Тель Хацор.

Feb 01, 2023 08:30



У египетских фараонов рубежа 3-2 тысячелетий до нашей эры был обычай писать названия вражеских городов на на статуэтках и прочих предметах, а потом эти предметы ритуально разбивать, таким образом магически обрекая супостата на поражение и/или другие неприятности. В каком-то из этих "текстов проклятий" в 19-18 веке до н.э. впервые появляется ханаанейский Хацор. Или не впервые, если, как утверждается кое-где в сети, египтян опередили авторы табличек из сирийской Эблы (2500-2250 до н.э.). В минус 18-м веке документ из Мари упоминает сабж в качестве торгового центра. Дальше следуют различные египетские источники, как то списки завоеваний Тутмоса III в 15-м веке до н.э. или Амарнские письма минус 14-го века, представляющие собой переписку вассальных ханаанейских правителей с египетской метрополией; причём в отличие от остальных царей, обращающихся к фараону "отец", хацорский именует сюзерена братом. В книге Иегошуа (глава 11) местный царь Явин значится инициатором создания "антиизраильской" коалиции; несколькими строками ниже ещё раз подчёркивается значение сабжа - он, мол, "глава всех этих царств" и единственный из городов коалиции, который Иегошуа решил уничтожить.

И было, как услышал (это) Явин, царь Хацора, послал он к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа, И к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Кинерота (Киннэрэта), и на низменных местах, и в Нафот-Дорес запада; к кенаанеям, что на востоке и западе, и к эморийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и йевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Мицпа. И выступили они и все ополчение их с ними, народ многочисленный, как песок на берегу моря по множеству; и коней и колесниц весьма много. И собрались все цари эти, и пришли, и расположились станом вместе у Мэй-Мэйрома, чтобы сразиться с Исраэйлем. И сказал Г-сподь Йеошуе: не бойся их, ибо завтра, около этого времени, Я предам их всех на избиение Исраэйлю; коней их изувечь и колесницы их сожги огнем. И выступил внезапно против них Йеошуа и с ним весь народ военный у Мэй-Мэйрома, и напали на них. И предал их Г-сподь в руки исраэйльтян, и они поразили их, и преследовали их до Цидон Рабба, и до Мисрефот-Маима, и до долины Мицпэ к востоку, и перебили их до того, что не осталось у них никого уцелевшего. И поступил с ними Йеошуа, как сказал ему Г-сподь: коней их он изувечил и колесницы их сжег огнем. И возвратился в то время Йеошуа, и взял Хацор, и царя его убил мечом. Хацор же был прежде главой всех царств этих. И побили всех людей, которые в нем, острием меча, разгромив; не осталось ни одной души; а Хацор сжег он огнем. И все города царей этих, и всех царей их взял Йеошуа и побил острием меча, разгромив их, как повелел Моше, раб Г-сподень, Однако всех городов, стоявших на возвышенности, не сжег Исраэйль, один только Хацор сжег Йеошуа. А всю добычу городов этих и скот захватили себе сыны Исраэйля; людей же всех перебили острием меча до истребления их; не оставили ни одной души.

Согласно Иегошуа 19, после завоевания Хацор был выделен колену Нафтали; но внезапно в Судьях (глава 4) город снова в руках ханаанейского царя, опять-таки Явина, и военачальник последнего Сисра "жестоко угнетает сынов израилевых". Но в итоге Барак разбил армию Сисры; простая кенейская женщина Яэль нанесла пытающемуся найти убежище полководцу черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью; а к концу главы "становилась рука сынов Исраэйлевых все тяжелее и тяжелее над Явином, царем Кенаанским, пока не истребили они Явина". Многие годы спустя, по Мелахим I 9:15, Хацор (вместе с Мегидо и Гезером) был отстроен при Соломоне; а в Мелахим II 15:27 из Ассирии пришёл Тиглатпаласар и захватил его, наряду с прочими городами Нафтали.

"Новая энциклопедия археологических раскопок", сообщает, что впервые идентифицировал библейский Хацор с холмом Тель эль-Кеда или Тель Ваккас в 1875-м ирландский миссионер и путешественник Джозиас Лесли Портер. Портер неоднократно поднимал тему Хацора в своих книгах, начиная с 1855-го (см. ссылки в конце поста); вероятно, в энциклопедии имеется в виду локация, описанная в "The giant cities of Bashan and Syria's holy places" (1882). Так или иначе, повидимому, эта идентификация не привлекла внимание научного сообщества. В 1926-м в то же место ткнул пальцем британский археолог Джон Гарстанг, и двумя годами позже провёл пробные раскопки. Масштабные раскопки объекта начал в 1955-8 Игаэль Ядин, представлявший Иерусалимский университет; он же провёл пятый сезон в 1968-м; участник того сезона Амнон Бен-Тор продолжил копать уже после смерти Ядина, с 1990-го и почти до своей смерти в 2023-м. Kакое-то время вместе с Бен-Тором работами руководила Шломит Бехар. Летом 2023-го Бехар, уже представляющая Хайфский университет, возобновляет раскопки нижнего города.

Как и положено "главе царств", Тель Хацор представляет собой крупнейшее городище бронзового века в Израиле, площадью порядка 200 акров (0.8 кв км). Из них примерно 30 проходятся на холм с "верхним городом", а остальное на примыкающий к нему с севера прямоугольный "нижний город". Археологи насчитали в "верхнем" Хацоре 21 культурный слой, от домов ранней бронзы до эллинистической цитадели; а в "нижнем" 5, начиная со средней бронзы (минус 18 век), когда был сооружён защищавший город внушительный земляной вал, и до конца поздней бронзы (минус 13 век). Самый поздний слой нижнего города (1А) и соответствующий ему слой верхнего города (XIII) были разрушены и сожжены в середине 13-го века.

Ядин и вслед за ним Бен-Тор сочли наиболее вероятным, что ханаанейский Хацор был, как и сказано в книге Иегошуа, сожжён дотла израильтянами в ходе завоевания Ханаана. Некоторые исследователи полагают, однако, что для израильтян чуть рановато - они, мол вряд ли добрались до Хацора раньше самого конца 13-го века до н.э. - и выдвигают другие гипотезы, например египетскую экспедицию или разборки между ханаанейскими государствами. Шарон Цукерман, одна из руководителей раскопок в Хацоре на протяжении нескольких сезонов (ныне покойная), выдвинула версию о "внутригородском" конфликте. К спору о личности разрушителя слоя XIII подключились и немногочисленные "буквалисты", датируюшие появление евреев в Ханаане не концом минус 13-го века, а двумястами годами раньше, в соответствии с книгой Царств I 6:1: "И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шеломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду." В сочетании с принятыми годами правления Соломона (970-931) указанные 480 лет дают нам исход из Египта в минус 1446-м и, учитывая 40 лет в пустыне (Дварим 29:4), вторжение в землю обетованную в минус 1406-м. Буквалисты (см. статью Петровича) отмечают, что в принятой хронологии Хацора нет места городу Явина "второго" из книги Судей, видят в Хацоре-XIII именно его и посему приписывают разрушение Бараку и его соратникам. К завоеванию Иегошуа Петрович более или менее успешно пытается отнести более скромные следы разрушений в одном из предшествующих слоёв; тогда как Бен-Тор "вешает" эти разрушения на Тутмоса III...

Зоны раскопок в Хацоре - в северной части огромный нижний город, в южной более скромный верхний. В северной части нижнего города (зона H) Ядин раскопал серию из 4 храмов из разных слоёв, а в северо-восточной (зона K) аналогичную серию городских ворот.



(Цукерман, The Temples of Canaanite Hazor)

План верхнего города, зачем-то повёрнутый севером вниз. В центре хорошо видна казематная стена и шестикамерные ворота, раскопанные Ядином и отнесённые к 10-му веку до нашей эры. Похожие ворота были обнаружены в Мегидо и Гезере; это хорошо согласуется с утверждением из книги Царств, что все три города были отстроены при Соломоне; посему ворота во всех трёх городах часто называют "соломоновыми". Таким образом, во времена Соломона (слои X и IX) город занимал только западную половину вершины; только при династии Омри (слой VIII) он распространился и на восточную часть последней. Впрочем, с Ядином и Бен-Тором, конечно же, не мог согласиться Исраэль Финкельштейн; он предлагает записать X-й слой с этими самыми "соломоновыми воротами" на счёт Омридов (равно как и ворота в Мегидо), а последующие слои несколько "уплотнить". Так или иначе, разрушение слоя номер V единогласно приписывается Тиглатпаласару.



(Biblicalarchaeology.org)

Вид с подъездной дороги:



Центральная часть вершины холма (зона A). Кезематная городская стена 10-го века до н.э. (слой X):



С шестикамерными воротами:









Башня:



Под одним из помещений ворот - ханаанейский храм минус 15-14 веков:



Ворота с тыла:



Дальше:





Ханаанейский храм минус 17-14 веков:







Большое здание минус 14-13 веков, на угол которого наткнулся Ядин, а потом всё остальное раскопал Бен-Тор. Бен-Тор определил здание как дворец, а Шарон Цукерман - как храм.





(Энциклопедия Археологических Раскопок, том 5)









Внутри:









Система водообеспечения в южной части верхнего города (зона L). Квадратная вертикальная шахта с 3-метровой лестницей по периметру спускается на 30 метров; оттуда на запад-юг-запад ведёт 25-метровый наклонный тоннель, достигающий водоносного слоя на глубине порядка 40 м. Систему приписывают царю Ахаву, правившему в минус 9-м веке. До этого воду могли брать из источников в Вади Ваккас, к югу от города.













Западная часть вершины (зона B); здесь раннее израильское святилище минус 11-го века (слой XI) и цитадель минус 9-го (слой VIII):





Святилище крупным планом:



Цитадель и примыкающие строения, другие ракурсы:







Башня, построенная незадолго до ассирийского завоевания:









Дальше на юг видим фрагмент городской стены:



На севере - нижний город и окружавший его земляной вал:





Теперь обратно к воротам; по пути - два израильских здания минус 9-8 веков; они находились над ханаанейским дворцом и были перенесены археологами в сторону.



Одно - общественное здание, скорее всего склад:





Второе жилое, "четырёхпространственное", с маслодавильней во дворе:





Надо полагать, эти каменюки служили водопроводом:



И ещё всякая каменная всячина:









Северный склон, спускающийся к ханаанейскому нижнему городу (зона M). Цукерман интерпретировала часть построек в этой зоне как относящиеся к "потерянному" дворцу ханаанейских правителей. В частности, именно там она предлагала искать гипотетический царский архив, за которым давно "охотились" Ядин и Бен-Тор. Обнаружение такого архива, конечно, стало бы событием огромной важности; но пока в Хацоре находили только отдельные таблички. У Шломит Бехар тоже есть какие-то соображения по поводу поисков архива...







Место встречи двух городских стен - казематной стены израильского города минус 10-го века (Соломон) и сплошной стены минус 9-го века (Ахав):



Казематная стена минус 10-го века, спускавшаяся от ворот (за спиной фотографа) и затем поворачивавшая на запад; в минус 9-м к её нижней части была пристроена новая сплошная стена, охватывавшая дополнительную территорию к востоку.



На этом всё...

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (volume 2)
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (volume 5)
Who Destroyed Canaanite Hazor ? By Amnon Ben-Tor
Hazor in the Tenth Century B.C.E. By Amnon Ben-Tor
The Temples of Canaanite Hazor By Sharon Zuckerman
"The City, Its Gods will return there…": Towards an Alternative Interpretation of Hazor’s Acropolis in the Late Bronze Age By Sharon Zuckerman
The Dating of Hazor's Destruction in Joshua 11 via Biblical, Archaeological, & Epigraphical Evidence By Douglas N Petrovich
Hazor XII-XI with an Addendum on Ben-Tor’s Dating of Hazor X-VII By Israel Finkelstein
Five years in Damascus By Josias Leslie Porter (1855)
A Handbook for Travellers in Syria and Palestine by Josias Leslie Porter (1868)
The giant cities of Bashan and Syria's holy places by Josias Leslie Porter (1882)
Narrative of a journey round the Dead Sea, and in the Bible lands, in 1850 and 1851 by Louis Félicien Joseph Caignart de Saulcy (1854)
Hadashot.esi 1,2,3,4,5,6
Tsaritsyn-tours.com
BibleWalks.com
Biblicalarchaeology.org

дворцы, фотоотчёты, храмы, водопровод

Previous post Next post
Up