У египетских фараонов рубежа 3-2 тысячелетий до нашей эры был обычай писать названия вражеских городов на на статуэтках и прочих предметах, а потом эти предметы ритуально разбивать, таким образом магически обрекая супостата на поражение и/или другие неприятности. В каком-то из этих "
текстов проклятий" в 19-18 веке до н.э. впервые появляется ханаанейский
Хацор. Или не впервые, если, как утверждается кое-где в сети, египтян опередили авторы
табличек из сирийской Эблы (2500-2250 до н.э.). В минус 18-м веке документ из
Мари упоминает сабж в качестве торгового центра. Дальше следуют различные египетские источники, как то списки завоеваний Тутмоса III в 15-м веке до н.э. или
Амарнские письма минус 14-го века, представляющие собой переписку вассальных ханаанейских правителей с египетской метрополией; причём в отличие от остальных царей, обращающихся к фараону "отец", хацорский именует сюзерена братом. В
книге Иегошуа (глава 11) местный царь Явин значится инициатором создания "антиизраильской" коалиции; несколькими строками ниже ещё раз подчёркивается значение сабжа - он, мол, "глава всех этих царств" и единственный из городов коалиции, который Иегошуа решил уничтожить.
И было, как услышал (это) Явин, царь Хацора, послал он к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа, И к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Кинерота (Киннэрэта), и на низменных местах, и в Нафот-Дорес запада; к кенаанеям, что на востоке и западе, и к эморийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и йевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Мицпа. И выступили они и все ополчение их с ними, народ многочисленный, как песок на берегу моря по множеству; и коней и колесниц весьма много. И собрались все цари эти, и пришли, и расположились станом вместе у Мэй-Мэйрома, чтобы сразиться с Исраэйлем. И сказал Г-сподь Йеошуе: не бойся их, ибо завтра, около этого времени, Я предам их всех на избиение Исраэйлю; коней их изувечь и колесницы их сожги огнем. И выступил внезапно против них Йеошуа и с ним весь народ военный у Мэй-Мэйрома, и напали на них. И предал их Г-сподь в руки исраэйльтян, и они поразили их, и преследовали их до Цидон Рабба, и до Мисрефот-Маима, и до долины Мицпэ к востоку, и перебили их до того, что не осталось у них никого уцелевшего. И поступил с ними Йеошуа, как сказал ему Г-сподь: коней их он изувечил и колесницы их сжег огнем. И возвратился в то время Йеошуа, и взял Хацор, и царя его убил мечом. Хацор же был прежде главой всех царств этих. И побили всех людей, которые в нем, острием меча, разгромив; не осталось ни одной души; а Хацор сжег он огнем. И все города царей этих, и всех царей их взял Йеошуа и побил острием меча, разгромив их, как повелел Моше, раб Г-сподень, Однако всех городов, стоявших на возвышенности, не сжег Исраэйль, один только Хацор сжег Йеошуа. А всю добычу городов этих и скот захватили себе сыны Исраэйля; людей же всех перебили острием меча до истребления их; не оставили ни одной души.
Согласно Иегошуа 19, после завоевания Хацор был выделен колену Нафтали; но внезапно в
Судьях (глава 4) город снова в руках ханаанейского царя, опять-таки Явина, и военачальник последнего Сисра "жестоко угнетает сынов израилевых". Но в итоге Барак разбил армию Сисры; простая
кенейская женщина Яэль нанесла пытающемуся найти убежище полководцу черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью; а к концу главы "становилась рука сынов Исраэйлевых все тяжелее и тяжелее над Явином, царем Кенаанским, пока не истребили они Явина". Многие годы спустя, по
Мелахим I 9:15, Хацор (вместе с
Мегидо и
Гезером) был отстроен при Соломоне; а в
Мелахим II 15:27 из Ассирии пришёл Тиглатпаласар и захватил его, наряду с прочими городами Нафтали.
"Новая энциклопедия археологических раскопок", сообщает, что впервые идентифицировал библейский Хацор с холмом Тель эль-Кеда или Тель Ваккас в 1875-м ирландский миссионер и путешественник
Джозиас Лесли Портер. Портер неоднократно поднимал тему Хацора в своих книгах, начиная с 1855-го (см. ссылки в конце поста); вероятно, в энциклопедии имеется в виду локация, описанная в "The giant cities of Bashan and Syria's holy places" (1882). Так или иначе, повидимому, эта идентификация не привлекла внимание научного сообщества. В 1926-м в то же место ткнул пальцем британский археолог
Джон Гарстанг, и двумя годами позже провёл пробные раскопки. Масштабные раскопки объекта начал в 1955-8 Игаэль Ядин, представлявший Иерусалимский университет; он же провёл пятый сезон в 1968-м; участник того сезона Амнон Бен-Тор
продолжил копать уже после смерти Ядина, с 1990-го и почти до своей смерти в 2023-м. Kакое-то время вместе с Бен-Тором работами
руководила Шломит Бехар. Летом 2023-го Бехар, уже представляющая Хайфский университет,
возобновляет раскопки нижнего города.
Как и положено "главе царств", Тель Хацор представляет собой крупнейшее городище бронзового века в Израиле, площадью порядка 200 акров (0.8 кв км). Из них примерно 30 проходятся на холм с "верхним городом", а остальное на примыкающий к нему с севера прямоугольный "нижний город". Археологи насчитали в "верхнем" Хацоре 21 культурный слой, от домов ранней бронзы до эллинистической цитадели; а в "нижнем" 5, начиная со средней бронзы (минус 18 век), когда был сооружён защищавший город внушительный земляной вал, и до конца поздней бронзы (минус 13 век). Самый поздний слой нижнего города (1А) и соответствующий ему слой верхнего города (XIII) были разрушены и сожжены в середине 13-го века.
Ядин и вслед за ним Бен-Тор сочли наиболее вероятным, что ханаанейский Хацор был, как и сказано в книге Иегошуа, сожжён дотла израильтянами в ходе завоевания Ханаана. Некоторые исследователи полагают, однако, что для израильтян чуть рановато - они, мол вряд ли добрались до Хацора раньше самого конца 13-го века до н.э. - и выдвигают другие гипотезы, например египетскую экспедицию или разборки между ханаанейскими государствами. Шарон Цукерман, одна из руководителей раскопок в Хацоре на протяжении нескольких сезонов (ныне покойная), выдвинула версию о "внутригородском" конфликте. К спору о личности разрушителя слоя XIII подключились и немногочисленные "буквалисты", датируюшие появление евреев в Ханаане не концом минус 13-го века, а двумястами годами раньше, в соответствии с
книгой Царств I 6:1: "И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шеломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду." В сочетании с принятыми годами правления Соломона (970-931) указанные 480 лет дают нам исход из Египта в минус 1446-м и, учитывая 40 лет в пустыне (Дварим 29:4), вторжение в землю обетованную в минус 1406-м. Буквалисты (см. статью Петровича) отмечают, что в принятой хронологии Хацора нет места городу Явина "второго" из книги Судей, видят в Хацоре-XIII именно его и посему приписывают разрушение Бараку и его соратникам. К завоеванию Иегошуа Петрович более или менее успешно пытается отнести более скромные следы разрушений в одном из предшествующих слоёв; тогда как Бен-Тор "вешает" эти разрушения на Тутмоса III...
Зоны раскопок в Хацоре - в северной части огромный нижний город, в южной более скромный верхний. В северной части нижнего города (зона H) Ядин раскопал серию из 4 храмов из разных слоёв, а в северо-восточной (зона K) аналогичную серию городских ворот.
(Цукерман, The Temples of Canaanite Hazor)
План верхнего города, зачем-то повёрнутый севером вниз. В центре хорошо видна казематная стена и шестикамерные ворота, раскопанные Ядином и отнесённые к 10-му веку до нашей эры. Похожие ворота были обнаружены в Мегидо и Гезере; это хорошо согласуется с утверждением из книги Царств, что все три города были отстроены при Соломоне; посему ворота во всех трёх городах часто называют "соломоновыми". Таким образом, во времена Соломона (слои X и IX) город занимал только западную половину вершины; только при династии Омри (слой VIII) он распространился и на восточную часть последней. Впрочем, с Ядином и Бен-Тором, конечно же, не мог согласиться Исраэль Финкельштейн; он предлагает записать X-й слой с этими самыми "соломоновыми воротами" на счёт Омридов (равно как и ворота в Мегидо), а последующие слои несколько "уплотнить". Так или иначе, разрушение слоя номер V единогласно приписывается Тиглатпаласару.
(Biblicalarchaeology.org)
Вид с подъездной дороги:
Центральная часть вершины холма (зона A). Кезематная городская стена 10-го века до н.э. (слой X):
С шестикамерными воротами:
Башня:
Под одним из помещений ворот - ханаанейский храм минус 15-14 веков:
Ворота с тыла:
Дальше:
Ханаанейский храм минус 17-14 веков:
Большое здание минус 14-13 веков, на угол которого наткнулся Ядин, а потом всё остальное раскопал Бен-Тор. Бен-Тор определил здание как дворец, а Шарон Цукерман -
как храм.
(Энциклопедия Археологических Раскопок, том 5)
Внутри:
Система водообеспечения в южной части верхнего города (зона L). Квадратная вертикальная шахта с 3-метровой лестницей по периметру спускается на 30 метров; оттуда на запад-юг-запад ведёт 25-метровый наклонный тоннель, достигающий водоносного слоя на глубине порядка 40 м. Систему приписывают царю Ахаву, правившему в минус 9-м веке. До этого воду могли брать из источников в Вади Ваккас, к югу от города.
Западная часть вершины (зона B); здесь раннее израильское святилище минус 11-го века (слой XI) и цитадель минус 9-го (слой VIII):
Святилище крупным планом:
Цитадель и примыкающие строения, другие ракурсы:
Башня, построенная незадолго до ассирийского завоевания:
Дальше на юг видим фрагмент городской стены:
На севере - нижний город и окружавший его земляной вал:
Теперь обратно к воротам; по пути - два израильских здания минус 9-8 веков; они находились над ханаанейским дворцом и были перенесены археологами в сторону.
Одно - общественное здание, скорее всего склад:
Второе жилое, "
четырёхпространственное", с маслодавильней во дворе:
Надо полагать, эти каменюки служили водопроводом:
И ещё всякая каменная всячина:
Северный склон, спускающийся к ханаанейскому нижнему городу (зона M). Цукерман интерпретировала часть построек в этой зоне как относящиеся к "потерянному" дворцу ханаанейских правителей. В частности, именно там она
предлагала искать гипотетический царский архив, за которым давно "охотились" Ядин и Бен-Тор. Обнаружение такого архива, конечно, стало бы событием огромной важности; но пока в Хацоре находили только отдельные таблички. У Шломит Бехар
тоже есть какие-то соображения по поводу поисков архива...
Место встречи двух городских стен - казематной стены израильского города минус 10-го века (Соломон) и сплошной стены минус 9-го века (Ахав):
Казематная стена минус 10-го века, спускавшаяся от ворот (за спиной фотографа) и затем поворачивавшая на запад; в минус 9-м к её нижней части была пристроена новая сплошная стена, охватывавшая дополнительную территорию к востоку.
На этом всё...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (volume 2)
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (volume 5)
Who Destroyed Canaanite Hazor ? By Amnon Ben-TorHazor in the Tenth Century B.C.E. By Amnon Ben-TorThe Temples of Canaanite Hazor By Sharon Zuckerman"The City, Its Gods will return there…": Towards an Alternative Interpretation of Hazor’s Acropolis in the Late Bronze Age By Sharon ZuckermanThe Dating of Hazor's Destruction in Joshua 11 via Biblical, Archaeological, & Epigraphical Evidence By Douglas N PetrovichHazor XII-XI with an Addendum on Ben-Tor’s Dating of Hazor X-VII By Israel FinkelsteinFive years in Damascus By Josias Leslie Porter (1855)A Handbook for Travellers in Syria and Palestine by Josias Leslie Porter (1868)The giant cities of Bashan and Syria's holy places by Josias Leslie Porter (1882)Narrative of a journey round the Dead Sea, and in the Bible lands, in 1850 and 1851 by Louis Félicien Joseph Caignart de Saulcy (1854)Hadashot.esi
1,
2,
3,
4,
5,
6Tsaritsyn-tours.comBibleWalks.comBiblicalarchaeology.org