного супа, хлеба, а по четвергам и каждую ночь в рамадан полагалось даже некое мясное блюдо. Порций хлеба должно было выпекаться 2000 в день, по 281 грам каждая... Имарет ещё функционировал в начале 19-го века, а благотворительная кухня существует там и сейчас.

В 19-м веке часть здания служила резиденцией правителя Иерусалима (та самая "сарайя" из названия второй улицы). В 1921-2 Мусульманский Совет переоборудовал комплекс в индустриальную школу для сирот; в 1969-м комплекс расширили ещё дальше на восток путём присоединения двух зданий - Медресе Мавардия и Рибат Байрам Джавиш - и разместили в нём две школы под общим названием Дар аль-Айтам аль-Исламия. В наши дни учебные заведения всё ещё занимают часть комплекса; в других помещениях находятся жильё, офисы, мастерские, уже упомянутая кухня итп...

Дворец госпужи Туншук представлял собой большое двухэтажное здание с тремя входами с улицы Акабат ат-Такия; уже более-менее в наше время был добавлен третий этаж. Центральный вход вёл в зал размером 36 на 11.5 м, который - судя по закреплённым на стенах кольцам - в прошлом служил конюшней. По последним данным там обитает столярная мастерская. Боковые входы ведут в небольшие вестибюли; в западном находится лестница на второй этаж.



(Archnet.org)

Западный вход:



Надпись вокруг окна - цитата из Корана (сура Аль-Хиджр, аяты 46-55):

[Скажут им ангелы]: «Входите в него (в рай) с миром, пребывая [в полной] безопасности!» И удалим Мы [всю] злобу, что в груди их. [Воссядут они как] братья на ложах обращёнными друг к другу. Не коснётся их там усталость, и не [будут] они оттуда изгнанными. Поведай рабам Моим, что, поистине, Я - Прощающий, Милостивый, и что наказание Моё - оно [и есть] наказание мучительное! И поведай им о гостях Авраама. [И расскажи], когда вошли они к нему и сказали: «Салам» (мир). И сказал он: «Поистине, мы вас боимся!» Сказали [ангелы]: «Не бойся, поистине, мы радуем тебя [вестью благой о рождении у тебя] мальчика знающего». Сказал [им Авраам]: «Неужели радуете вы меня [вестью благой, несмотря] на то что коснулась меня старость? Чем же радуете вы?» Сказали [ангелы]: «Радуем мы тебя истиной - не будь же из отчаивающихся!»





Дальше - круглое окно:



Центральный вход:





И восточный:



Резная панель над входом некогда была украшена разноцветными камнями и стекляшками.





Напротив, то есть с северной стороны улицы, находится мавзолей госпожи Туншук. Около 1935-го объект был переделан в жилое здание. Что там сейчас, я не понял.











План мавзолея:



(Archnet.org)

Имара аль-Амира:





Плита с надписью о ремонте имарета и в частности его крыши в 1753-м, усилиями инспектора вакфа Хадж Халиля-аги и его представителя Мустафы-аги. Где изначально находилась эта плита, неясно; в наши дни она вмонтирована в стену внутреннего двора.



Кажется, этого двора (уже не помню, как туда попадают):



Дальше на запад - медресе Мавардия; известно также как Расасия (свинцовая) из-за свинцовых пластин, вложенных между камнями стен. Основатель и дата основания объекта неизвестны; впервые упоминается в 1535-м - т.е. уже при османской власти - в документах иерусалимского суда. В 1538-м здание реконструировал эмир Байрам Джавиш, а в 1540-м он же построил рядом рибат, и здание медресе вошло в состав последнего. В наши дни оно работает школой.









План:



(I2ud.org)

Ещё восточнее, на юго-западном углу Акабат ат-Такия и аль-Вад, находится ранний османский рибат эмира Байрама Джавиша. Байрам участвовал в строительстве стен Иерусалима (1537-41); во всяком случае, он ездил в Египет набирать работников. Некоторые исследователи даже утверждают, что он руководил проектом; но более вероятно, что у руля стоял Мухаммед Челеби аль-Накаш. Одновременно с работами над городской стеной, Байрам реконструировал медресе Мавардия (1538); построил упомянутый рибат (1540); а заодно восстанил здание напротив, на северо-западном углу того же перекрёстка (1540-1), для использования в качестве школы (мактаб) и семейной гробницы (мадфан). Для финансирования рибата и школы он создал вакф и пожертвовал 150,000 серебряных монет (усмани). На эти деньги была куплена недвижимость в разных районах Палестины - деревни, фруктовые сады итп. Согласно документам, зарплата шейха рибата составляла пять монет в день, учителя мактаба - три монеты, привратника - две; инспектору вакфа полагалось четыре, секретарю одна; по одной монете следовало тратить на каждого из 16 постояльцев рибата, и ещё одну на освещение; в итоге выходит 32 монеты в день или 11,680 монет в (невисокосный григорианский) год. Документы вакфа хранились в суде Газы; поэтому некоторые считают, что эмир был родом оттуда.

Для себя Байрам соорудил дом (Дар Байрам Джавиш) всё на том же перекрёстке, на арках над улицей аль-Вад и по восточную сторону последней. В 1574-м его потомки вели тяжбу за этот дом с шейхом рибата. Теперь дом известен как Дар аль-Асмар или Дар аль-Даас, по именам проживающих там семей. Помимо перечисленного, он курировал другие строительные проекты; занимал ряд важных должностей (в частности, администратора Имарета Хасеки-султан); а также успешно торговал оливковым маслом, сахаром, мылом, бумагой, оливками и фигами. Умер в 1562-м и был похоронен в вышеупомянутом мадфане. За часть информации выше и план ниже спасибо Денису Златопольскому.




Вот рибат; по крайней мере часть его теперь занимает пекарня:





Над входом надпись:

Это благословенное место - жилой хоспис эмира Байрама Джавиша, сына Мустафы, да продлится его слава ! 20 раби 947 года (25 июля 1540).



Мактаб/мадфан со стороны улицы аль-Вад; а ныне книжный магазин, в который я, естественно, зашёл, но сфотографировать надгробие мне не разрешили. Надпись на фасаде гласит:

Восстановил это здание благословенный Байрам Джавиш и сделал его школой для бесплатного обучения детей. Год 947 (1540-1).





А на четвёртом, северо-восточном углу перекрёстка, стоит один из шести однотипных (но не идентичных) османских сабилей, построенных по указанию Сулеймана Великолепного, со следующей надписью:

Повелел построить этот благословенный фонтан наш господин султан, великий принц и великолепный император, властелин над шеями народов, султан турок арабов и персов, султан Сулейман, сын султана Селим хана, да сделает Аллах вечным его правление и его султанат ! Во второй день рамадана 943-го года (12 февраля 1537-го).



Он же глазами Уильяма Генри Бартлетта, 1853:




И в заключение - на улицу Акабат ас-Сарайя, к южному входу в имарет:



К востоку от входа - османское дополнение к комплексу сарайи, построенное в конце 19-го века; оно известно как Адлийя (т.е. некое юридическое учреждение, видимо соответствующий отдел городской администрации):





Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
Development & Rehabilitation of Dar Al-Itam Al-Islamiyya (PDF)
Matériaux pour un Corpus Inscriptionum Arabicarum Part 2 Syrie du Sud T.1 Jérusalem «Ville» (1922) By Max Van Berchem p 307,p 416,p 430
I2ud.org 1,2,3,4,5,6
Syrie-medievale.com 1,2,3
Archnet.org 1,2
Histoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dyn p 179,p 199
Jerusalem revisited by William Henry Bartlett
Пост Михаила Чернина

дворцы, фотоотчёты, мавзолеи

Previous post Next post
Up